Облачными сервисами пользуется все больше предпринимателей — в 2018 году, по данным NeoAnalytics, этот рынок в России вырос на 25,3%. Для небольших компаний это значительно дешевле, чем разворачивать полноценную IT-инфраструктуру. А у стартапов благодаря облачным технологиям появляется возможность быстро масштабировать бизнес, экономя на покупке собственных серверов. Но как выбрать облачное решение, которое подходит именно вам? Вот на что надо обратить внимание.
Облака не для всех
Удобство облачных решений для современного бизнеса трудно переоценить — это сравнительно недорого, удобно, не требует содержать штат IT-специалистов (не все могут себе это позволить). Кроме того, такие технологии отлично подходят компаниям, работающим без офиса или с распределенной командой, поскольку сотрудники, работающие в облачной системе, более мобильны.
Источники: Gartner, NeoAnalytics
млрд — оборот на рынке облачных услуг в мире в 2018 году.
млрд — ожидаемый оборот на рынке облачных услуг в 2019 году.
млрд руб. — объем рынка облачных услуг в России в 2018 году.
приходится в России на долю SaaS-решений.
— доля IaaS-решений в структуре рынка.
— среднемировой рост спроса на облачные решения в год.
Еще один огромный плюс для стартапов — гибкость и масштабируемость сервиса. Однако облачные решения подходят не всем и не для всего. Разумнее всего использовать облака только для бизнес-критичных систем (таких, без которых работа компании невозможна). В крупных компаниях этих систем очень много, в секторе СМБ значительно меньше. С текущим уровнем развития информатизации мы видим, что многие игроки СМБ-рынка готовы переносить наиболее важные бизнес-процессы в облака, чтобы сделать их отказоустойчивыми.
Конечно, требования по уровню доступности приложений у небольших компаний ниже в сравнении с крупными корпорациями, для которых даже пятиминутный простой сайта может обернуться миллионными убытками. Тем не менее даже для компаний СМБ 1С становится бизнес-критичной системой. Если 1С не работает, скажем, 10 минут, даже малое предприятие начинает терять деньги.
IaaS или SaaS
Выбор платформы напрямую зависит от потребностей бизнеса. Одних устраивает функционал, предоставляемый SaaS (Software as a Service — программное обеспечение как услуга), другим требуется возможность «подгонки» функционала под нужды компании. Во втором случае больше подойдет платформа IaaS (Infrastructure as a Service — инфраструктура как услуга), которую можно доработать под себя. Крупные компании чаще используют IaaS сервисы, на СМБ-рынке лучше продаются простые готовые коробочные SaaS решения.
Большая часть представленных на рынке решений ориентирована на массовый рынок, но и на небольшие компании. При выборе наиболее подходящего облачного сервиса у предприятия сегмента СМБ есть два пути. Первый — приобрести классическое облако IaaS и в дальнейшем надстраивать какие-либо кастомизированные решения, трансформируя его в SaaS для пользователей компании. Второй — приобрести уже готовое SaaS-решение. При этом первый вариант больше подойдет корпорациям, у которых есть штат IT-специалистов. У небольших компаний зачастую в распоряжении всего один IT-специалист, в этом случае лучше изучить второй вариант.
Выбор решения и стоимость
Руководители бизнеса обычно слишком заняты, чтобы тратить время на IT. При этом четкая работа IT-инфраструктуры — важная составляющая бизнеса, которая должна работать как часы. Благодаря переносу части инфраструктуры в облако, основатели могут посвятить себя развитию бизнеса, не отвлекаясь на IT.
Многие поставщики предоставляют техническое сопровождение непосредственно для СМБ, предлагая при этом тарифные планы, рассчитанные именно на этот сегмент. Клиенту помогают настроить систему, дают ответы на все вопросы, которые возникают в процессе, а IT-специалист (даже если он всего один) просто ставит задачи. Поэтому при выборе решения стартапу важно искать компанию, которая будет помогать и после покупки, — изучите отзывы, убедитесь, что ваш поставщик услуг оперативно реагирует на все запросы клиентов, чтобы в дальнейшем компания могла нормально работать.
Сейчас переход в облако стоит уже не так дорого, как раньше. У крупных игроков облачного рынка цена одинакова как для Enterprise компаний, так и для СМБ сегмента, разница только в масштабах использования вычислительных ресурсов. Но есть игроки на рынке, специализирующиеся на предоставлении услуг в сегменте СМБ. Их технические решения и стоимость услуг более адаптированы для клиентов этого сегмента. Стоимость перехода в облако напрямую зависит от количества приложений, которые требуется перенести. Если говорить о сегменте СМБ, то сумма чаще всего варьируется от 5 тыс. до 50 тыс. руб.
На текущий момент есть ряд простых сценариев миграции в облако. Лицензия за короткий период миграции стоит около 1 тыс. руб. за виртуальную машину. При этом общий счет обычно составляет около 20 тыс. руб., это является посильной суммой даже для совсем небольшого бизнеса. На рынке достаточно разнообразный выбор подобного софта. При небольших вложениях он решает задачу оперативно, зачастую бесшовно, либо с минимальным простоем.