Первый магазин мебели Михаил Кучмент вместе с партнером открыл по австрийской франшизе в начале 2009 года. Но поставляемый ассортимент не подходил под запросы российской аудитории. Спустя 2 года партнеры запустили собственный бренд — Hoff, адаптированный под российского потребителя. К 2013 году бизнес вышел в плюс, а кризис 2014 года «пережил» с прибылью в 2,5 млрд руб. за счет сохранения докризисного уровня цен. Сегодня сеть Hoff представлена в 17 городах России и входит в рейтинг крупнейших по выручке компаний страны — 35,5 млрд руб. в 2018 году. Сооснователь Hoff Михаил Кучмент рассказал Inc., как вести бизнес в потоке изменений и играть вдолгую.
Михаил Кучмент — победитель национального этапа конкурса EY «Предприниматель года 2017». EY проводит этот международный конкурс в России с 2003 года. В этом году в финал вышли 35 конкурсантов из 33 компаний, среди них сооснователь Doczilla Кирилл Буряков, гендиректор Skyeng Георгий Соловьев и другие. Церемония награждения победителей состоится 20 ноября.
1
Бизнес строится от и до
Кровь делает оборот в нашем организме за 23 секунды: если вы себе в пятку вколете мышьяк, то за 23 секунды он разнесется по всему организму. Так же и в компании: все процессы кросс-функциональны. Когда у вас сбой в одном месте — эта неэффективность переносится на другие зоны компании. Поэтому важно строить бизнес от и до, чтобы сложился весь пазл.
2
Бизнес — это игра в пас
Как и в футболе, вы не можете просто взять мяч и всех обвести, дойдя до других ворот: против вас — много игроков. Надо построить игру так, чтобы у каждого была своя роль, и играть в пас. Тогда на ударную позицию вы выведете того, кто лучше всех забивает. И это будет результат всей команды. Яркие индивидуальные действия могут вытащить один — два матча, но не весь чемпионат.
3
Точки роста — внутри нас
На конкурентов мы обращаем внимание и смотрим, что они делают, — но в большей степени конкурируем сами с собой, и это непрерывный процесс. Внутри нас много точек роста, поэтому всю свою энергию мы направляем на улучшение внутренних процессов, что в конечном счете позволяет нам развивать наши продукты, лучше работать с клиентом. И здесь мы стараемся быть маркетмейкерами — когда конкуренты смотрят на тебя больше, чем ты на них.
4
Пока ты семь раз отмеришь, другой отрежет
Вся наша ментальность из серии: «Поспешишь — людей насмешишь», «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Сейчас требуются другие качества, так как скорость изменений и их количество растет. Нужно моментально реагировать на изменения: ты либо быстрый, либо мертвый. Поэтому главное конкурентное преимущество — скорость управления изменениями.
5
Импакт измеряется в деньгах
Сейчас много дискуссий на тему того, должен ли бизнес приносить прибыль. Идея бизнеса в том, чтобы менять жизнь людей к лучшему. Многое, что мы видим вокруг, создано предпринимателями, — это тот самый импакт, о котором сейчас часто говорят.
Деньги – это не единственный фактор успеха, но их нельзя убрать из уравнения. Мы оцениваем импакт деньгами — так же, как спортсмены измеряют успех сантиметрами, секундами, килограммами. Деньги присутствуют в нашем уравнении, просто это не единственный фактор успеха. Плохо, если бизнес в итоге не зарабатывает. Деньги — подушка экономической безопасности, которая помогает проходить через кризисы. Особенно когда в компании работают тысячи людей и вы ответственны за них.
6
Выиграть может каждый
Я придерживаюсь принципа win-win. Надо выходить за рамки традиционного «купи-продай» — не думать о том, как получить больше другого, а пытаться сделать совместную работу эффективнее, максимизировать общий «кусок пирога».
Мы пришли в мебельный бизнес из электроники, где нашими поставщиками были мировые компании. В мебели экосистема гораздо слабее. Поэтому большую часть наших ресурсов мы тратим на улучшение самой системы — чтобы наши поставщики тоже становились эффективнее. Например, если раньше мы контролировали качество их продукции только на выходе, то сейчас мы также погружаемся в процессы, влияющие на конечный продукт.
7
Бизнес строится вдолгую
Распространенная ошибка — когда ты делаешь что-то ради достижения показателя в моменте. Например, можно сэкономить деньги, срезав персонал в магазинах, потому что в моменте ты видишь, что сократились расходы. Но в долгосрочной перспективе падает качество обслуживания и через год покупатели к тебе просто не вернутся.
8
Успешны те, кто в авангарде
Компании, которые идут в авангарде изменений культуры потребления и умеют быстро схватить новую возможность, обречены на успех. Мы первые из больших компаний активно начали развивать онлайн-продажи на мебельном рынке — на 5 лет раньше IKEA. Мы первые ввели программу лояльности на мебельном рынке (в электронике она была типична). Сейчас 96% покупок совершаются по этой программе. Недавно мы начали тестировать технологию VR, но пока не знаем, какой будет результат. Успех так и собирается — по крупицам.
9
Но первый — не значит лучший
Распространенный стереотип: чтобы завоевать нишу, надо оказаться в ней первым. Это не так. До Facebook были примеры других соцсетей, но он стал лучшим. Как только вы создали новый продукт, надо сразу же думать, как его улучшить, потому что каждый следующий игрок рынка будет пытаться сделать это за вас. В этом суть конкуренции.
10
Предпринимательство — это образ мышления
Мне тяжело представить себя не предпринимателем. Наверное, предпринимательству можно научиться, но для меня — это призвание. Бизнесовый образ мышления был у меня всегда — даже когда я работал наемным менеджером, — и с течением времени все стало на свои места. Предприниматель открыт к изменениям, обладает высоким уровнем энергии, готов к риску (возможно, даже имеет аппетит к нему), постоянно хочет что-то улучшить и ищет новое.