Считается, что успешный предприниматель должен быть гибким и коммуникабельным — то есть обладать качествами, в которых традиционно отказывают аутичным людям. Поэтому идея, что аутичные люди могут быть успешными бизнесменами, на первый взгляд, кажется сомнительной. Но реальность сложнее стереотипов. Глава первой инициативой группы в России, созданной аутичными людьми для аутичных людей, Айман Экфорд объясняет, как аутичные черты помогли выдающимся предпринимателям добиться своих целей и как российские реалии мешают аутистам раскрывать потенциал в бизнесе.
В тексте используются термины «аутист» и «аутичный человек», а не «человек с аутизмом», потому что автор не считает, что аутизм следует «отделять» от личности человека.
После того как 16-летняя Грета Тунберг с трибуны ООН призвала мир к климатическому благоразумию, в русскоязычных медиа поднялась волна возмущения. Аутичную девушку стали называть «ненормальной» и «чересчур увлеченной».
Аутизм — это врожденная особенность, из-за которой каждый 40-й человек на планете думает и воспринимает мир не так, как остальные. На данный момент аутизм считается расстройством. Но многие аутичные люди уверены, что аутичность — часть их личности и, соответственно, проблема не в их особенностях, а в непонимании со стороны общества. Причем таких взглядов придерживаются люди с разной степенью аутичности, а не только так называемые «высокофункциональные аутисты».
Одна из аутичных особенностей — «специальные интересы», то есть склонность сильно фокусироваться на какой-либо теме, очень глубоко изучать ее и фактически отдавать ей всего себя.
В американской классификации психических расстройств DSM-V специальные интересы характеризуются как один из симптомов аутизма и описываются как «крайне ограниченные и фиксированные интересы, которые аномальны по интенсивности или направленности (например слишком сильная привязанность к необычным предметам или чрезмерная озабоченность и увлечение ими, крайне ограниченная сфера занятий и интересов)». Такой подбор слов хорошо демонстрирует, как в нашей культуре относятся к тем, кто посмел проявлять свой интерес сильнее, чем положено.
Медикализация специальных интересов основана на устаревшем представлении, что болезнью должно считаться то, что не вписывается в статистические нормы, а не то, что мешает конкретному человеку. Аутичность, как и специальные интересы в целом, патологизируют в основном по тем же причинам, что леворукость, гомосексуальность и даже принадлежность к этническим меньшинствам.
Но фактически от специальных интересов пользы гораздо больше, чем вреда. В частности, в начале удачных бизнес-проектов зачастую лежит «крайняя фиксированность», которую порицает как современная психиатрия, так и постсоветская массовая культура.
Мы предлагаем ознакомиться с историями пяти предпринимателей. Точно являются аутичными три из них, а два — имели или имеют аутичные черты. Специальные интересы этих людей позволили им построить успешные компании.
Тэмпл Грандин
основательница Grandin Livestock Handling Systems
Тэмпл Грандин — пожалуй, самый известный в мире аутичный человек после Греты Турнберг. Грандин — самый популярный лектор и писатель, рассказывающий об аутичном опыте от первого лица. В 2010 году она вошла в список 100 самых влиятельных людей по версии журнала Times.
В детстве она считалась «отсталым» ребёнком — но несмотря на мнение взрослых смогла стать одним из ведущих специалистов мира в области животноводства. По ее схемам разработана большая часть существующего в США оборудования для скота.
Одна из сильных сторон Тэмпл — в том, что она, как и многие аутичные люди, понимает животных лучше, чем людей, мгновенно «расшифровывает» их поведение и поэтому знает, как создать для них оптимальные условия.
Другие важные черты, которые помогли Грандин добиться успеха: она обращает внимание на мелкие детали и обладает сильным инженерным мышлением. Эти особенности свойственны многим аутистам.
Стив Джобс
сооснователь Apple и Pixar
Фигура Стива Джобса — воплощение хрестоматийного образа «гика». Джобсу были присущи многие качества, свойственные аутичным людям.
Прежде всего, ему была свойственна глубокая одержимость своими специальными интересами. Самый серьёзный и продолжительный специальный интерес в жизни Джобса — компьютеры и компьютерные технологии, которые интересовали его с юных лет. Как и Тэмпл Грандин, Джобс уделял огромное внимание деталям — от внешнего вида своей продукции до ее графического интерфейса.
Его манера общения была довольно своеобразна. В обычном межличностном взаимодействии с коллегами он был груб и игнорировал общепринятые культурные нормы, что стало одной из причин его ухода из Apple в 1985 году. Но в конечном счёте «чудачество» обычно прощалось ему из-за новаторского подхода и увлеченности. При этом он проявлял свой ораторский талант на знаменитых презентациях продукции Apple — то есть тогда, когда дело касалось его специальных интересов.
Марк Цукерберг
сооснователь Facebook
Марк Цукерберг — ещё один пример «гика» с ярко выраженным специальным интересом к компьютерам и проблемами с социальным взаимодействием. Часть специалистов считают его аутичным.
Поскольку Цукерберг, как и Джобс, насколько известно, никогда не проходил проверку на аутизм, есть вероятность, что у него «расширенный фенотип аутизма» — то есть пограничное состояние, при котором аутичные черты присутствуют, но их не хватает до полноценного диагноза.
Он мало восприимчив к влиянию среды и доминирующей культуры, не идёт на компромисс в ситуациях, в которых приемлемо «не упрямиться», проявляет нестандартный, новаторский подход в работе и полностью предан своему делу, которое и является его специальным интересом.
Как и Джобс, Цукерберг компенсирует возникающие в общении проблемы своей незаменимостью в качестве бизнес-партнера для людей, которые с ним работают.
Цукерберг, как и многие аутичные люди, понимает проблемы других меньшинств — например ЛГБТ-людей и чернокожего населения Америки, — что помогает ему заниматься благотворительностью, не впадая в свойственный многим благотворителям патернализм, и обеспечивать недискриминационную культуру внутри Facebook.
Майкл Бьюрри
основатель хедж-фонда Scion Capital
В отличие от Стива Джобса и Марка Цукерберга, Майкл Бьюрри является открыто аутичным человеком.
Аутичность Бьюрри заметна по его нетипичной манере двигаться и говорить, желанию носить простую удобную одежду вопреки корпоративным нормам, прямому стилю общения, и, конечно же, благодаря его специальному интересу.
Сначала инвестиционная аналитика была обыкновенным хобби Бьюрри. Он работал врачом, а свободное время тратил на свой блог о финансах. В итоге он решил открыть свой хедж-фонд, поняв , что финансы привлекают его больше медицины.
Как и многие аутичные люди, чей специальный интерес совпадает с их работой, Бьюрри не ставит жёсткой границы между работой и развлечениями и готов тратить на работу свободное время, потому что она, по сути, и является его любимым видом деятельности.
Бьюрри досконально изучает интересующие его темы. В 2008 году он поставил под сомнение общепринятое представление о надежности рынка недвижимости и самостоятельно перепроверил данные исследования ипотечного кредитования, за счёт чего сумел одним из первых предсказать падение рынка, которое привело к мировой рецессии.
Илин Паркер
основательница Cozy Calm
Илин Паркер сложно сравнивать с перечисленными выше аутичными людьми и людьми с аутичными чертами по степени влияния и богатства — зато она сумела создать успешный бизнес, ориентированный именно на аутичную аудиторию.
Илин начала говорить только в возрасте пяти лет, но, как и многие другие аутичные женщины старше поколения Z, получила официальный диагноз только во взрослом возрасте. По её словам, диагноз помог ей заново переосмыслить свой опыт и лучше понять собственные потребности — а также начать свой бизнес.
Паркер сталкивается с сенсорными особенностями, из-за которых ей тяжело воспринимать собственное тело. Ей становится легче, когда она кладет на себя что-то тяжелое.
Впервые она увидела утяжеленное одеяло на приёме у психотерапевта — врач клал его на Паркер и других пациентов с сенсорной чувствительностью, чтобы помочь им расслабиться. Так у Паркер родилась идея выпускать подобные одеяла в промышленных масштабах, чтобы люди пользовались ими дома.
Илин, как аутичный человек с сенсорной чувствительностью, понимает, какие именно материалы лучше подходят для аутичных клиентов. Неаутичные предприниматели просто не поймут, насколько неприятны и болезненны для аутистов торчащие швы или недостаточно однородный материал, то есть как сильно подобные мелочи могут влиять на качество товара.
Разумеется, перечисленные выше позитивные аспекты «аутичного бизнеса» не означают, что любой аутичный человек может стать хорошим предпринимателем. Аутичные люди такие же разные, как и неаутичные, и далеко не у всех аутистов есть желание, возможности и способности заниматься бизнесом.
Кроме того, в нашем обществе все еще принято считать, что существует только один правильный способ общения, выражения и понимания эмоций. Многие аутичные люди — в том числе аутичные предприниматели — не могут раскрыть свой потенциал из-за нежелания бизнеса и государства создавать элементарную инклюзию. В принимающей среде таких людей, как Стив Джобс и Тэмпл Грандин, станет намного больше.
системы обучения, рассчитанные на детей с аутичным образом мышления, чтобы они не росли детьми-Маугли, как Антон Харитонов, ставший известным после фильма «Антон тут рядом»;
расширение норм поведения и создание доступной среды — то есть, проще говоря, инклюзия.
Принятие новых норм поведения
Аутичные особенности нужно принимать так же, как культурные различия. К примеру, некоторым аутичным людям сложно говорить — поэтому они могут вести переговоры в письменной форме или с помощью специальных устройств. К этой особенности следует отнестись так же, как к тому, что иностранцам нужна помощь переводчика.
Многим аутичным людям больно или неприятно смотреть в глаза. Вы можете не понимать их эмоции, а они — ваши. Чтобы успокоиться, они могут трясти руками, раскачиваться и повторять любые другие движения, в которых окружающие не видят смысла. Но это поведение безвредно и к нему стоит относиться спокойно.
Также аутистам сложно принимать изменения в планах, если о них не предупредили заранее. А в связи с сенсорными особенностями некоторые аутисты могут прийти на важную встречу в простой одежде и наушниках.
Сотрудникам-аутистам помогут отказ от дресс-кода и публичное заявление, что ваша компания согласна работать с аутичными людьми.
Адаптация рабочего пространства
Для сенсорной безопасности может быть недостаточно принять тот факт, что кому-то необходимы наушники. Некоторые аутичные люди могут вести переговоры и работать только в помещении с хорошей шумоизоляцией — в таком случае можно продумать, как изменить помещение.
Чтобы человек мог прийти в себя и отдохнуть от сенсорных раздражителей, можно установить качели в кабинетах или возле них, а также организовать тихую комнату в офисе.