Новости

ЦБ не объяснил банкам, как правильно останавливать подозрительные операции

Фото: iStock

Представителям кредитных организаций не удалось добиться от Центробанка разъяснений по спорным моментам обязанности останавливать подозрительные операции до получения согласия клиентам. Регулятор оставил эти вопросы на усмотрение банков, сообщает газета «Коммерсант».


Обязанность останавливать транзакции клиентов при подозрениях в несанкционированном характере появилась благодаря поправкам к закону «О национальной платежной системе», вступившим в силу 26 сентября 2018 года. Формулировки в законе оказались неконкретными, что вынудило банки попросить у ЦБ разъяснения по 40 вопросам и потребовать опубликовать нормативные акты для отдельных случаев. Однако банковский регулятор уклонился от прямых ответов на вопросы и заявил о свободе договора банка с клиентом.

Открытыми остались вопросы работы банка-отправителя денежных средств и клиента при выявлении сомнительной операции. В соответствии с законодательством, при выявлении попытки хищения средств клиента банк должен приостановить операцию на два дня, незамедлительно уведомить клиента и провести сделку после подтверждения. Однако в законе не говорится, как именно и в какой форме информировать клиента.

Более серьезные проблемы наблюдаются при взаимодействии банка-получателя средств и клиента. В соответствии с законом, банк-получатель может задержать сомнительные средства на счете на пять дней (в это время клиент должен предъявить документы, которые подтверждают легальность денег). При этом в законе не говорится, о каких именно документах идет речь, и в каком виде нужно предоставить бумаги.

По словам управляющего партнера УК «Право и бизнес» Алекандра Пахомова, из-за отсутствия разъяснений от ЦБ банки могут действовать по-разному в одной ситуации, а это недопустимо. «Как быть, если клиент сначала сам подтвердил операцию, а после назвал ее хищением?», — отметил юрист.

Партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко в разговоре с изданием предположил, что отсутствие пояснений от регулятора может привести к тому, что в случае хищения средств клиента недобросовестный банк может заявить, что он ни за что не отвечает.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews