• Usd 68.89
  • Eur 78.52
  • Btc 3790.66 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

advertising@incrussia.ru

Журнал

Леонид Богуславский: «Во власти есть стратегическое непонимание происходящего»

Леонид Богуславский: «Во власти есть стратегическое непонимание происходящего»

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разобраться

Das ist бизнес: как получить вид на жительство и начать свое дело в Германии

Das ist бизнес: как получить вид на жительство и начать свое дело в Германии
Фото: Unsplash

Германия — одна из самых привлекательных стран для россиян, желающих переехать за границу (ее уверенно называют 16% участников опроса ВЦИОМ). Те, кто всё же решится эмигрировать, могут на новом месте попытать счастья и открыть собственное дело. Для этого в стране Гете и «Раммштайна» есть все необходимые условия: крупный рынок, минимум бюрократии и хороший бизнес-климат. Но кроме очевидных плюсов, в этой стране есть свои минусы и подводные камни. Рассказываем, к чему нужно быть готовым бизнес-эмигранту в Германии и как получить вид на жительство, не имея немецких корней.


Свой бизнес за час и без сюрпризов


Чтобы открыть GmbH (аналог ООО) в Германии, есть два пути: лайтовый и хардкордный. В первом случае вы нанимаете юриста: открытие компании «под ключ» обойдется в €5,9 тыс. (почасовая оплата — €270 в среднем). Берете загранпаспорт, вносите €12,5 тыс. уставного капитала, проводите полчаса у нотариуса и еще полчаса в банке и выходите уже владельцем немецкой компании.

Хардкордный путь подойдет для тех, кто знает немецкий (оформить документы можно только на государственном языке Германии) и готов разбираться в местном законодательстве. Нужно будет собрать документы (проект договора об учреждении компании и устав), проверить название компании (чтобы оно было свободным), согласовать вид деятельности в Торгово-Промышленной палате и засвидетельствовать договор об открытии фирмы у нотариуса. Через 3 — 4 недели, когда предприятие будет зарегистрировано в Торговом реестре, можно отправляться в банк: там нужно открыть счет и оформить страховку на себя и на свою компанию. Наконец, необходимо зарегистрировать свою фирму в муниципалитете и налоговой и получить налоговые номера.

Кроме того, на первое время вам потребуется виртуальный офис (юридический адрес, обработка корреспонденции, бухгалтерия и налоговая отчетность).  Стоит все это в среднем €800 в месяц. Позже можно нанять секретаря и директора и открыть уже офис реальный.


Налоги взорвут вам мозг, но их можно оптимизировать


В Германии очень разветвленная налоговая система, с которой придется разбираться, — здесь каждый должен отчитываться перед налоговым ведомством самостоятельно (даже если он работает по найму). Так что стоит к этому подготовиться и хотя бы на первое время заручиться поддержкой консультанта по налогам (искать его лучше по рекомендациям). Разовая консультация обойдется в €150 — €400 в час, а помощь в оформлении налоговых деклараций оценивают по внутренней тарифной таблице (стоимость зависит от оборота компании и количества транзакций).

Подоходный налог в этой стране прогрессивный: от 0 до 45%. В России с этим попроще (ставка для всех одинаковая — 13%), но в Германии система заточена на то, чтобы предприниматель соображал и договаривался с государством. Например, налоги на любую коммерческую деятельность составляют 24% — 33% (в зависимости от региона), но в Мюнхене они — 17%, а в пригороде Мюнхена — вообще 8% (там особая экономическая зона). Так что лучше зарегистрировать компанию здесь, а филиалы потом можно открывать где угодно (и вести бизнес, естественно, тоже).

А вот еще один лайфхак: налоги на сдачу недвижимости в аренду по всей стране — 16%. Но если компания просто сдает помещение, здание или участок в найм и не ведет другой деятельности, а только управляет своими объектами, налоговую ставку можно законно оптимизировать с помощью договора займа до 0%.


«Договориться» не получится и застолья бесполезны


Есть три чисто русских привычки вести бизнес, которые в Германии для вас станут бесполезным, а то и откровенно вредным атавизмом. Это обычай «договариваться», схемы со взятками и застолья «для дела». Лучше эти «навыки» забыть и не пытаться их нигде применить (совсем!) — иначе с вами просто никто не захочет сотрудничать.

В моей практике были случаи, когда русские звали немецких партнеров на «обеды», — те скорее удивлялись, чем проникались, и это не приводило к желаемому результату (а могло дать и обратный эффект). Немцы работают с вами, только если это им выгодно, а подобные жесты могут расценить как свидетельство, что с вашим бизнесом что-то не так.

А вот без чего бизнес в Германии гарантировано утонет, так это без четкого планирования и без учета всех формальностей. Их много: нужно регулярно и вовремя заполнять массу анкет из разных ведомств, каждый месяц сдавать налоговую отчетность и ежегодно подавать в налоговую баланс компании. При этом многие русские предприниматели, к сожалению, склонны игнорировать официальные письма либо отвечать на них и вносить оплату сильно позже — когда уже пришли штрафы. В Германии такая привычка доведет до того, что вас внесут в реестр неплательщиков или вообще запретят въезд в страну.


Неторопливые контрагенты и сервис без крайностей


Русских бизнесменов, которые начинают вести дела в Германии, чаще всего приятно удивляет порядок во всем. А шокирует — медлительность контрагентов и то, что их никак нельзя «ускорить».

Немцы привыкли работать слаженно и хорошо, но не перерабатывать (в этой стране даже продуктовые магазины закрыты по воскресеньям). Каждый делает то, что ему положено «по регламенту», но не более, — здесь мало компаний, созданных по принципу «все включено».

Например, вы открываете стартап и нанимаете бухгалтера и юриста. Но уговорить кого-то из них еще и давать вам налоговые консультации не получится — для этого придется найти «специального-человека-по-налогам».

Уровень сервиса в Германии везде примерно одинаковый — не плохой и не великолепный, а средний. Искать элитные салоны красоты, VIP-предложения, дорогие кальянные и т. п. бесполезно: у немцев такие услуги не популярны. Уровень потребления у всех примерно одинаковый, и luxury-мест, где вам с порога подают Шабли, здесь просто нет.


Государство любит (на самом деле) бизнесменов и инвесторов


Малый и средний бизнес в Германии составляет до половины всего ВВП (данные Института экономики роста), и предпринимателей здесь ценят не на словах. Во многих регионах есть специальные отделы по взаимодействию с бизнесменами и инвесторами, и это не формальная чиновничья позиция.

Например, Министерство экономики Баварии регулярно упрощает условия для получения ВНЖ. 14 лет назад в этом регионе инвестор мог получить вид на жительство, только если вложит в бизнес больше €1 млн, создаст 10 рабочих мест и докажет, что его дело имеет повышенный экономический интерес. Министерство экономики несколько раз снижало уровень требований, и теперь, чтобы претендовать на ВНЖ, вы можете быть гением-одиночкой, который открыл IT-стартап, написал блестящий бизнес-план и защитил его перед торгово-промышленной палатой. Правда, не думайте, что эта защита будет мероприятием для галочки: готовится к ней нужно не менее тщательно, чем к защите докторской диссертации.

Но вы можете получить право на ВНЖ, даже если просто купите магазин и будете сдавать его в аренду. Хотя лучше, конечно, подключить к делу опытного иммиграционного адвоката (услуги стоят от €270 в час) — он составит документы (тот же бизнес-план и обоснование) так, чтобы ваши шансы увеличились до максимума.

Разумеется, можно обойтись и собственными силами, но это существенно снижает вероятность получения ВНЖ.


Комфортный микроклимат для эмиграции


Согласно открытым данным статистики, около 21% населения Германии так или иначе имеет эмигрантский бэкграунд. Значительная часть — это переселенцы из СНГ и Восточной Европы либо их потомки. К слову, у первого заместителя главы центрального правительственного комитета CSU Баварии по миграции и интеграции Сергея Чернявского — русские корни.

В целом, бизнесмены и интеллигенция относятся к россиянам весьма доброжелательно — даже несмотря на общую настороженность, которая появилась в мире по отношению к России после 2014 года. В Германии вы даже обидных шуток про русских никогда не услышите (вроде тех, что в России в ходу про американцев). Это национальная черта: немцы дружелюбно относятся к любому человеку, пока тот соблюдает местные порядки.

Чтобы быстрее влиться в местное бизнес-сообщество и познакомиться с потенциальными партнерами, полезно вступить в бизнес-клуб (для этого достаточно подать онлайн-заявку). Туда можно прийти самому — специальной протекции не требуется. Немецкий знать тоже не обязательно — в этой стране все свободно говорят на английском. Дресс-код — костюм или джинсы и пиджак. Самые крупные клубы — Entrepreneurs’ Organization Germany, China Club (немного неожиданное название для немецкого бизнес-клуба, но китайский бизнес действительно очень активен здесь) и Berlin Capital Club.

Сообщества эти похожи на аналогичные в Петербурге или Москве — поэтому специально готовиться и учиться какому-то особенному поведению не нужно. Но будьте готовы к тому, что в общении немцы чуть более формальные и сдержанные, чем русские (тем более что средний возраст бизнесменов в клубах Германии обычно несколько выше, чем в РФ). Но пусть это вас не смущает: здесь вы сможете обзавестись потенциально полезными контактами — а это очень ценно на старте.