С начала «спецоперации» на территории Украины прошла неделя. Тревожные состояния, паника, апатия и потеря концентрации коснулись каждого. И все это, несомненно, отражается на продуктивности и рабочих процессах. Лейсэн Шаяхметова, управляющий партнер HR-консалтинговой компании Career Booster, делится рекомендациями с руководителями, как поддержать работоспособность сотрудников.
Что влияет на работоспособность
На продуктивность сотрудников влияют факторы, не подвластные работодателям, — самочувствие, жилищный вопрос, финансовые потери, личные переживания и способность себя поддержать. Руководителям же стоит сконцентрироваться на том, что находится в их зоне влияния, — на сохранении или возможном увеличении зарплаты, на осведомленности команды о происходящем в бизнесе и на атмосфере в команде.
«Наденьте маску» сначала на себя
Во время тревоги люди могут закрываться, проявлять агрессию и позволять себе оценочные суждения или обвинения. Когда такие состояния транслирует руководитель, всему коллективу становится неспокойно.
Не бойтесь проявить уязвимость и проговорить с командой, какие эмоции вы испытываете сейчас. Если вы замечаете, что в ситуации стресса начинаете давить, — предупредите команду. Попросите людей в такие моменты давать обратную связь. Сейчас каждый почувствовал на себе тревогу, поэтому эмпатия и человечность ценятся не только от руководителя к сотруднику, но и наоборот.
Если есть опция проводить часть звонков, совмещая с прогулкой на свежем воздухе, это поможет переключаться и проявлять заботу о себе.
Организуйте практики поддержки
Коммуникации внутри бизнеса должны быть направлены на снятие тревоги и психологическую поддержку. Ниже — список того, что уже практикуют крупные и средние компании.
- Рассылка на весь коллектив. Людям становится спокойнее, когда они понимают, что будет происходить с их работой. Расскажите в письмах о ситуации с бизнесом, действиях руководства и способах поддержки.
- Медитации. Можно организовать партнерство с йога-центром, чтобы они проводили онлайн-медитации, или обратиться в похожее место рядом с офисом и отправлять сотрудников на офлайн-практики.
- Ежедневные короткие утренние встречи. Введите их, если раньше такой практики не было. Члены команды могут делиться приоритетами в задачах на день и задавать вопросы, а руководитель — озвучивать новые вводные. Так можно проверить психологическое состояние команды и держать руку на пульсе.
- Сессии с корпоративным психологом. Многие крупные компании организовывают для своих сотрудников встречи с психотерапевтами. На сессиях люди делятся переживаниями и получают квалифицированную помощь. Для своего бизнеса вы можете нанять штатного специалиста, подключить услугу по ДМС или воспользоваться сервисами психологической поддержки (например YouTalk, «Ясно», Alter, Zigmund).
- Индивидуальные разговоры. Даже десятиминутный разговор тет-а-тет с каждым подчиненным позволит команде почувствовать вашу заботу и эмпатию.
- Работа в удобном режиме. Многие сотрудники во время кризиса хотят быть с семьей или даже уехать из страны. Поддержите удаленную работу, если это возможно.
- Повышение зарплаты. Людям станет спокойнее, когда они обретут чувство безопасности в финансовой сфере. Если в силах вашего бизнеса выплатить дополнительные бонусы или увеличить оплату труда, сделайте это. Тринадцатую зарплату уже выплатили в «Яндексе», о повышении окладов в марте-апреле объявили в «Металлоинвесте».
Проявляйте человечность и создавайте поддерживающее поле
Во время совещаний делайте акценты на положительных новостях и промежуточных результатах.
Когда кто-то из вашей команды потерял рабочий настрой, постарайтесь проявить сопереживание. В этом поможет вопрос, какая поддержка нужна сейчас. Будьте дружелюбны, но при этом не снимайте с человека ответственность за его задачи. Уточните, какие есть в его зоне ответственности важные дела и как с ними можно поступить сейчас. Пытайтесь договариваться, искать решения и строить диалог из партнерской позиции.
Есть отличная техника антикризисного плана из когнитивно-поведенческой терапии, которая подойдет для проведения совещаний и снижения тревоги. Вы последовательно задаете и обсуждаете следующие вопросы:
- Что будем делать в случае негативного сценария?
- Когда будем это делать?
- Где именно?
- Какие ресурсы (финансовые, человеческие, технические) нам понадобятся?
- Что может помешать это сделать?
- Как будем преодолевать возможные препятствия?
Как понять успех поддержки
В спокойном, здоровом коллективе каждый делится мнением, задает вопросы и включается в работу. От этого у руководителя появляется чувство единения и полноценности обстановки. Если вы ощущаете, что выпавшего звена в команде нет, — значит, методы поддержки работают, вы на правильном пути. Продолжать практики для сохранения работоспособности имеет смысл до окончания неопределенности.