Рубрики
Редакция
editorial@incrussia.ruРеклама
adv@incrussia.ruРазобраться • 26 марта 2025
«Instagram* станет стриптиз-баром, где за бутылку шампанского получаешь приватный танец»: что будет после запрета рекламы в запрещенных соцсетях
«Instagram* станет стриптиз-баром, где за бутылку шампанского получаешь приватный танец»: что будет после запрета рекламы в запрещенных соцсетях
Текст: Елизавета Пикулицкая, Григорий Щеглов
Фото: Unsplash
Госдума снова ужесточает законодательство — в этот раз изменения коснутся рынка рекламы в запрещенных соцсетях и блогеров, которые на нем работают. О том, как это изменит индустрию, «Инк.» узнал у экспертов по маркетингу, блоггингу и юридическим вопросам в этой сфере.
Депутаты Госдумы в последнем чтении приняли закон, который запрещает размещать рекламу на сайтах запрещенных в РФ организаций. Поправки внесены в законы о рекламе и противодействии экстремизму. Это продолжение ранее принятого запрета на размещение рекламы на платформах иноагентов. Изменения должны вступить в силу в сентябре этого года.
Наказание за распространение ляжет и на рекламодателя, и тех, кто будет заниматься распространением (то есть на бренды и блогеров). Со вступлением закона в силу штрафы за размещение рекламы на сайтах экстремистских и нежелательных организаций составят:
Также в Госдуме рассматривают возможность ужесточения наказания за нарушение — с 2,5 тыс. до 100 тыс. руб. По мнению депутатов, даже новые санкции несоизмеримы с доходами, которые приносит такая реклама. По данным Роскомнадзора, за три года россияне потратили на продвижение в этих соцсетях 13,6 млрд руб.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин напомнил, что россияне продолжают использовать запрещенные соцсети вроде Facebook* и Instagram* через VPN, продвигая там свои товары и услуги. Доход от рекламы уходит иностранной компании, а запрет, по словам Володина, поможет защитить интересы страны и перекрыть канал финансирования запрещенных ресурсов.
Владимир Коломейцев,
Партнер консалтинговой фирмы «Параплан», магистр права LLM University of Manchester
«В зависимости от статуса блогера штрафные санкции могут быть разные: для самозанятых — до 2,5 тыс. руб., для ИП — до 500 тыс. руб.
Однако основная проблема заключается не столько в штрафе, сколько в возможных договорных обязательствах. Если в контракте с рекламодателем или агентством предусмотрено, что блогер несет ответственность за нарушения, связанные с размещением рекламы, он может оказаться обязанным возмещать штрафы не только за себя, но и за других участников рекламной цепочки.
Таким образом, блогер может считать, что его риски ограничены незначительным штрафом, но на практике столкнуться с требованиями о возмещении гораздо более крупных сумм. Кроме того, пока остается открытым вопрос о судебной практике по таким делам.
Есть вероятность, что, помимо штрафов за размещение рекламы на запрещенной платформе, могут дополнительно наказывать за отсутствие соответствующей маркировки рекламных материалов. Это добавляет еще больше неопределенности и рисков.
По закону реклама — это информация, обладающая следующими признаками:
1. Распространяется публично (в интернете).
2. Направлена на неопределенный круг лиц.
3. Преследует цель привлечь внимание к товару, услуге или бренду, сформировать интерес к нему и продвигать его на рынке.
При этом закон не требует, чтобы реклама обязательно носила коммерческий характер или содержала прямое упоминание третьих лиц. Это открывает широкие возможности для интерпретации.
Контролирующие органы могут признать рекламой любую информацию, соответствующую указанным критериям, что создает значительную неопределенность. Таким образом, совместный пост или коллаборация вполне могут быть квалифицированы как реклама, особенно если они направлены на продвижение бренда или продукта. На практике случаи привлечения к ответственности за нативную рекламу в интернете встречаются нечасто, но важную роль играют дополнительные факторы: масштаб рекламной кампании (чем крупнее рекламодатель, тем выше внимание регуляторов); и жалобы со стороны конкурентов или пользователей».
Аполлинария Двуреченская,
операционный директор Okkam Creative
Влияние на рекламный рынок началось задолго до принятия законопроекта, когда платформы Meta* признали экстремистскими. В этот момент ряд крупных рекламных групп и рекламодателей уже отказались от рекламы на этих ресурсах.
Стоимость размещения в 2025 году растет существенно: на 30% и выше. Это связано не только с запретом размещаться в Instagram*, но и, в том числе, с инфляцией, общим сокращением инвентаря и другими рыночными факторами.
Теперь для игроков рынка стало более понятно и прозрачно, что в Instagram* нельзя размещать рекламу. Ранее это была «серая зона», которая трактовалась различными компаниями и юристами по-разному. Многие отказались от Instagram еще в 2022 году. Эти изменения скажутся прежде всего именно на самих блогерах, которые продолжали вести там блоги, несмотря на статус платформ Meta*».
Полина Ройгас,
закупщик, креативщик, владелец агентства по закупке рекламы Roygas Agency
«Цена рекламы растет с каждым месяцем, но также вопрос еще и в окупаемости. Если реклама в Telegram и VK будет слишком дорогая, то со временем рекламодатели просто не будут туда идти. Поэтому предполагаю регулировку цен со стороны блогеров и площадок — в конце концов, мы все за одну команду играем: блогерам важно, чтобы к ним возвращались за рекламой.
Функционал Instagram* сейчас «раскидывается» по Telegram и VK— в Telegram появляются сторис, в VK — клипы. Соответственно, в VK пойдут рекламодатели, чья реклама эффективнее работает визуально (например, реклама одежды, которую можно продемонстрировать на видео), в Telegram — те, кого можно продавать текстом.
Я не думаю, что такая машина, как реклама в Instagram*, в один момент резко заглохнет. Но предполагаю популяризацию нативной рекламы и лазеек в духе «покупаете пост VK, а в подарок идут сторис в „инсте“*».
Грубо говоря, Instagram* станет условным стриптиз-баром, где де-юре ты платишь за бутылку шампанского, а по факту получаешь приватный танец. Также возрастет потребность в закупщиках и в юристах, работающих с диджиталкой».
Кирилл Диденок,
диджитал-продюсер, основатель коммуникационного агентства Didenok Team
«Вероятно, большинство блогеров пойдут в Telegram. Инфлюенсеры будут уделять этой соцсети больше внимания, а крупные бренды продолжат заявлять о себе, стараясь делать это нетривиально.
Благодаря активному технологическому развитию Telegram, будут широко использоваться рекламные форматы с фокусом на геймификацию — боты, мини-приложения. Кроме того, будут актуальны кликбейтные PR-посевы в Telegram-каналах. Возможно, на этой площадке будет наблюдаться рост стоимости размещений у инфлюенсеров. Одна из причин — несмотря на запрет рекламы в Instagram*, блогеры захотят сохранить тот уровень заработка, к которому они привыкли.
Продолжится и рост локальных площадок, в частности, VK. Российские соцсети активно развиваются, привлекая большое количество креаторов и инфлюенсеров, которые снимают эксклюзивный контент, куда охотно будут встраиваться рекламодатели».
Иван Каялайнен,
основатель агентства инфлюенс-маркетинга NextUp Media и музыкального лейбла NextUp Music
«Рекламный рынок за последнее время уже привык к потрясениям, поэтому в ближайшее время все клиенты адаптируются и перейдут на альтернативные платформы. Цены на размещение в VK и Telegram вырастут, но не критически. Предположу, что рост составит до 10%, не больше. Многие бренды к этому моменту уже и так относились к платформам Meta* как к нежелательным для размещения. Так что рынок был готов к изменениям в законодательстве.
2022 год научил блогеров и бренды тому, что нет ничего невозможного и запрет на размещение рекламы может стать реальностью. Также рынок предполагал, что будет введена юридическая ответственность за это. Поэтому многие заранее стали переходить в режим мультиплатформенности, а бренды начали искать новые связки для своих рекламных кампаний».
Артем Логинов,
основатель агентства контент-маркетинга «Комреда»
«Мы точно видим по статистике с 2022 года, что закрытие площадки ведет к перераспределению рекламных бюджетов в пользу других площадок, а за этим следует повышение цены. То есть цены точно вырастут, но никто не знает насколько.
На самом деле это не то чтобы новый тренд: крупному энтерпрайзу уже несколько лет как нельзя ничего покупать в Instagram*, и они уже давно «респлитанули» свои бюджеты на другие каналы. Все и так есть на всех площадках, просто бюджет Instagram* перераспределится в пользу других платформ. Изменение затронет в основном малый и микробизнес, так как большие ребята уже давно в «инсте»* мало покупают.
Особенно сильно это коснется лайфстайл-брендов: fashion, food — традиционно «инстаграмные»* вещи. Вот там «крупняк» все еще покупает вчерную. Например, мы много занимаемся индустрией общепита, и вне Instagram* очень сложно продвигать продукты. Стандартная «активация» (ролик для первичного привлечения внимания к компании — «Инк.») для продукта питания — ролик, где из этого продукта что-то готовят и подсвечивают бренд. Все остальные видеоплатформы с точки зрения реального охвата значительно хуже, а площадки, где видео хуже работает (Telegram), соответственно, меньше подходят».
Александр Шокуров,
СЕО Kokoc Group
«Нельзя с уверенностью сказать, что запрет рекламы в определенных соцсетях спровоцирует рост VK и Telegram, а вот рекламные бюджеты на маркетплейсах, на мой взгляд, точно вырастут. Причины просты: во-первых, аудитория в этих соцсетях у большинства блогеров меньше, а во-вторых, клиентский бюджет не резиновый.
На мой взгляд, рынок поделится и произойдет перераспределение, но предсказать, как именно, сложно. Думаю, основным бенефициаром станет TGAds, особенно если они будут развивать рекламный движок, что может драйвить нативную рекламу и увеличивать ее объемы. Также это будет выгодно, как я уже говорил выше, маркетплейсам».
Ксения Ветрова,
директор по маркетингу и PR Interpool
«Насколько вырастет цена за размещение в Telegram и VK? Я не думаю, что сильно и мгновенно. В любом случае потребуется какой-то период на адаптацию. Также нужно учитывать, что новые поправки вступают в силу с 1 сентября 2025 года, а значит, есть какое-то время на то, чтобы перестроить все процессы, подчистить медиапланы, убрать оттуда запрещенные сети и оставить только разрешенные. Соответственно, за этот период часть авторов „подкачают“ свои аккаунты в VK и Telegram, и те, у кого вырастет объем аудитории, естественно, увеличат стоимость размещений.
Если посмотреть, например, на изменение цены стоимости размещения рекламы в Telegram и VK в период старта СВО и когда у нас только-только начали отваливаться привычные рекламные площадки, тогда средний рост стоимости размещения вырос на 32%. Сейчас также можно ожидать роста стоимости размещений, но уже не в таком объеме. Все-таки за три года реклама в Telegram и VK и так заняла большие объемы в медиасплитах.
Думаю, что новые игроки на этом рынке уже появились и скоро войдут в фазу быстрого роста. Например, посмотрите на тенденцию роста ретейл-медиа. Недавно была новость, что Wildberries выпустил свое отдельное приложение, которое позволяет блогерам прямо внутри приложения показывать какие-то товары, сразу же размещать на них артикулы и отправлять на покупку. То есть у нас появляются ретейл-соцсети — микс из ретейл-медиа и социальных сетей».
*Принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ