Столичные таксисты жалуются на низкую стоимость поездок и высокие размеры комиссий от агрегаторов заказов, показал опрос департамента транспорта Москвы. Кроме того, водители недовольны длинным рабочим днем, который в среднем достигает 11–12 часов, пишет газета «Ведомости».
В 2015 году средний чек за поездку достигал 650 рублей, в 2018 году показатель опустился до 450 рублей. Снижение стоимости объясняется дальностью поездки: в 2015 году средний маршрут составлял 14,4 км, а в прошлом году — 10,6 км. При этом рынок легального такси вырос с 40 тыс. поездок в день до 715 тыс. по итогам 2018 года, отмечает газета.
С 2014 года значительное влияние на рынок начали оказывать агрегаторы заказов. По информации Дептранса, 80% заказов машин в столице проходит через агрегаторы. Лидером рынка выступает объединенный сервис «Яндекс.Такси» и Uber, рыночная доля которого составляет 66%. Второе место — у «Ситимобила», а топ-3 замыкает израильская Gett. На четвертом месте — группа «Везет».
Участники рынка отмечают, что рынок московских таксопарков слабо консолидирован: на 10 крупнейших автопарков приходится около 2–5% всех заказов. При этом в таксомоторном бизнесе Москвы мало реальных компаний с большим количеством разрешений на работу такси, рассказал гендиректор московского таксопарка «2412» Роман Кондрашкин. У многих фирм с большим числом разрешений на такси нет автомобилей, страховок, врачей и предрейсовых осмотров.
По словам Кондрашкина, традиционные таксопарки не могут зарабатывать в сегодняшних условиях. Предприниматель рассказал, что таксопарк «2412» уже 2 года приносит убытки. Если ситуация не изменится, то компании придется закрываться. Сейчас таксопарки не могут обеспечить спрос без помощи агрегаторов, которые значительно нарастили комиссию. Кондрашкин отметил, что в 2014 году агрегаторы забирали менее 5% с заказа, а сейчас у «Яндекс.Такси» комиссия достигает 23%. Кроме того, топливо стало дороже на 30%, страховки — на 40%.
В «Яндекс.Такси» не раскрывают комиссию сервиса. В компании заявляют, что в основе работы онлайн-сервиса лежит единый максимальный тариф, который позволяет передавать заказы свободным водителям поблизости и уменьшать время подачи машины. При этом таксопаркам не нужно тратиться на привлечение пассажиров и рекламу, отмечают в компании. А в «Ситимобил» заявляют, что рост конкуренции на рынке агрегаторов позитивно повлиял на бизнес таксопарков. Представитель компании отметил, что у сервиса одна из самых низких комиссий (15–17% от заказа).
Адвокат юридического департамента «НЮС Амулекс» Александр Домнин рассказал изданию, что ситуация, в которой оказались таксопарки, создана при их участии: клиенты пользуются агрегаторами из-за низких цен, а таксопарки заключают контракты с онлайн-сервисами в расчете на увеличение числа заказов.
В декабре 2018 года Госдума в первом чтении приняла закон о такси, который предлагает ввести ответственность агрегаторов перед пассажирами. Например, документ предлагает штрафовать агрегаторы на 100–200 тыс. руб. за передачу заказа водителю без лицензии. Кроме того, столичный Дептранс хочет запретить агрегаторам регулировать тарифы и плату за проезд, а также гарантировать водителям такси минимальную зарплату. Ведомство также хочет ужесточить выдачу лицензий.
По прогнозам управляющего партнера Arthur D. Little Russia Александра Ованесова, агрегаторы такси будут доминировать на рынке. По его словам, борьба с агрегаторами представляет собой борьбу с прогрессом, а запрет этой услуги грозит потерей лояльности граждан. Партнер Deloitte Антон Зыков ожидает, что государства будут регулировать работу агрегаторов.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews