В Швеции придумали термин köpskam, или стыд за покупки. Его распространение угрожает бизнесу по всему миру
Дискуссии на тему изменения климата в одних странах незначительно влияют на мышление некоторых людей, а в других — полностью меняют потребительское поведение. Такой страной стала Швеция: вслед за термином flygskam (стыд за полеты на самолете) там возникло понятие köpskam, которое может вскоре распространиться на весь мир.
Список шведских неологизмов, связанных с экологическими проблемами, продолжает расти и теперь дополнился термином köpskam, сообщает Business Insider со ссылкой на крупнейшую ежедневную газету в Скандинавии Aftonbladet. Köpskam означает «стыд, связанный с покупками и потреблением».
Ранее в стране возникли такие понятия, как flygskam и smygflyga. Первый относится к людям, которые стыдят других за полеты на самолетах. Второй характеризует тех, кто продолжает путешествовать на самолетах, но чувствует при этом угрызения совести.
На родине эко-активистки и человека года по версии Time 16-летней Греты Тунберг понятием köpskam обозначают отсутствие экологической ответственности, когда люди покупают слишком много вещей. По данным ООН, фэшн-индустрия производит больше выбросов углерода, чем все международные рейсы и морские перевозки.
Генеральный директор аналитической компании HUI Research Йонас Арнберг считает вопросом времени тот момент, когда новый термин станет широко распространенным во всем мире. В Швеции также растут продажи вещей из секонд-хэндов, отмечает издание.
Многим людям нравится идея, что одежда может получить вторую жизнь. Кроме того, дополнительную ценность вещи придает процесс ее поиска, который обусловлен личным стилем покупателя, а не последними модными тенденциями.
В декабре профессор Копенгагенской школы бизнеса Бьорн Ломборг заявил, что электромобили и вегетарианство бессмысленны в борьбе с изменением климата. «Индивидуальные действия даже в совокупности достигают так мало, потому что в основе глобальных изменений лежит дешевая и надежная энергия», — сказал он.