Спецпроекты • Партнерский материал • 31 октября 2023
Текст: Виктория Скребцова
Иллюстрации: Лиля Матвеева
руб. — выручка группы за 2 кв. 2023 (+14,8% по сравнению со 2 кв. 2022 году).
абонентов в России (II кв. 2023 года).
клиентов экосистемы на конец 2 кв. 2023 (+14,6% по сравнению со 2 кв. 2022).
руб. — выручка финтех-вертикали за 2 кв. 2023 (+33,4% по сравнению со 2 кв. 2022).
количество сотрудников группы в России и за рубежом.
Глава 1.
В 1991 году Европейский институт телекоммуникационных стандартов представил рынку первое описание нового стандарта цифровой мобильной связи — GSM. 26 европейских национальных телефонных операторов работали над сетью второго поколения больше девяти лет.
До этого разговаривать по мобильному было неудобно и небезопасно: существующая на тот момент аналоговая связь (1G) была подвержена шуму и искажениям, дозвониться по ней в другую страну было нельзя, при этом сами звонки могли прослушиваться другими абонентами. GSM устранял все эти проблемы, позволял переадресовывать и удерживать звонки, а еще давал доступ к глобальному роумингу.
В молодой России 1991 года, где необходимый диапазон частот 900 МГц уже был занят воздушной радионавигацией, внедрить современный способ связи было очень сложно. Минсвязи объявило конкурс среди операторов: те, кто придумают лучшие проекты о построении GSM-систем, получат лицензию на предоставление услуг связи. Спустя год конкурс на частоты в Москве выиграл тандем МГТС и небольшого оператора АСВТ. Строить сеть им предстояло с нуля, и даже для одного региона это было затратно.
Вышедшие на молодой российский рынок немецкие гиганты — Deutsche Telecom (DeTeMobil) и Siemens — увидели в этом перспективу. Так, в октябре 1993 года они объединили части активов с МГТС и создали нового телеком-оператора — «Мобильные ТелеСистемы», — который внедрит в стране передовой формат сотовой связи. Российской стороне принадлежали 53% акций нового закрытого акционерного общества, двум немецким компаниям — 47%.
Летом 1994 года МТС официально открыла сеть
Через полгода новый оператор построил первую базовую станцию на северо-востоке Москвы, всего в первой очереди их должно было стать восемь: одна в центре, шесть по окружности вдоль МКАД и одна по дороге в направлении аэропорта Шереметьево. Летом 1994 года МТС официально открыла сеть и стала предлагать коммерческие услуги сотовой связи в стандарте GSM. Темп сразу задали стремительный: если через полгода у оператора было 5 тыс. абонентов, то к началу 1998 года — уже 200 тыс.
МТС начала активную экспансию в регионы. Подход использовала прагматичный: часть сетей строила с нуля, другие выкупала вместе с региональными операторами. Купив в 1998 году «Русскую телефонную компанию» («РТК»), оператор получил лицензии на строительство сетей сразу в шести областях. Покупка перспективных активов и бизнесов с тех пор остается одним из важных пунктов стратегии МТС.
Незадолго до этого в компании произошло перераспределение: АФК «Система» приобрела пакет российских держателей акций, а DeTeMobil выкупила акции Siemens.
Одним из крупнейших достижений МТС стало то, что она первой на российском рынке смогла реализовать принцип зоновой и посекундной тарификации. А еще одной из первых отменила оплату за входящие внутри сети: это был хороший ход — лояльность абонентов выросла.
К началу 2004 года компания покрыла сетью почти всю страну, вышла на рынок Белоруссии, затем — в Армению и другие страны.
2000 год принес компании первый миллион пользователей. Тогда же МТС впервые стала «Компанией года».
Всего за три года количество абонентов МТС вырастет в 15 раз — до 15 млн пользователей.
2009 год стал знаковым и для развития собственной розничной сети МТС: компания приобрела 100% акций «Телефон.Ру», сеть мобильного ретейла «Эльдорадо», пригласила топ-менеджмент «Связного» управлять всей своей розницей. Поэтому на конец года у МТС — на тот момент уже самого дорогого российского бренда в рейтинге BRANDZ — было более 2 тыс. магазинов, не считая франчайзинговых точек.
Важно, что при таких темпах масштабирования и сотрудничества у компании хватает креативных и маркетинговых мощностей, чтобы выстроить сильную стратегию продаж. Сначала МТС запустила кампанию «Джинс»: компания решила захватить массовый рынок, полностью отменив абонентскую плату. Попытка работать в молодежном сегменте в итоге полностью изменила пользовательское поведение: раньше для экономии абоненты бросали трубку после определенного времени и перезванивали, но гибкая посекундная оплата в МТС сделала это бессмысленным.
Затем появился кастомизированный тариф «Первый»: по принципу «конструктора» к базовому набору услуг пользователь мог на свое усмотрение подключать любые дополнительные. МТС первая запустила линейку пакетных тарифов Smart для пользователей смартфонов, когда абоненты оплачивали только мобильный интернет, а звонки были бесплатными. А идея тарифа «Супер МТС» (при пополнении счета на определенную сумму все звонки внутри сети становились бесплатными) стимулировала абонентов больше говорить по телефону и использовать оставшиеся на счету деньги для оплаты других услуг оператора. Много позже оператор продолжит коммерчески успешное направление «безлимита» уже для интернета: реклама плана «Тарифище» с постоянным амбассадором МТС Дмитрием Нагиевым даже станет мемом.
В итоге, с надежными партнерами за спиной, компания к 2014 году покрыла сетью LTE уже 76 регионов России. И первой среди всех российских операторов запустила сеть этого стандарта в метро.
Глава 2.
Исторически подавляющую долю выручки для российских сотовых операторов составляли услуги связи, доходы от которой в 2010-х перестали расти так быстро, как раньше. Рынок мобильной связи уже давно поделен между четырьмя федеральными операторами: «свободных» абонентов почти не осталось, а поглощать долю конкурентов — крайне затратно.
Обнаружить новые точки роста можно было только в новых стратегиях. И МТС выбрала полномасштабный уход в ИТ и поиск новых вертикалей.
Новая стратегия подразумевает создание на базе существующего телеком-бизнеса целой продуктовой экосистемы, переход между сервисами которой должен быть бесшовным. Цель трансформации — вывод на рынок новых продуктов, рост лояльности клиентов за счет развития комплексных услуг и пакетных предложений.
Осуществлять стратегию начали с разработки собственных технологических решений. За годы работы МТС выстроила хорошую технологическую базу, которую могла не только использовать для собственных нужд, но и задействовать в коммерческих целях. Так, в 2016 году компания начала предоставлять крупному бизнесу один из самых «хайповых» на тот момент продуктов международного ИТ-рынка — услуги ЦОДов и облачные решения на базе провайдера CloudМТS. Сегодня масштабируемая облачная платформа CloudМТS на базе 15 собственных ЦОДов и десятка партнерских дата-центров предоставляет более 25 облачных сервисов и решений. К примеру, компании-клиенты могут создавать удаленные рабочие места, объединять каналами связи географически распределенноые филиалы, обучать нейронные сети и проводить эксперименты с искусственным интеллектом.
МТС проникла и в сферу больших данных. На основе BigData работает рекламная платформа «МТС Маркетолог»: сервис позволяет малому и среднему бизнесу запускать рассылки по абонентской базе, а затем анализировать ее.
В рамках трансформации МТС добилась статуса одного из лидеров российского рынка интернета вещей. Ее IoT-сервисы позволяют клиентам анализировать данные, собранные с любого умного оборудования — от счетчиков до промышленных станков, и следить за соблюдением технологического процесса. Для компании IoT-направление остается важным: в 2023 году группа увеличит свою долю в крупнейшем российском провайдере услуг безопасности и решений умного дома «Гольфстрим охранные системы» до 100%.
В рамках трансформации «МТС» добилась статуса одного из лидеров российского рынка интернета вещей.
На фоне технологического развития в России МТС запустила программу, которая позволила бы ей самой получать больше новых и свежих решений, — MTS StartUp Hub. В инновационном центре стартапы могут испытать свое пилотное решение, получить инвестиции для масштабирования и доступ к каналам продаж МТС. Релевантные решения компания адаптирует и в собственных бизнес-структурах.
Кроме того, МТС заняла существенную долю в сегменте развлечений. Уже существующие телевизионные услуги в сегменте кабельного и спутникового ТВ включили в пакет «МТС ТВ», завели собственный онлайн-кинотеатр KION, а в технологическом партнерстве с «Яндексом» создали музыкальный стриминговый сервис «МТС Music». В экосистеме появился и собственный книжный сервис «Строки». Группа объединила активы и в сфере офлайн-развлечений: билетные операторы Ticketland и Ponominalu, сервис-афиша «МТС Live», площадка «МТС Live Холл» и другие.
На базе своего дочернего бренда МТС AI группа с 2017 года развивает решения на основе искусственного интеллекта — нейросети, компьютерное зрение, обработку и синтез естественного языка для компаний собственной экосистемы и внешних заказчиков. MTS AI включает в себя акселератор для DeepTech-стартапов и венчурный фонд, инвестирующий до $10 млн в потенциальных лидеров рынка. Также компания предоставляет услуги в области инновационного консалтинга и разработки AI-решений.
В декабре 2021 года МТС объявила о покупке разработчика систем распознавания лиц VisionLabs, а в марте 2022 закрыла эту сделку. С помощью VisionLabs группа планирует улучшить свое направление видеоаналитики и цифровых сервисов.
А в августе 2022 года МТС выделила в отдельную компанию МТС RED — свое направление кибербезопасности. Она разрабатывает и предоставляет бизнесу продукты и услуги по мониторингу, реагированию на кибератаки, шифрованию каналов связи по ГОСТ, защиты от DDoS-атак, консультирует и проводит аудит компаний по этим вопросам.
Глава 3.
За годы трансформации в экосистему группа МТС стала более гибкой, а многие ее вертикали вышли на прибыльность, уверены в компании. За счет диверсификации бизнеса и развития экосистемы сервисов МТС открыла для себя новые направления и возможности.
Так, во второй половине 2022 года на фоне массового отказа западных ВКС от обслуживания российских клиентов МТС обзавелась собственной корпоративной «звонилкой». Группа купила сервис онлайн-образования Webinar Group и превратила его в крупнейший российский сервис видеоконференций (недавно переименован в МТС Линк). Теперь благодаря мощностям МТС Линк можно будет предоставлять коммуникационные услуги любой российской компании. На платформах уже созваниваются и обучаются сотрудники «Почта Банка», подразделений «Газпрома», INGRAD, «Медси», OBI, Cherry, а также преподаватели и студенты, например, Московского политеха, ГИТИСа, Сеченовского и Тимирязевского университетов.
С момента вхождения в экосистему МТС Линк компания увеличила число клиентов на 61%: она лидирует по объему мобильного трафика среди всех отечественных ВКС, а на российском рынке уступает лишь зарубежным гигантам — Skype и Zoom (о том, насколько перспективным было это приобретение, Inc. писал в большом профиле).
С момента вхождения в экосистему МТС Линк компания увеличила число клиентов на 61%: она лидирует по объему мобильного трафика среди всех отечественных ВКС
Зарубежные музыкальные лейблы — Warner Music, Universal Music, Sony Music — в 2022 году перестали заключать новые контракты в России. МТС, уже развивающая собственный музыкальный стриминг, встроилась и в эту нишу, запустив собственный музыкальный лейбл, с которым артисты смогут сотрудничать по модели полного и частичного (DIY или «do it yourself») сопровождения.
А в нише, которую освободил Booking.com, МТС начала развивать и вовсе новую для себя бизнес-вертикаль. Компания купила группу «Броневик» и запустила на ее основе сервис бронирования «МТС Travel». Затем приобрела одно из крупнейших travel-медиа на рынке СНГ «Тонкости туризма» и запустила собственное бренд-медиа о путешествиях.
Интересно, что именно в трансформационные для рынка времена компания решила провести собственную имиджевую трансформацию: в 2023 году МТС объявила о ребрендинге. Полноценный ребрендинг за всю свою историю МТС проводила лишь однажды — в 2006 году: тогда желтый цвет сменился красным, а в логотипе появилось культовое «яйцо». «…простой и вечный символ в форме яйца — очень точно раскрывает суть современных технологий: внешнюю простоту, которая скрывает захватывающую сложность содержания», — рассказывали тогда в компании.
В 2019 году бренд снова визуально обновлялся, но совсем немного: он стал позволять себе иногда оставлять только полосу и надпись «МТС». При этом в команде МТС высчитали, что осведомленность о бренде и его узнавание на рынке очень велики — 98%. А у зрителей и клиентов, как оказалось, МТС ассоциировался вовсе не с яйцом, а с красным цветом.
«Раньше МТС был монолайнером — одна большая компания, в которой готовится много разных продуктов. С этим было все просто: один маркетинг, он для всех делает рекламу, — объяснял президент МТС Вячеслав Николаев. — Когда бизнесов десятки и некоторые из них стали по размеру сравнимы с основным, метод, я бы сказал, [стал] неэффективный».
Теперь основа стиля МТС — динамический квадратный логотип c фундаментальной частью, в которую вписано название компании, и одним незаполненным углом — свободным для брендинга отдельных сервисов. При этом все элементы по-прежнему объединены красным.
Ко второму кварталу 2023 года популярность нетелеком-сервисов «МТС» выросла в 2,6 раза.
Новый бренд в самой компании называют более пластичным, легко трансформирующимся. И подчеркивают: с ним стало намного легче взаимодействовать. «Когда мы, работая над новым брендом, проводили фокус-группы, узнаваемость нового бренда с ходу была выше, чем у старого», — отмечает Вячеслав Николаев. По данным МТС, узнаваемость бренда даже выше предполагаемой — спустя несколько месяцев после обновления она уже на уровне 80%.
С другими планами у МТС тоже все как нельзя гладко. Уже к 2022 году экосистемные сервисы МТС стали вторыми по популярности у россиян, уступая лишь решениям «Яндекса», который работает на рынке развлекательных сервисов гораздо дольше.
А ко второму кварталу 2023 года популярность нетелеком-сервисов МТС выросла в 2,6 раза. 97% пользователей подписки, в которую уже входят продукты более 20 брендов («Азбука вкуса», «Медси», BelkaCar, «Юрент»), — клиенты МТС. Но чем шире будут становиться предложения, тем охотнее к подписке начнут подключаться клиенты операторов-конкурентов, уверены в МТС. Ведь главное, что мотивирует пользователей переходить в экосистему МТС, — выгода: используя несколько сервисов одновременно, подписчик экономит 18 684 руб. в год.
В период изменений группа компаний — как следует из слов представителей, а также свежей финансовой отчетности — чувствует себя уверенно. В МТС намерены и дальше расширяться за счет ИТ-технологий: именно в них она видит наиболее мощный потенциал для роста.
Реклама. ПАО «МТС», ИНН 7740000076, erid: 5jtCeReNwy7uBLMS3UB4TRc