Основатель «КДВ групп» Денис Штенгелов в конце октября стал долларовым миллардером по версии Bloomberg. В интервью РБК предприниматель, скупивший конкурентов по всей России и зарабатывающий 95,3 млрд рублей в год на продаже снеков, пряников и вафель, рассказал, почему он не пишет бизнес-планов, а также почему холдинг похож на бюджетную авиакомпанию.
По словам предпринимателя, у него никогда не было и, вероятно, не будет миллиарда. «Одно дело в руках подержать $1 млрд, а сколько стоит моя компания, я никогда и не считал», — сказал он. В РБК предположили, что оценка Bloomberg связана с тем, насколько быстро укрепляется бизнес группы: еще в 2012 году выручка составляла 32,6 млрд рублей. Основатель холдинга рассказал, что у него нет конкретных целей по росту: группа намерена расти двузначными темпами в 2017 году и рассматривает IPO (но не в 2018 году).
В 2010 году в интервью «Коммерсанту» предприниматель заявил, что никогда ничего не планирует и не создает бизнес-планы. Принцип сохранился и по сей день. Это позволяет ему получать удовольствие здесь и сейчас, используя сложившуюся вокруг него ситуацию. «Никаких планирований на пять лет. Надо четко понимать, что есть сейчас, а потом делать следующий шаг», — сказал он. План для Штенгелова похож на некую «дорожную карту» действий, которая указывает, куда идти и что делать. В его бизнесе сохраняются элементы классического планирования, однако группа пытается не уходить в формальности.
Денис Штенгелов
основатель «КДВ групп»
«Наш совет директоров возникает не тогда, когда мы его запланировали, а когда есть жизненная необходимость. У нас есть проблема сегодня — мы ее сегодня же и решаем, а не ждем дня, когда назначена дата собрания. Мы пляшем не от статуса людей и задач, а от потребностей бизнеса. В таких условиях главное — не отключать телефон».
Штенгелов отметил, что совет директоров в холдинге отличается классического совета, поскольку все его участники занимаются бизнесом. Это позволяет совету чаще общаться, но делать это при появлении проблем. Предприниматель отметил, что его не интересуют отличия совета директоров от международных конкурентов.
По данным аналитиков из Walnut Capital, «КДВ групп» использовала рецессию в России, чтобы укрепить и расширить бизнес. А Центр исследования кондитерского рынка сообщает, что холдингу помог рост цен на какао и шоколад, который изменил предпочтения потребителей мучных кондитерских изделий. Но, по словам Штенгелова, нельзя с умным лицом говорить, что группа сознательно это использовала или просчитала заранее.
Денис Штенгелов
основатель «КДВ групп»
«Все наши шаги, в том числе и скупка активов, очень простые. Если человек занимается бизнесом, то это просто или сложно. Вот у нас сильная сторона — делать просто».
Ключевая компетенция холдинга — минимальный уровень издержек, позволяющий «КДВ групп» предлагать продукт по низкой цене. Так, холдинг не дает рекламы. В отличие от ведущих компаний на рынке, которые направляют миллионы на продвижение товаров, группа вообще не тратит деньги на рекламу на центральном телевидении. Маркетинговый инструмент холдинга — низкая цена для потребителя, добавляет предприниматель.
Штенгелов видит в предпринимательстве задачу скульптора. Так, по его словам, «КДВ групп» убирает лишние расходы, кроме затрат на сырье. У холдинга уже есть собственная мельница (группа сама выращивает зерно, а также производит сахар).
Денис Штенгелов
основатель «КДВ групп»
«Наш бизнес похож на бюджетные авиакомпании. У них новый парк самолетов, хотя и нет навороченного питания на борту. А я предпочту новый самолет старому, если будет выбор. С нашим продуктом то же самое. Жесткая экономия на доставке продукции от производства до потребителя, минимум рекламы и посредников».
Штенгелов ничего не планирует, однако он оставляет место расчету в своей жизни. Это необходимо для банков, когда «КДВ групп» планирует привлечь средства на покупку другой компании. В рамках такого расчета группа показывает, что даст поглощение и когда вернутся деньги.
Так, если у группы не упадут продажи, то 1 млрд рублей на покупку бизнеса вернется через пять лет. При этом кредитные организации чаще всего интересуются динамикой продаж и прибыли у приобретаемого бизнеса в будущем. Логика процессов рушится, если продажи падают, объясняет предприниматель.
Денис Штенгелов
основатель «КДВ групп»
«Тут-то я и обычно и рассказываю про лоукостер — из двух компаний остается одна. Но при этом у «КДВ групп» есть своя логистика и дистрибуция. Значит, не надо делиться маржой с дистрибьютором, содержать штат продажников. То же самое с управлением компании — мы экономим деньги, выжигая поляну. Любой независимый производственный бизнес тратит немалые суммы на управление и продажи. Приходим мы, и все это берет на себя холдинг, — затраты становятся нашей маржой».
В 2016 году розничная сеть «Ярче!» (не входит в «КДВ групп») вышла на московский рынок. У сети уже 473 точки в России. Сам Денис Штенгелов называет этот проект стартапом, который ищет бизнес-модель. Предприниматель признается, что не следит за конкурентами. «Подражать кому-либо бессмысленно. Так всегда проигрываешь», — считает он. Стартапу нужно делать собственный продукт, поскольку каждая компания исходит из разных стартовых возможностей.
В планах ретейлера — ежегодный рост на 20—30%, на который у компании есть ресурсы. Штенгелов ставит на сокращение взаимодействий между компаниями. Создать магазин без посредников-поставщиков невозможно, поэтому ретейлер будет работать с партнерами, которые хотят доставить товар до потребителя кратчайшим путем.
Денис Штенгелов
основатель «КДВ групп»
«Мы принимаем решения, исходя из внутренних обстоятельств, и никогда не теряем время на изучение других стратегий. Дело в том, что конкуренты делают свою стратегию исходя из своих возможностей. Их опыт может быть не просто бесполезным, но и опасным. Я лентяй, и мне неинтересно знать, что делают другие. Мне интересно заниматься тем, что окружает меня».
В июле стало известно, что «КДВ групп» открыла интернет-магазин, в котором будет реализовывать продукцию из сети «Ярче!». Летом онлайн-магазин работал в тестовом режиме, а доставка для физлиц работала лишь в Томске. Онлайн-магазины теперь работают во Владимире и в Кемерово. А до конца 2018 года «КДВ групп» рассчитывает открыть такие магазины в 80 российских городах, где есть филиалы холдинга.
В Москве у холдинга нет собственного офиса, в столице у «КДВ групп» только складские помещения. По словам предпринимателя, он не хочет думать о переносе головного офиса в Москву. «Я патологический лентяй, нужно прилагать усилия», — сказал он. Однако лень не помешала ему вложить $20 млн в строительство теннисной академии в Австралии. Открытие такой академии в Сибири Штенгелов сравнивает с выращиванием арбузов в регионе, поскольку для тенниса нужны открытые пространства, а в Австралии люди 330 дней в году могут играть в теннис. Теннисной академией управляет сестра предпринимателя. В 2009 году в Австралию переехали сыновья предпринимателя, его дочь и супруга, отмечает издание.
В «КДВ групп» входит 11 фабрик и пара десятков логистичеких центров. В прошлом году совокупная выручка группы достигла 95,3 млрд рублей, а прибыль — 1,49 млрд. Среди основных активов холдинга — Яшкинский пищевой комбинат, мукомольное производство и тепличный комплекс в Кемеровской области, мукомольное производство и тепличный комплекс в Кемеровской области, кондитерские фабрики в Московской, Воронежской областях и Томске. Холдинг производит вафли, печенье, конфеты, пряники, карамель, сухарики, чипсы и сушеную рыбу. Ключевые бренды группы: «Яшкино», «Кириешки», «Бабкины семечки» и «Три корочки». Штат превышает 16 тысяч сотрудников.
Группа после кризиса 2008 года купила трех крупнейших в России производителей чипсов, сухариков и сушеных морепродуктов («Бриджтаун Фудс», «Сибирский берег» и «Золотой терем»). А в прошлом году холдинг оказался на втором месте по продажам сладких снеков в России после Mondelez и вторым в категории закусок с пряностями (на первом месте — Frito-Lay).
Штенгелов начал заниматься бизнесом в Томске после окончания экономического факультета в Томском государственном университете: в 90-е он продавал сырые семечки. Одновременно он производил подсолнечное масло и продавал его кондитерам. В обмен на масло Штенгелов получал сладости: денег у производителей конфет не было.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!