Apple удвоила автопарк тестовых беспилотников на фоне аварии c машиной Uber. Победит ли она других техногигантов на этом рынке?

Apple удвоила автопарк тестовых беспилотников на фоне аварии c машиной Uber. Победит ли она других техногигантов на этом рынке?
Фото: Kim Kulish / Getty Images

Первая автокатастрофа с участием беспилотного автомобиля Uber и гибелью человека приостановила движение на рынке беспилотников: Toyota и Uber объявили о заморозке разработки систем самоуправления машин. Пока другие техногиганты взяли паузу, Apple резко нарастила свой автопарк. Теперь компания испытывает 45 автомобилей — против 27 еще три месяца назад. Вполне вероятно, что Apple хочет стать лидером рынка и обойти остальных игроков рынка беспилотных автомобилей, пока они соревнуются между собой. Что произошло?


Смертельная авария с участием пешехода и беспилотника Uber произошла в минувшее воскресенье в Аризоне и привела к проблемам для Uber. Ночью 49-летняя Элейн Херцберг переходила дорогу с велосипедом в неположенном месте. Ее не распознали ни камеры автомобиля, ни сидевший за рулем водитель. Автомобиль наехал на нее. От полученных травм женщина умерла в больнице. Буквально за пару дней до аварии стало известно о том, что Uber запатентовал систему взаимодействия беспилотников с пешеходами с помощью специальных сигнальных табло. Они смогут дать понять пешеходу, что автомобиль подождет, пока тот перейдет дорогу. Также автомобиль будет проецировать на дорогу изображение зебры. Беспилотники, в отличие от людей, не могут друг другу кивнуть или посигналить, когда это необходимо. Аналогичные индикаторы разрабатывали в Ford.

Первая же автокатастрофа с гибелью человека заморозила разработки: Uber, а следом — Toyota объявили о заморозке программы испытаний систем самоуправления автомобилями. Японский автоконцерн приостановил испытания беспилотников на дорогах в штатах Мичиган и Калифорния. В компании заявили, что поездки приостановлены, чтобы снять стресс водителей, испытывающих самоуправляемые машины. Буквально неделю назад Uber и Toyota вели переговоры об установке системы автономного вождения Uber в одном из минивэнов японского гиганта.

Тем временем Apple вырывается вперед: сейчас компания занимает второе место в Калифорнии по количеству самоуправляемых автомобилей, находящихся на испытании. Впереди только General Motors. Теперь Apple планирует наращивать автопарк в Аризоне, где произошла смертельная автокатастрофа с участием Uber. Всего власти штатов выдали разрешения на испытания 300 беспилотников от 50 компаний. Apple, похоже, самый крупный испытатель. Всего год назад компания тестировала три автомобиля, 27 — в конце 2017 года, и 45 — на сегодняшний день. При этом в автопарке Tesla 39 самоуправляемых машин, а под контролем Uber — 29. Эти цифры еще более впечатляют, если вспомнить, что генеральный директор Apple Тим Кук объявил о планах компании по разработке систем пилотирования автомобилей только летом 2017 года. До этого компания не проявляла интереса к беспилотному транспорту.

Растущая конкуренция на рынке самоуправляемых автомобилей давно обострила войну за самых талантливых разработчиков: технологические компании то и дело переманивают сотрудников друг у друга и обвиняют конкурентов в нарушении патентов. Год назад разразился скандал — Tesla Motors обвинила одного из своих бывших менеджеров, работавших над созданием беспилотных автомобилей, в промышленном шпионаже и работе на конкурирующую фирму. А Google, растеряв основных специалистов по беспилотной разработке, вообще приостановила проект. Все это подстегивает и глобальную конкуренцию за мозги и людей: страны Европы и США соревнуются друг с другом за талантливых специалистов, вводя специальные визы для стартаперов и бизнесменов.

Беспилотные автомобили в США испытывают в разных штатах, а те, в свою очередь, вводят специальное законодательство. Например, Аризона специально смягчила законы, чтобы технологические компании пришли на территорию штата. Власти Калифорнии совсем недавно решили позволить тесты беспилотных автомобилей вообще без водителей, которые могли бы обеспечить безопасность. Местное министерство транспорта разрешило испытывать машины без руля, зеркал и педалей с апреля 2018 года. Всего власти штатов выдали разрешения на испытания 300 беспилотников от 50 компаний.

Пока также не ясно, по какому алгоритму беспилотный автомобиль должен принимать решение, если у него нет вариантов выйти из ситуации, кроме как задавить кого-то из людей. Кого он должен выбрать, например старушку — или ребенка? В Китае составляют рейтинги, описывающие ценность каждого члена общества. Он содержит, в том числе, сообщения о плохих постах, глупостях в мессенджерах. Вполне возможно, что эти данные будет учитывать ИИ беспилотных автомобилей.

Автокатастрофа не повлияла на планы других автопроизводителей в отношении беспилотников. После аварии BMW заявила, что намерена только увеличить вложения в разработку самоуправляемых машин и электромобилей, — в 2017 году концерн потратил на исследования €6,1 млрд. Tesla тем временем сфокусировалась на беспилотных грузовиках: в начале марта несколько фур компании выполнили первый рейс. Компания уже получила предзаказы на 285 грузовиков. Их стоимость колеблется от $150 тыс. до $180 тыс., в зависимости от запаса хода. Дочка Google, компания Waymo тем временем продемонстрировала самый самостоятельный беспилотный автомобиль среди конкурентов и показала, как пассажиры реагируют на автомобиль без водителя. General Motors к 2019 году обещает выпустить первый серийный автомобиль без руля и педалей. Компоненты для беспилотных автомобилей также разрабатывает южнокорейский гигант Samsung: компания работает над алгоритмом управления автомобилей при неблагоприятных погодных условиях. Volkswagen, Peugeot Citroën Automobiles заявили, что не намерены прерывать разработки и испытания беспилотных систем. Renault, Honda и Nissan отказались от комментариев, а Hyundai Motor Company призвала к осторожности при исследовании работы беспилотников.

Пока техногиганты демонстрируют разработки, у Apple есть реальный шанс вырваться вперед и просто скупить все компании, которые сейчас занимаются беспилотными автомобилями. Ни в коем случае гигантам нельзя останавливать тестирование сейчас, ведь эффективность работы систем беспилотника (в том числе ключевой параметр для безопасности — время реагирования на неожиданные ситуации на дороге) зависит от количества часов, наезженных по дорогам общего пользования, уверен исполнительный директор транспортной компании TRAFT Артур Мурадян. Поэтому у Apple есть все шансы вырваться вперед просто за счет большего количества тестовых часов на дорогах, представить более точный релиз своих радаров и лидаров и помочь страховщикам урегулировать вопрос определения ответственности при наступлении аналогичных ДТП. Российский разработчик Cognitive Technologies только в ходе многокилометровых тестов своей системы автономного пилотирования неожиданно сделал открытие, что можно существенно снизить аварийность, если заложить в «мозги» камер уникальную геометрическую фигуру, которая не встречается более нигде в природе, кроме как у человека, — речь идет об изгибе ноги на уровне подъема. Камера выцепляет эту фигуру во время анализа дорожной сцены — в результате чего снижается вероятность наезда беспилотника на человека, даже если он неожиданно выбегает на дорогу из-за препятствия или другого автомобиля. Этого открытия не было бы, не тестируй разработчик систему много месяцев. Поэтому выиграет в этой гонке технологий тот, кто «переварит» со своим прототипом больше всего дорожных сценариев.