С 12 октября московские компании обязаны еженедельно отправлять в мэрию отчёты о переводе не менее 30% сотрудников на дистанционный режим работы — с их именами, номерами телефонов, автомобилей и транспортных карт «Тройка». Однако четыре из пяти столичных компаний не могут выполнить указ мэра, пишут «Ведомости».
Дополнительно предприниматели должны сообщить правительству Москвы название своей организации, ИНН, ОГРН, юридический адрес, общую численность сотрудников и количество работников, переведённых на удалёнку. Если соответствующих отчётов не будет, компанию могут оштрафовать или приостановить её деятельность. Однако большинство московских предпринимателей не могут выполнить требование мэра.
Одна из проблем в том, что предоставляемые данные должны быть заверены электронной цифровой подписью (ЭЦП) руководителя компании. По оценке Дмитрия Порочкина, омбудсмена по вопросам соблюдения прав предпринимателей, на момент публикации указа до 80% директоров малых и средних предприятий её не имели, поскольку ЭЦП не является обязательным условием ведения бизнеса.
«К сожалению, далеко не у всех компаний, особенно у ИП и микробизнеса, есть электронная цифровая подпись, а чтобы отправить сведения, она нужна, — добавил Порочкин. — Официальной информации от правительства Москвы по поводу того, что делать в случае отсутствия ЭЦП, ещё нет».
По данным ФНС России, на 10 сентября 2020 года в Москве было зарегистрировано 412 тыс. малых и средних предприятий и почти 279 тыс. ИП. Если оценки Порочкина верны и ЭЦП есть лишь у 20% из них, то с реальными проблемами из-за её отсутствия могут столкнуться примерно 330 тыс. МСП и 220 тыс. ИП, подсчитали «Ведомости».
ЭЦП не единственная проблема, с которой сталкиваются владельцы компаний. Как показал опрос 300 столичных работодателей, проведённый Superjob, только каждая вторая компания Москвы технически способна выполнить распоряжение мэра.
«О том, что у них есть возможность перевести на дистанционную занятость 30% персонала, заявили лишь 50% компаний Москвы, — сообщили в Superjob. — Не могут перестроить процессы организации труда в соответствии с указом мэра 4 из 10 работодателей столицы». Чаще всего о невозможности выполнить распоряжение Собянина говорили компании в сфере здравоохранения, общепита, ретейла, производственные и строительные компании.
По словам владельца сети имидж-лабораторий «Персона» Игоря Стоянова, 90% сотрудников салонов красоты могут работать только в офлайне. Это парикмахеры, косметологи, стилисты, визажисты, массажисты, уборщицы — переводить на удалёнку просто некого, добавил он.
«Рестораны и парикмахерские не только не могут сократить персонал, но в ряде случаев, наоборот, вынуждены набирать новых работников, например уборщиц и охранников, которые следят за соблюдением санитарных норм и масочного режима», — сказал изданию руководитель московского регионального отделения Партии роста, председатель правления компании «Совфрахт» Дмитрий Пурим.
Еще одна проблема с выполнением распоряжения мэрии возникает, если сотрудники компаний отказываются предоставлять свои персональные данные для списков.
«Эти данные федеральный закон № 152 так или иначе относит к персональным, — сказала «Ведомостям» представитель юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Александра Акимова. — Есть также судебная практика, которая говорит о том, что уже номер мобильного телефона сам по себе является персональными данными. Соответственно, попробовать получить эту информацию у работника работодатель, конечно, может, но работник имеет полное право отказать в её предоставлении в соответствии со ст. 65 ТК РФ».
О том, что требование предоставлять сведения противоречит законодательству в области защиты персональных данных, считают и в трёх крупнейших IT-ассоциациях России. АПКИТ, АРПП «Отечественный софт» и «Руссофт» попросили главу Минцифры РФ Максута Шадаева исключить из перечня номера телефонов, машин и транспортных карт, пишет «Коммерсант».
«Мэрия использует ситуацию с коронавирусом как весной, так и сейчас, чтобы выстроить систему контроля и управления жителями», — сказал изданию исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев. По его словам, непредоставление данных приведёт к штрафам, а предоставление — к наказанию за их разглашение.
Нарушать указ мэра никто не хочет, но его условия необходимо ослабить, считают предприниматели и юристы. «Если просрочка с подачей отчётов по количеству сотрудников на удалёнке составит несколько дней, то можно освободить компании от ответственности по малозначительности нарушения», — сказал Дмитрий Пурим. По его словам, продлить срок подачи отчётов нужно хотя бы на 3—4 дня.