Объем рынка интернет-торговли в этом году в России может составить более 1,1 трлн рублей, уверены в Ассоциации компаний интернет-торговли, — и это не предел. Сейчас многие компании сосредотачиваются на работе в сети, даже не имея оффлайн-магазинов. Несмотря на эту тенденцию, большинство проектов закрывается в первый же год, отмечают сами предприниматели, опрошенные Inc. Виной тому не только экономические факторы, но и высокая конкуренция. Если вы планируете открыть интернет-магазин, вот советы опытных предпринимателей, как это сделать, чтобы магазин остался «живым» и прибыльным.
Не пытайтесь завоевать нишу с несколькими явными лидерами или множеством средних игроков — найдите сферу, где есть куда расти. Соберите из открытых источников данные об объемах рынка, поговорите с потенциальными конкурентами, оцените риски и собственные силы. Проанализируйте, будет ли ваш товар интересен покупателям, — проведите опрос в соцсетях или среди друзей. Учтите, если в выбранной нише нет конкурентов, возможно, товар просто плохо продается через интернет. Если конкуренты есть, изучите их ассортимент, цены и условия работы.
Определившись с нишей, не вздумайте сразу заказывать сайт, предупреждает генеральный директор интернет-магазина косметики «Пудра» Илона Исупова.
В начале пути очень важно планирование. Нужно понять, хватит ли вам стартового капитала/инвестиций — причем не на один месяц, говорит директор по развитию ассортимента Wildberries Золина Саральпова (поначалу прибыль не покроет расходов на содержание всего интернет-магазина).
Илона Исупова
генеральный директор интернет-магазина косметики «Пудра»
— Примитивная бизнес-модель выглядит просто: прогноз по выручке минус переменные затраты (затраты, понесенные на заказ, — себестоимость товара, склад, упаковка, логистика, колл-центр и маркетинг), минус фиксированные затраты (ФОТ, аренда, техника и прочее, не связанное с обслуживанием заказов) = прибыль. Если прибыль получилась положительная — плохо считали (или нашли золотое дно).
В любом случае сделайте такое упражнение — поймете, на каком этапе прибыль можно (или нельзя) получить и где можно подкрутить расходы. В существующих реалиях считать больше, чем на год вперед,— бесполезная трата времени: даже эти расчеты не сбудутся. Но план все равно нужен.
После этого можно создавать платформу для продажи продукта.
Основатель INMYROOM Иван Хмелевской рекомендует на старте создавать магазин самым быстрым и дешевым способом. С помощью готовых «коробочных» решений (InSales, Wix, Ecwid, Bitrix, WordPress, Tilda, Readymag и пр.) можно сделать сайт самостоятельно, а лицензия обойдется в $20-40 в месяц (от тарифа зависит количество опций и товаров в каталоге).
Продавать бесплатно можно прямо в социальных сетях Instagram, VK, Facebook. Обязательно попробуйте развиваться в Telegram — конкуренции сейчас там почти нет. Этот вариант особенно подойдет для продажи популярных товаров, которые сами по себе не нуждаются в продвижении: создаете канал, оставляете свои контакты в профиле и публикуете посты с информацией о товарах в наличии (если что-то распродано, не забудьте отредактировать соответствующий пост).
Когда вы вырастете, вероятно, придется вложиться в свою собственную платформу. Опрошенные Inc. предприниматели советуют не тратить больше 1 млн рублей на сайт — функционала на такую сумму вполне хватит. Учтите, что до 50-70% заказов могут приходиться на мобильные устройства. Мобильная версия сайта дешевле и проще с точки зрения разработки, публикации и поддержки. У приложения выше производительность, оно может работать даже без интернета — например в режиме ограниченного каталога — и даёт больше возможностей — например примерять товары в режиме AR. Если когда-нибудь решитесь на приложение, закладывайте на разработку 1-2 млн рублей.
Ничем — правило веб-интерфейсов «Don’t make me think» («Не заставляй меня думать») по-прежнему актуально, считает Иван Хмелевской (INMYROOM). Хороший магазин — тот, который проведет покупателя по всей цепочке действий от выбора товара до оформления заказа и не отпугнет неработающими функциями.
Иван Хмелевской
сооснователь INMYROOM
Не используйте на сайте много анимации и эффектов.
Не нужно стараться быть уникальным, используйте готовые шаблоны. У вас будет время выделиться.
Каталог должен быть максимально детализирован. Например, если у вас в каталоге есть раздел «Кеды», используйте Wordstat, чтобы разбить его на «Мужские кеды», «Женские кеды», «Детские кеды», «Зимние кеды», «Белые кеды» и т.д.
С помощью того же Wordstat можно составить представление о фильтрах для списков товаров. Если у вас кеды цвета спелой вишни, большинство покупателей будут искать их просто как «красные».
Используйте чаты — не только на сайте, но и в социальных сетях.
В долгосрочной перспективе не так важен сделанный заказ, как полученный от покупателя email: по нему можно отправлять сообщения об акциях и скидках, которые вернут посетителя на сайт. Используйте для просьбы оставить email релевантные поводы и соответствующий интерфейс.
Делайте качественные фотографии. Не стоит использовать чужие фото из интернета — от этого страдает имидж магазина, говорит основатель streetwear интернет-магазина Yaminyami Михаил Шашилов.
Первые фото можно сделать и на айфон, говорит он, потом найти фрилансера-фотографа, который будет приезжать со своим светом и техникой и брать по 50-100 рублей за 1 фото. Сам Шашилов платит штатному фотографу 10 тыс. рублей в месяц плюс по 30 рублей за обработку одного кадра (у Yaminyami в месяц их около тысячи).
Чтобы оборудовать фотостудию на складе (или как можно ближе к нему), потребуется 100-200 тыс. рублей на камеру и свет. Для съемки одежды на моделях понадобится помещение площадью 30-40 кв.м (8-10 м в длину при съемке объективом 50 мм). Для съемки предметов хватит 5-10 кв.м и лайтбокса.
Михаил Шашилов
основатель streetwear интернет-магазина Yaminyami:
— Фотограф в штате — это история не про экономию, а про гарантированное качество. Арендовать студию рентабельно, если вы снимаете много за один раз. Экономить почти не получается. Иногда фото товара может предоставить поставщик, но об этом надо договариваться. К тому же есть проблема — у разных поставщиков фото различаются по качеству, размеру и т.п
Искать поставщиков придется постоянно: новые игроки появляются, старые выходят из игры, предупреждает сооснователь интернет-магазина косметики Costmetic.ru Максим Ковалев. Самый простой способ — поиск в интернете, но обычно у поставщиков, которых легко найти, не самые лучшие условия. Можно посещать профильные выставки или проявлять изобретательность — например посмотреть адрес поставщика на этикетке товара, купленного у конкурента, подсказывает предприниматель.
Золина Саральпова
директор по развитию ассортимента Wildberries
— Для поиска поставщиков с наиболее выгодными условиями существуют различные ресурсы: собственные сайты, сайты производственных компаний, торгово-промышленные палаты, продвигающие наших производителей. Социальные сети можно оставить на крайний случай.
Объем вложений зависит от бренда. Например, получив бренд категории А (известный), будьте готовы к низкой марже и предоплате. Менее траффикообразующие бренды дадут большую маржинальность и более комфортные условия сотрудничества.
Конечно, это вопрос переговоров. На начальном этапе, возможно, придется соглашаться на очень большие закупки, брать весь ассортимент, а не то, что хотелось бы выбрать, делится опытом Илона Исупова («Пудра»).
Договоритесь об отсрочке платежа на 2-3 месяца, а также о возможности торговать со склада поставщика и возвращать невыкупленный клиентом товар, советует директор интернет-магазина подарков PichShop Александр Белоусов, — так вы не будете «зарывать» свой капитал в товар.
Со временем, показав хорошие результаты, уже вы будете выбирать поставщика, нужный вам ассортимент и условия — комиссию, отсрочку, объемы реализации.
Чтобы работать с поставщиками и курьерскими службами, нужно открыть расчетный счет в банке, — на этом этапе нужно заострить особое внимание, считает Михаил Шашилов (Yaminyami). Выбирайте максимально удобный и скоростной сервис: для электронной коммерции очень важно, чтобы платежи проходили быстро. У некоторых банков, кстати, в онлайн-сервисы интегрирована «облачная» бухгалтерия — это удобнее и выгоднее бухгалтера в штате.
Можно работать удаленно, но с большой командой удобнее в офисе. Для начала подойдет даже гараж или пустая квартира. Пока магазин небольшой, совмещайте офис и склад, разделив площадь на две части, советует Максим Ковалев (Costmetic.ru), — офис должен приносить доход, для этого он может выступать как шоу-рум и пункт выдачи.
Георгий Сухаржевский
основатель интернет-магазина цветов Обрадовал.ру
— Если товар связан с праздниками, то для покупателя критично получить его до определенной даты, и в этом случае наличие своего склада и своих товарных остатков будет влиять на ваши продажи. Многие поставщики дают продавцу возможность использовать их остатки, предоставляя с какой-то периодичностью данные о них. Но поскольку гарантировать наличие товара на складе поставщика вы не можете, есть опасность не выполнить заказ.
Для оптимальной доставки по Москве желателен склад в пределах Третьего кольца (в среднем от 800 рублей до 1,2 тыс. рублей в месяц за 1 кв. м). Если же у вас доставка не срочная (на следующий день и позднее), то он может быть где угодно.
В самом начале пути, возможно, товар придется доставлять самому. После десяти регулярных заказов в день отдайте логистику на аутсорс — сейчас достаточно транспортных компаний, у которых есть и курьерская доставка, и пункты выдачи.
На самом деле, знать придется все. Вам предстоит освоить азы бухгалтерии и 1С, разобраться в законодательстве, всерьез озадачиться маркетингом, говорит Илона Исупова («Пудра»). Чтобы понимать, как всё работает, и оптимизировать бизнес-процессы, полезно потрудиться «на местах» — оператором в колл-центре, комплектовщиком на складе, курьером, бухгалтером и администратором в пункте выдачи заказов. Когда познаете LTV, CAC, AOV, CPO, RFM и пр. (лайфхак: советы и инструкции ищите в нашей рубрике «Точка старта») — тогда сможете гордо называть себя CEO.
КИВИ Банк (АО). Лицензия № 2241, выдана Центральным банком РФ 22.01.2015 г.