Журнал

Алексей Ивановский создал приложение для развития креативности. Одни сравнивают его с TikTok, другие называют развивашкой для своих. Есть ли у него будущее?

Алексей Ивановский
создал приложение для развития креативности. Есть ли у него будущее?

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Новости

Не бойтесь отказаться от очной встречи, потому что опасаетесь вируса. Вас поймут, доказали учёные Гарварда

Фото: iStock

В условиях, когда заболеваемость коронавирусом продолжает расти, многие предпочитают избегать встреч и вечеринок. Но можно ли отклонить приглашение и при этом не обидеть собеседника? Серия экспериментов специалистов Гарвардской школы бизнеса показала, что люди готовы спокойно воспринять отказ, если им подробно сообщить о причинах и указать на конкретные риски. Более того, забота об окружающих только укрепит ваши отношения, пишет Harvard Business Review.

Отправной точкой для исследований стал случай из жизни, когда авторы решили отклонить приглашение друзей, сославшись на опасность заражения коронавирусом. В результате исследователи решили провести серию экспериментов, чтобы выяснить, как люди реагируют на подобные ситуации и способен ли отказ разрушить отношения в группе.

В исследовании приняли участие более 3 тыс. взрослых американцев. В первом эксперименте его авторы смоделировали тот же сценарий: один участник приглашает другого в поход, но получает отказ. В одном случае участник говорил «нет» без объяснения причин, а в другом ― подробно объяснял, что не сможет прийти из-за рисков, связанных с Covid-19, а также напомнил собеседнику, что ему тоже стоит быть осторожнее и беречь здоровье.

Как полагали авторы, и в том, и другом случае собеседник обидится и отношения между друзьями испортятся. Однако результаты эксперимента показали, что это не так. В случае, если собеседник получал подробное объяснение с указанием рисков, он, напротив, чувствовал себя ближе к другу, ― респонденты сообщили, что испытывают благодарность за напоминание и заботу, а также сами задумались о том, насколько целесообразна встреча в сложных условиях.

В другом эксперименте исследователи выяснили, в каких группах респонденты наиболее вероятно в принципе откажутся от приглашения. Они обнаружили, что чаще всего участники отказывали наиболее близким людям, за которых беспокоятся, а реже ― в группах, где они хотят произвести положительное впечатление (например в группе коллег или начальника).

Как отмечают авторы, результаты эксперимента показывают, насколько важнее для нас произвести хорошее впечатление, чем сосредоточиться на рисках.

«Мы заботимся о том, что о нас думают другие, и часто больше, чем нам следовало бы. Мы переоцениваем социальные риски, склонны думать, что отказаться от приглашения для нас критичнее, и поэтому соглашаемся выполнять задачи, на которые у нас нет времени, или более того, учитывая текущую ситуацию, даже готовы подвергать себя и окружающих потенциальному риску», ― отмечает Эшли Вилланс, профессор Гарвардской школы бизнеса и один из авторов эксперимента.

Чтобы не испытывать дискомфорт при отказе, исследователи советуют чаще напоминать себе о причинах, почему в данный момент лучше отклонить приглашение. А также помнить, что люди вас не осудят, если вы подробно объясните свою позицию и проявите заботу.