Новости

The Bell рассказал, какие стартапы рискуют пострадать из-за санкций против российского бизнеса

Виктор Вексельберг. Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Совладелец «Реновы» Виктор Вексельберг инвестировал около $1 млрд в американские фонды (в том числе и в хедж фонды), однако из-за санкций США активы Вексельберга в США должны быть заморожены, пишет The Bell. Под санкциями также оказался инвестировавший в западные проекты Сулейман Керимов.


Совладелец «Реновы» Виктор Вексельберг до американских санкций выступил одним из инвесторов американского венчурного фонда SBT Venture Capital II, который создавался в Кремниевой долине при участии Сбербанка и руководителя кредитной организации Германа Грефа. Однако из-за санкций США заморозили долларовые счета компаний, связанных с «Реновой» на $1,5—2 млрд.

Фонд SBT Venture Capital под управлением ИТ-директора Сбербанка Виктора Орловского был создан осенью 2017 года. Объем фонда составил $75 млн. Из-за проблем с привлечением средств около 20% в фонд вложил Сбербанк, а оставшуюся часть добирали преимущественно за счет инвестиций российских частных инвесторов. Так, по данным собеседников The Bell, по личной просьбе Германа Грефа в фонд инвестировал Виктор Вексельберг.

Управляющий SBT Venture Capital Виктор Орловский не стал комментировать информацию о проблемах фонда. В Сбербанке и «Ренове» также не прокомментировали информацию. Объем первого фонда Сбербанка в Кремниевой долине достигал $100 млн. Первый фонд открыли в 2012 году для финансирования технологических стартапов, полезных для Сбербанка. Фонд принял участие в 11 сделках, среди которых — инвестиция в Uber.

А в 2000 году «Ренова» вложилась в американский фонд Columbus Nova Technology Partner (CNTP), который оставался в числе активов «Реновы» до тех пор, пока ее сайт не заблокировали из-за санкций. Активы фонда оценивались в $2 млрд, а под управлением организации было примерно $350 млн, рассказал собеседник издания. В середине 2017 года газета «Коммерсант» писала о $250 млн и сообщала, что партнером фонда был сын Вексельберга Александр.

CNTP инвестировала в небольшие проекты. Так, в 2016 году фонд инвестировал в сайт о слухах и новостях Нью-Йорка Gawker. Также в портфеле фонда израильская компания Fifth Dimension. Всего у CNTP десять портфельных инвестиций. В каждом проекте фонду принадлежит миноритарная доля, поэтому санкции против Вексельберга на компаниях не отразятся, отмечает The Bell. Вексельберг выступает якорным инвестором в фонде Maxfield Capital объемом $100 млн. Maxfield вкладывается в ИТ-проекты на ранней стадии. В портфеле фонда есть компании из Европы, Израиля и США. Среди них — компании Jelastic и Prallels. Сейчас фонд хочет изменить структуру бенефициаров, чтобы не оказаться под санкциями.

Под санкциями также оказался Сулейман Керимов, который вложился в Snapchat незадолго до IPO компании в марте 2017 года, а также в калифорнийскую платформу по распознаванию музыки SoundHound. Если Керимов вкладывался в стартапы напрямую, то его доли в проектах должны быть заморожены. Если Керимов инвестировал через фонд, то средства заморозят, если инвестору принадлежало более 50% фонда. Под санкциями также оказался бизнес-партнер Алишера Усманова по USM Holding Андрей Скоч. Однако по формальным признакам бизнес Усманова не должен пострадать, так как доля Скоча в USM оформлена на отца предпринимателя.

Вексельберг стал токсичной фигурой для любого фонда или компании на Западе после того, как он оказался под персональными санкциями США. А по словам знакомого Вексельберга, один из фондов предпринимателя в США за несколько часов до объявления о санкциях получил уведомление от американского банка о том, что его счет заморожен. Теперь фонд должен до 5 июня избавиться от доли Вексельберга, которую, вероятнее всего, придется продать с большим дисконтом. Деньги заморозят на специальном счете в США.

6 апреля американский Минфин ввел санкции против некоторых участников «кремлевского доклада» среди которых семь российских предпринимателей, а также 17 чиновников.

В список вошли глава «Газпрома» Алексей Миллер, владелец En+ Олег Дерипаска, а также глава ВТБ Андрей Костин и владелец «Реновы» Виктор Вексельберг. В санкционный список также включили главу Роскомнадзора Александра Жарова. Санкции ввели и против председателя правления Газпромбанка Андрея Акимова и генерального директора «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!