Четыре мифа о космической отрасли в России и как с ними жить стартапам

Четыре мифа о космической отрасли в России и как с ними жить стартапам
Фото: Kirn Vintage Stock/Corbis via Getty Images

Россия, безусловно, космическая держава. Но будущее нашей страны в этой сфере сейчас представляется весьма туманным. Основной вопрос — инвестиционный процесс в отрасли. При разговоре про частный космический рынок на ум приходят компании Маска и Брэнсона с разрекламированными проектами, а также то, что подобные компании ведут свою деятельность за рубежом, но не в России. Но в нашей стране тоже есть своя частная космическая отрасль, однако ее путь намного более тернист, чем в США или Европе, где государственные структуры стали инвесторами и заказчиками для частных компаний. В России космические госструктуры не сотрудничают с бизнесом. Мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами в свои проекты. Но вот какие мифы нам мешают.


Профильных инвесторов в космические проекты в России нет. От всех остальных мы слышим всегда примерно одно и то же:

  1. Это безумно дорого.
  2. Это технически невыполнимо.
  3. Это вообще не нужно, потому что много более важных и быстрых «приземленных» проектов.
  4. Это никогда не окупится.

Вот что можно на это возразить.


Миф №1

Это безумно дорого


Если речь идет о запуске сложнейшего космического зонда — к Юпитеру например, — то этот проект под силу только международной программе космического сотрудничества с синдицированным финансированием. Но существуют другие проекты, которые требуют несравнимо меньших денег, притом способствуют прогрессу ничуть не меньше. Это могут быть разработки легкой ракеты-носителя, возвращаемых аппаратов, группировки малых спутников для создания нового уровня инфраструктуры телекома и новое поколение космических 3D-принтеров. Суммы инвестиций в подобный спектр проектов исчисляются не миллиардами, а десятками миллионов долларов.


Миф №2

Это технически невыполнимо


Частные космические компании в России разрабатывают легкие ракеты и возвращаемые аппараты, которые не только дают импульс космонавтике с технической точки зрения. Они резко снижают стоимость вывода грузов на околоземную орбиту, где вступает в дело промежуточная база на Луне и целая армия 3D-принтеров для производства из лунного материала элементов конструкций для орбитальных городов будущего и для других не менее захватывающих проектов космической отрасли. Все это технически более, чем возможно.


Миф №3

И на земле дел полно


«Мы сделаем еще несколько проектов в интернете, которые принесут нам быструю прибыль», — так рассуждают отечественные инвесторы, вкладывая средства в очередной маркетплейс. Но мало кто задумывается, что охват россиян, совершающих покупки через интернет, составлял на конец 2017 года всего лишь 36%. Остальные 64% не смогут воспользоваться новыми проектами «дальновидных» инвесторов ввиду отсутствия инфраструктуры доставки различных интернет-новинок до пользователей. И лишь космос способен дать быстрое решение этой проблемы путем построения орбитальной группировки телекоммуникационных спутников, покрыть всю планету сетью интернет и обеспечить равный доступ каждому жителю планеты.


Миф №4

Это никогда не окупится


Если сравнивать с инвестициями в нефтегазовую или IT отрасли, где достаточно короткий цикл возврата инвестиций, то космическая индустрия, на первый взгляд, безнадежно отстает и не является «горячим пирожком» для инвестора. В космической отрасли достаточно продолжителен цикл R&D, перед созданием работающего прототипа — его можно потрогать, и он летает в тех средах, для которых разработан, — существуют многочисленные промежуточные ступени, например демонстраторы. Полеты в космос опытно-производственных образцов тоже не происходят каждый день по взмаху волшебной палочки, им предшествует длительная и тщательная подготовка. Таким образом, инвестиционный цикл проектов до какого-либо экзита весьма длителен. Есть и исключения. Мы видим ряд проектов от зарождения до экзита: так, спутниковая система Skybox Imaging за 5 лет выросла от проекта на компьютере разработчиков до полумиллиардного бизнеса в сотрудничестве с Google; в результате нескольких раундов она привлекла $93 млн и была продана стратегу за $500 млн.


Проекты, связанные с традиционными отраслями экономики, особенно с сырьевыми, ограничены конечным запасом полезных ископаемых на нашей планете. Вы знаете, какой драгоценный камень ценится дороже алмаза?


Это танзанит, который добывался до последнего времени в Танзании и запасы которого уже полностью истощились. Его больше нет в природе планеты Земля! Такая же судьба может постигнуть и другие ископаемые на нашей планете, что приведет к сырьевым войнам, или, как еще их называют футурологи, войнам за ресурсы. А космос является бесконечным источником всего необходимого, и проекты, направленные на его освоение, закладывают основу целого пласта космической экономики — космомайнинга. По образному выражению аналитиков банка Goldman Sachs, первым триллионером на Земле будет космомайнер. Многие страны на начало 20-х годов нашего века запланировали добычу полезных ископаемых на Луне и астероидах. И пусть пока не решены некоторые технические проблемы для добычи, например доставка жидкого агента на астероид для производства классического гидроразрыва пласта или методология чартерной доставки добытой обогащенной породы на Землю, данная программа уже не является чем-то фантастическим или нереальным. Аналитики банка пришли к выводу, что к 2022 году стоимость лёгких транспортных ракет упадет с десятков миллионов долларов до $7-8 млн, таким образом, еще один барьер, отделяющий землян от космомайнинга, падет. Американцы уже планируют делать несколько частных проектов по доставке астероидов и добыче первых металлов из них.

Маленькое государство Люксембург, где нет полезных ископаемых, но есть деньги, в 2016 году основало Национальную Космическую Ресурсную Инициативу, и выделило $223 млн из бюджета на исследования и разработки в области космомайнинга. Так эта маленькая страна забронировала себе место на глобальной космической карте как важнейший и прогрессивный игрок, пока спят гиганты.

Несколько фактов об инвестиционном климате в космической отрасли в мире и в РФ:

  1. 25 мировых миллиардеров вкладывались в космическую отрасль. Среди них нет ни одного россиянина.
  2. Более 60 крупных венчурных фондов активно инвестируют в проекты, связанные с космическими технологиями. В России таких нет.
  3. Количество публичных конкурсов и грантовых программ для талантливых разработчиков технологий, связанных с космосом, в мире превышает 300. Среди них нет ни одного российского.
  4. Венчурные инвестиции в космосе почти всегда сочетаются с классическими инструментами финансирования, а именно — банковские кредиты, предоплаты от потенциальных заказчиков технологий или аппаратов, законодательные преференции для экспорта будущего продукта за рубеж. В России не внедрено ничего из этого списка.
  5. В США утверждена федеральная программа поддержки частного предпринимательства в космической отрасли, где одним из инвесторов и грантодателей выступает NASA. Роскосмос рассматривает частные космические инициативы как инвесторов в свои проекты.
  6. Европейское Космическое Агентство (ЕКА) открыло 18 специализированных бизнес-инкубаторов для стартапов в 12 странах. Дополнительно открыто 23 центра космических компетенций (это своеобразные акселераторы на базе университетов и научных центров для проектов в более продвинутой стадии развития). К сожалению, в России подобных проектов нет.
  7. В США и Европе обеспечена цепочка преемственности финансирования космических частных проектов: грант/акселерационный грант/венчурный капитал — кредит/коммерческий заказ/ — акционерный капитал(эквити) — экзит (IPO, продажа стратегу).
  8. В России, к сожалению, не существует альтернативы так называемому космическому кластеру в Сколково, который пока не способен стать поставщиком зрелых проектов и решений для частной космической отрасли, ибо все в РФ так или иначе вращается вокруг государственного монополиста. Отсутствует система поддержки подобных проектов со стороны финансовых институтов, более того, последние весьма агрессивно настроены в отношении космических инициатив. Следствием является переезд российских проектов в другие, более лояльные юрисдикции.

Развитие космических проектов неразрывно связано с прогрессом во многих отраслях — фундаментальной науке, медицине, биологии, образовании, технике, материаловедении и еще многих прикладных дисциплинах, — что очевидно для людей внутри индустрии и пока не прочувствовано широким слоем инвесторов. В настоящий момент наблюдается удивительный феномен недооцененности апсайда космических инвестиций. Этим пользуются самые смелые инвесторы, которые не ждут, пока в отрасли станут толкаться локтями. Сейчас самый удобный момент для входа в самую перспективную и многообещающую индустрию, для которой не существует физических границ и рамок для эффектов.

И если в Европе и США инвесторы постепенно начинают интересоваться космосом, то в России на данный момент очень сложно привлечь внимание держателей капитала.

Не зря сказано, что большое видится на расстоянии. Исследование космоса связано с немыслимыми расстояниями в единстве со временем. Преодоление этих измерений и есть прогресс!