Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разобраться

История Booking.com: как построить многомиллиардную компанию, не изменив своим привычкам

История Booking.com: как построить многомиллиардную компанию, не изменив своим привычкам

В книге «8 ½ шагов. Жить, любить, работать на полной мощности», вышедшей в издательстве Альпина Паблишер, рассказаны истории CEO компании «Pepsi» Индры Нуйи, соосновательницы Booking.com Джиллиан Тэнс, основательницы «Серебрянного дождя» Натальи Синдеевой, руководителя «Союзмультфильма» Юлианы Слащевой, инвестора и модели Наталья Водяновой и других известных женщин-лидеров. На их примере авторы показывают основные принципы, которые привели их к успеху. Inc. публикует отрывок, посвященный привычкам, которые помогают строить бизнес.

Как одновременно менять мир и собирать детей в школу

Когда в 2002 году Джиллиан Тэнс присоединилась к начинающему стартапу, то у компании был лишь небольшой офис в Амстердаме, сайт, договора с двумя десятками небольших гостиниц и наполеоновские планы организовать что-то в туристической Мекке Европы — Барселоне. Джиллиан, уже имевшая опыт работы в двух серьезных гостиничных группах в качестве маркетолога, продуктового менеджера и даже директора по продажам, была очень нужна талантливому предпринимателю, основателю компании Герту-Яну Бруинсма. А ей показалось отличной идея соединить туристов со всех стран мира и отели, многие из которых к тому моменту даже не обзавелись сайтами в интернете.

С приходом Джиллиан компания открыла офис в Барселоне, но располагался он в… ее спальне! В то время экономить приходилось буквально на всем, но рынок для компании стремительно рос. Будучи главным операционным директором (COO), одну неделю в месяц Джиллиан проводила в Барселоне.

Всего за три года стартап вырос настолько, что в 2005 году Bookings.nl был куплен американской компанией Priceline Group за 133 миллиона долларов. Американская компания даже не представляла, что за бриллиант она приобрела: известность Booking.com затем настолько превзошла другие активы, что с февраля 2018 года сама Priceline Group стала именоваться по-другому — Booking Holdings. И львиная доля успеха — работа Джиллиан Тэнс, которая с 2016 года вплоть до недавнего (июнь 2019-го) решения оставить компанию являлась ее генеральным директором. За последние три года ей пришлось руководить корпорацией, насчитывающей 198 офисов в 70 странах мира, общей численностью 17 тысяч человек! И при этом она любящая супруга и мама троих детей, которая каждое утро готовит завтрак для своего мужа и ланч-боксы детям в школу.

Мы не могли не поинтересоваться тем, как ей удалось добиться столь впечатляющих результатов и как устроен ее рабочий день.


Джиллиан Тэнс:

«В том, чтобы успевать сделать как можно больше за день, я настоящий мастер. Это возможно. Я всегда встаю раньше всех в доме — ​в 6:15 утра, готовлю ланчбоксы для детей, завтрак. Мне нравится, когда дом еще спит. Как только дети просыпаются, начинается: мама то, мама се. При этом единственное, что они спрашивают у своего отца, это: «Где мама?»

Мои дети ездят в школу на велосипеде. Если я планирую заниматься спортом или мне нужно рано идти на встречу, то они едут сами, а если нет, то я еду с ними на велосипеде, провожаю их до школы, а затем направляюсь в офис. Я стараюсь заниматься с тренером два раза в неделю. Раньше я этого не делала, но теперь знаю, что с моим расписанием я должна быть действительно готова к своей работе.

Регулярно тренироваться, так же как и питаться правильно, я научилась на собственном горьком опыте. Сейчас я уделяю этим вещам очень много внимания. Обычно я прихожу в офис около восьми часов. У меня плотный график, но я всегда стараюсь резервировать время для незапланированных вещей.

У нас большая команда лидеров, которая состоит из группы около 120 человек, и я каждый день планирую обеды с людьми из этой команды. Обычно принято обедать с одними и теми же людьми либо с близкими. Но я думаю, что обед должен быть временем, которое вы проводите с толком: вы говорите о бизнесе или о том, что волнует людей, чтобы понять, как вы можете им помочь.

Мой день заканчивается около 18:30. Я стараюсь ужинать дома, если я в Амстердаме, потому что я и так много путешествую. Когда это получается, это здорово. Близкие помогают готовить еду, я ужинаю с семьей, а потом снова принимаюсь за работу. Я работаю примерно до 23:00 — ​мне необходимо просматривать электронные письма и принимать конференц-звонки из США из-за разницы во времени.

Я путешествую налегке и никогда не сдаю багаж. Мой стандарт — ​это несколько комплектов одежды, белые кроссовки, синий рюкзак и ноутбук. В остальном у меня нет ничего особенного. В самолетах я в основном сплю. Если это дневной рейс, я летаю самолетами авиакомпаний, у которых есть wi-fi, чтобы работать во время полета и не терять много времени. В какой-то момент из-за смены часовых поясов я начала принимать снотворное, но потом перестала, научившись справляться с этим.

Я вовремя ложусь спать и пью хороший кофе — ​думаю, мне это помогает.

В Голландии у всех большой отпуск, и я стараюсь уходить в отпуск надолго. Зимой мы используем неделю. В мае я стараюсь приехать на несколько дней. Потом летом я уезжаю с семьей на две недели. Но при этом я не выхожу из системы, не выключаюсь из работы. Это сделка, которую я заключила со своей семьей. Они все понимают. Мой муж тоже был предпринимателем, так что он все понимает. Вот так все и происходит».

Как видите, можно построить многомиллиардную компанию, продолжая при этом сопровождать детей в школу на велосипеде и не забывая приготовить завтрак для мужа. Правда, для этого нужно поддерживать дисциплину мышления и не изменять своим лучшим привычкам.

Страх ошибиться

Как научиться на собственных ошибках? Успешные женщины умеют замечать свои промахи и работать над ними. Признать ошибку означает взять на себя ответственность за результат. Сделать этот простой, казалось бы, шаг нам мешают разные ловушки. Комплекс неполноценности, который проявляется в неуверенности в собственной способности быть лидером для других, порождает страх. Одной из причин, по которым люди перестают учиться, является страх совершить ошибку.

Основатель «B2B Export» Екатерина Дьяченко так рассказывает о своем опыте учения на собственных ошибках, которые она совершала из-за своей природной напористости и склонности вести дела в слегка агрессивной манере: «Ты бежишь куда-то, тебя бьют по рукам, ты понимаешь свои ошибки — больше так не делаешь. Это не какое-то физическое действие по задерживанию дыхания, а скорее рефлекс собаки Павлова. При повторяющейся ситуации ты учишься и понимаешь, что не надо так сильно торопиться и какие-то вещи нужно просто отпустить. И мне кажется, что моя агрессивная манера иногда мешает достижению целей, потому что люди не всегда адекватно это воспринимают. Я не имею в виду реальную агрессию, просто напористый подход и решительность традиционно не ассоциируются с женщинами, и мои партнеры на другой стороне переговорного стола не всегда могут это оценить. Но я с этим борюсь всю свою профессиональную жизнь, потому что стереотипы все же существуют и от женщин ожидается более мягкий стиль».

Синдром отличницы

Другой ловушкой является перфекционизм мышления, или так называемый синдром отличницы. Перфекционизм часто мешает женщинам сделать карьеру.

Исследования социологов показывают, что женщины обычно занимают высшие посты в области финансов или юриспруденции. На этих должностях их вознаграждают за то, что они точны и всегда действуют в соответствии с правилами. А вот управленцев-мужчин вознаграждают за то, что они идут на риск и выигрывают.

«Отличницам» сложно и неудобно признаться в собственных ошибках, ведь они столько усилий вложили в карьеру, стараясь быть правильными, что отрицают саму возможность провала. Если вы отравлены ядом перфекционизма, то даже размышление на тему возможной ошибки способно вызвать у вас неуправляемый стресс и растущее беспокойство, которое, достигнув критической точки, быстро перерастает в панику или убежденность в том, что весь мир ополчился против вас.

Наши героини, беседуя с нами во время интервью, которое мы брали у них в процессе работы над этой книгой, тоже отмечали эту привычку быть хорошей и всем нравиться.

Точность, пунктуальность и игра по правилам, безусловно, дисциплинируют и подчиненных, и коллег. Но для карьеры женщины перфекционизм опасен. Посыл, что женщина должна быть совершенной, чтобы добраться до желанной вершины, приводит к завышенным ожиданиям. Более того, женщина, которая положила свою жизнь на алтарь совершенства, начинает ожидать такого же перфекционизма и от других: от семьи, коллег, подчиненных.

Эта установка затрудняет делегирование полномочий, работу в команде и жизнь в семье. Мало того, что женщина взваливает на себя весь груз забот, она незаметно для самой себя превращается в трудоголика и добивается при этом… прямо противоположных результатов. Она становится сверхосторожной и занудной.

Женщинам часто отказывают в продвижении на высшие посты потому, что руководство и коллеги считают их недостаточно смелыми, неустойчивыми в психологическом

плане или занудными. На самом высоком уровне организации ценятся здоровая наглость и способность рисковать. Стремление со всеми быть в хороших или ровных отношениях оправдано лишь на ранних стадиях карьеры. Но в дальнейшем это может затруднить конструктивную критику, лишит возможности строго спрашивать с подчиненных и коллег по результатам работы или не даст достаточно «пороха», чтобы поставить нахала на место.

Успешные женщины выработали привычку помогать другим двигаться следом. Они знают, что таким образом сокращают и свой путь к благополучию и богатству. Трудно быть успешным без команды единомышленников. Лучший способ их найти — предложить талантливым людям работать вместе. Вот только в светлое будущее берут не всех подряд. Успешные женщины окружают себя только целеустремленными и позитивными людьми.

Полезные привычки необходимы нам для развития и роста. Все, что укрепляет наше здоровье, повышает производительность, делает острым ум и позволяет быть щедрыми с людьми, мы должны превратить в привычки. Щедрость — это вообще отличительная черта успешных женщин, но если они видят, что идущие следом нацелены лишь на получение личной выгоды, то не будут тратить на них свои душевные силы.

Учитель приходит только тогда, когда готов ученик. А самые большие радости, которые приносит успех, связаны с возможностью быть щедрым по отношению к людям, обществу и собственным детям. Наиболее ценное наследство, которое мы можем передать нашим детям, — это полезные привычки, которые мы осознанно и с большим трудом приобрели сами.