Во время чемпионата мира по футболу в России посты на околофутбольные темы заполняют Facebook и Instagram — профили компаний не исключение. Согласно опросу, проведенному BrandScience, 86% россиян будут интересоваться ходом турнира; к ним добавятся иностранные болельщики, за внимание которых будут бороться рестораны, такси, экскурсионные бюро, магазины сувениров и другие бизнесы. Впрочем, некоторым лучше сосредоточиться на грамотном таргетинге, а тем, чья аудитория далека от футбола, — вообще не касаться этой темы, чтобы не потерять лояльных клиентов. Рассказываем, как быстро привлечь внимание приезжих с помощью Stories, не потеряться в хэштегах и геотегах и найти общий язык с болельщиком любой сборной — все эти лайфхаки пригодятся и после ЧМ.
Два столпа, на которых стоит продвижение в соцсетях, — продукт и аудитория. ЧМ влияет на оба. С одной стороны, множество компаний начинают предлагать новые продукты и услуги: рестораны — сеты для болельщиков и футбольные трансляции, экскурсионные бюро — маршруты по городам проведения чемпионата, розница — сувениры с символикой и т.д. С другой — аудитория резко расширяется за счет приезжих болельщиков.
Да, болельщики уедут, футбольные страсти улягутся, поэтому, выбирая тактику продвижения, следует делать ставку не на долговременный эффект (рост лояльной аудитории, узнаваемости бренда и/или продукта), а на быстрый результат здесь и сейчас. Три шага:
1.
рассказать о продукте: таргетированная реклама;
2.
помочь совершить покупку: для онлайн-продаж — ссылка прямо из рекламного объявления (на оформление заказа, на скачивание приложения), для оффлайна — доступная, понятная и полная информация о том, как вас найти;
3.
обратная связь: быстрые ответы на вопросы и работа с негативом.
Это действие, которое должен совершить пользователь, увидевший вашу рекламу (переход на сайт, скачивание приложения, просмотр видео и т.п.). Ориентируясь на людей, которые приехали на время и скоро уедут, выбирайте адекватные цели. Если вы продвигаете кафе, вместо «Вовлеченность: Публикации страницы» (помогает удерживать лояльную аудиторию) выбирайте «Охват» (показывает вашу рекламу людям, находящимся поблизости). Продвигая товар, который можно купить как онлайн, так и оффлайн, подумайте, какой вариант выберет турист: если магазин находится не на отшибе, скорее всего, он не станет связываться с доставкой, — выбирайте не «Продажи товаров из каталога», а «Посещения точек».
Facebook позволяет выбирать аудиторию по интересам — например людей, интересующихся чемпионатом мира по футболу, футбольных фанатов «высокой степени взаимодействия» и даже их друзей, — но чем ýже сегмент, тем он малочисленнее.
Креативный директор коммуникационного агентства Setters Витя Вит рекомендует таргетировать на носителей того или иного языка, находящихся в России. А глава маркетинговой компании «Гудвилл» Леонид Захаревич делится идеей: чтобы заманить к себе болельщиков, которые остановятся в городе лишь на несколько дней, таргетировать на территорию аэропортов и вокзалов видеоприглашения с призывом посетить ваше заведение
В Instagram Вит советует показывать рекламу в формате Stories — именно их в первую очередь будет просматривать человек, впервые зашедший в ваш профиль (основную информацию вы, конечно, уже продублировали на английском). Instagram рекомендует показывать в Stories ваши товары и услуги, а сами ролики делать короткими и динамичными, и отмечает, что любители спорта смотрят в два раза больше видео, чем остальные пользователи.
При продвижении в Facebook обратите внимание на формат Canvas («Холст») , советует Вит, — в России он еще не так часто используется, а на Западе к нему уже многие привыкли. Это мини-лендинг на несколько экранов прямо в ленте Facebook, в который можно добавить фото, видео, каталоги, галереи-«карусели», а также кнопки с призывами к действию (перейти на сайт, оформить заказ и т.п.). Тот же контент можно использовать и в Instagram — в ленте или в Stories.
Трансляции матчей анонсируйте, создавая мероприятия, — их также можно продвигать с помощью рекламы. Кроме того, пользователь, чьи друзья собираются посетить ваше мероприятие, может увидеть уведомление о нем («Петя Васечкин и еще 24 друга ответили на завтрашнее мероприятие»), — это возможность значительно увеличить охват.
Убедитесь, что адрес в профиле правильный и продублирован на английском. То же касается мероприятий в Facebook.
Геотеги должны корректно отражать ваше реальное местоположение и также быть доступны на английском.
Опубликуйте видеоинструкцию о том, как к вам добраться, в Stories, и сохраните ее в «Актуальных».
По данным Instagram, почти треть аккаунтов в нем принадлежит любителям спорта (в соцсети они выходят даже во время просмотра спортивных передач). Проверенный способ вовлечь подписчиков в диалог о футболе и таким образом повысить уровень их лояльности бренду — задавать вопросы в публикациях (именно так планируют поступать малые компании, опрошенные Inc.) или проводить опросы. Например, в Stories есть два варианта голосований (с ответами на выбор или с «ползунком»); темы для вопросов подкинет сам чемпионат.
Если ваше заведение или продукт в футбольной лихорадке отметили СМИ — расскажите об этом своим подписчикам: для них это будет убедительным подтверждением вашей репутации. Например, в прошлом году во время Кубка Конфедераций сочинская кондитерская «Ваниль» продавала пирожные в виде футбольных мячей под названием «Пенальти», — отрывок репортажа «Первого канала», опубликованный в Instagram кондитерской, вызвал дополнительный интерес со стороны ее подписчиков. Спрос на пирожные оказался высоким, в этом году кондитерская также планирует выпускать футбольные десерты. А в саранский ресторан «Барон Мюнхгаузен» уже в этом году приезжали сразу несколько съемочных групп федеральных каналов, снимавшие сюжеты о подготовке регионов к турниру, — о визитах журналистов команда ресторана также рассказывала подписчикам через Instagram.
Если позволяет бюджет, оборудуйте мини-студию с фотостолом, светом, фонами (так, например, поступили в волгоградской «Фабрике вкуса», выпускающей взбитый мед под брендом Nectaria). Снимать можно и на обычный смартфон — тогда используйте естественное дневное освещение и не пренебрегайте фильтрами.
Instagram cоветует по максимуму использовать встроенные инструменты приложения (маски, бумеранги, GIF) — с ними контент больше напоминает публикации обычных пользователей, а значит, воспринимается менее «рекламно». К чемпионату мира появилась новая маска — с победным «криком» “Goal!!!”.
Удержать внимание человека, занятого «скроллом» ленты, даже на несколько минут тяжело, поэтому Facebook советует делать короткие видео до 15 секунд и начинать их с самой интересной сцены.
Совладелец мебельного маркетплейса InMyRoom Иван Хмелевский рекомендует продумать технические моменты заранее: для хорошего звука нужен микрофон (причем запись в помещении и на улице требует разных типов микрофонов), а одежда людей в кадре не должна «пестрить», чтобы не отвлекать от рекламы.
От 50% до 85% полуминутных роликов в соцсетях смотрят без звука, напоминает Хмелевский (Stories здесь исключение: 70% просмотренных историй проигрываются со звуком). Это значит, что видео должно сопровождаться текстом: «Глаз цепляется за бегущую строку субтитров, ваш ролик с большей вероятностью досмотрят до конца». С той же целью уместно добавить в ролик графические вставки и инфографику.
Бюджетный вариант для Stories — серия фото и/или видео, объединенных общим сюжетом. К видео добавьте субтитры (настолько короткие, насколько это возможно), к картинкам — интерактивные элементы. «Свяжите» их визуально — цветовой палитрой, оформлением текста, фильтрами. Создайте все «истории» серии заранее и выложите одну за другой.
В Facebook главным полем для экспериментов может стать обложка: «Это недооцененный формат, который можно использовать для ситуативного маркетинга», — считает Вит. На обложке можно ежедневно публиковать актуальную турнирную таблицу или результаты матчей конкретной сборной, если рассчитываете на спрос со стороны ее болельщиков (учитывайте, что в мобильном приложении картинка на обложке страницы будет обрезана по бокам). А вот с символикой будьте осторожнее — за ее использованием строго следит FIFA.
Хэштеги увеличивают вовлеченность на 13%, но использование «футбольных» хэштегов исключительно ради хайпа может отпугнуть лояльную аудиторию, предупреждает SMM-специалист Лия Канарская. Анализировать хэштеги и выбирать подходящие придется вручную (раньше это можно было сделать в сервисах вроде Livedune, но в апреле Instagram ограничил доступ к API для сторонних сервисов). Канарская говорит, что использовать самые популярные хэштеги не имеет смысла, потому что конкуренция за место в топе в период чемпионата будет очень высокой, — ваши посты будут быстро опускаться в ленте. Лайфхак: прибавлять в конце хэштега название города (не #чм2018, а #чм2018казань).
Кроме того, не забывайте про геотеги. Посты с геолокацией вовлекают аудиторию на 29% сильнее, чем без нее. Отметить в посте или истории стадион, на котором сегодня важный матч, — проверенный способ увеличить охват, говорит Вит.
Будьте готовы удалять высказывания, нарушающие правила соцсети и законы РФ. Но не вычищайте все подряд — это может вызвать новую волну негодования в ваш адрес, предупреждает Леонид Захаревич («Гудвилл»). В настройках Facebook и Instagram можно установить фильтр, который будет автоматически скрывать агрессивные или неприличные комментарии, — его можно настроить на конкретные слова, фразы и даже эмодзи.
Отвечать — причем как можно скорее: после суток ожидания пользователи начинают терять терпение.
В Facebook и Instagram работает встроенный переводчик. Он подстраивается под каждого пользователя — если вы не видите под иноязычным постом или репликой кнопку «Перевести», значит, в настройках вашего аккаунта этот язык обозначен как не требующий перевода. Эта опция работает и в обратную сторону: чтобы иностранец смог увидеть перевод поста, в настройках страницы нужно включить функцию «Автоматический перевод».
Для тех, кому знание иностранных языков позволяет переводить посты самостоятельно, в Facebook есть опция «многоязычные публикации» (также включается в настройках языка) — с ее помощью для пользователей, говорящих на 70 разных языках, можно публиковать разные варианты одного и того же поста. Причем, не обязательно одинакового содержания.
Даже далекие от спорта люди поддержат футбольную тему в тот момент, когда футбол близко, — например, когда очередной матч проходит в вашем городе или когда играет наша сборная. Если ваши подписчики с большой долей вероятности находятся на стадионе, ловите момент — и в перерыве, когда все уткнутся в телефоны, выкладывайте Stories.
Но важно не переборщить с контентом на футбольную тему, предупреждает Витя Вит: «Надо смотреть, чтобы все не превратилось в клоунаду с цирковыми номерами. Не всякому бизнесу это к лицу. Если вы занимаетесь грузоперевозками, вообще не стоит заморачиваться». Неуместные попытки продвинуть свой бренд за счет чемпионата мира могут навредить вашей компании, вызвав отторжение у лояльной аудитории, предупреждает Канарская. А сооснователь агентства Jami Сергей Коркин уверен, что если в вашей компании никто не интересуется футболом, не стоит даже пытаться набрать очки за счет чемпионата: ваше дилетантство только вызовет раздражение у уже имеющихся подписчиков.
Универсального способа сходу понять, что вашим подписчикам интересен ЧМ, нет, утверждает Коркин, — стоит поискать пересечение между аудиторией бренда и аудиторией болельщиков. Сделать это бесплатно можно, самостоятельно изучив исследования рынков — например от PwC или Nielsen.
По данным Facebook, 41% российских пользователей Facebook связаны в соцсети хотя бы с одним зарубежным предприятием малого или среднего бизнеса (а всего опыт взаимодействия хотя бы с одним зарубежным брендом, представленным в соцсети, имеют более 1 млрд пользователей). В свою очередь, бизнес активно ищет возможности продвижения на международном рынке: так, волгоградская «Фабрика вкуса» собирается запустить таргетированные объявления в странах, «интересных в плане экспорта», — например в Японии.
Если вы нашли потребителей своего продукта среди болельщиков, приехавших на чемпионат, — вероятно, ваш продукт может быть интересен им и их соотечественникам и по завершении ЧМ. Facebook рекомендует расширять пул клиентов с помощью инструмента «Похожие аудитории», который выбирает, кому показывать вашу рекламу, ориентируясь на тех, кто ставил вам лайки, заходил на сайт (чтобы отслеживать это, установите пиксель Facebook), — или тех, чьи данные вы сами загрузите (если они у вас есть).