Из-за блокировки Telegram Роскомнадзор парализовал работу малых и средних российских компаний. Что нужно делать бизнесу в этой ситуации?

Из-за блокировки Telegram Роскомнадзор парализовал работу малых и средних российских компаний. Что нужно делать бизнесу в этой ситуации?
Изображение: Idiocracy

Раз

Разговоры о блокировке Telegram очень быстро вышли в плоскость реального вреда для жизни миллионов людей: в понедельник и вторник, стремясь ограничить доступ к мессенджеру, Роскомнадзор заблокировал около 17 млн IP-адресов Amazon и Google. Прилегли таск-менеджер Asana, сервисы Evernote, Twitch, Viber, Slack, перестал работать сервис доставки «Птичка» (гендиректор компании Владимир Кобзев сразу призвал предпринимателей объединяться и подавать в суд на Роскомнадзор), а некоторые клиенты онлайн-школы английского языка Skyeng столкнулись с проблемами в доступе к ресурсу. Зацепило кофейный кооператив «Чёрный»: из-за блокировки произошел сбой поставки продуктов. Рикошетом прилетело и MasterCard (держатели карт не получали подтверждений по SMS), стало известно о сбое в облачной системе тренировок московской сайклинг-студии Rock the Cycle (тренеры вели занятия только на харизме), оказались недоступными все сервисы проекта для родителей Hello Baby. Даже музеи Кремля прекратили продажу билетов. Между тем, глава Роскомнадзора уже успел пригрозить блокировкой Facebook и VPN в России.


Два

Урон для бизнеса значительный, рассказал в разговоре с Inc. управляющий партнер фонда Романа Абрамовича Impulse VC Кирилл Белов: «Уже двое суток идет борьба за функционирование, а не развитие продуктов. Кроме того, усложнилась коммуникация: помимо Slack, у многих компаний часть переписки завязана на Telegram как на самый удобный мессенджер». В больших компаниях ущерб может составить миллионы рублей в виде человекочасов и клиентов, которым нужно будет сделать скидку за перебои в работе. При этом репутационные потери будут у всех бесперебойных сервисов, пострадавших из-за этой истории. Этим точно воспользуются иностранные крупные компании, готовые идти на «откаты» в десятки процентов при оказании своих услуг и продаже своего оборудования. А значит, это ударит по всем российским компаниям, сказал Белов.

Сильно пострадал сервис проверки e-mail-базы бизнеса Mailvalidator. Три месяца назад основатели решили, что сервису вообще не нужен сайт и все заказы, выгрузку отчетов, статистики, обратной связи можно перевести в Telegram. На разработку потратили около 1,5 млн рублей и рассчитывали, что в мессенджер уйдут мелкие заказчики (примерно треть от всех клиентов сервиса). Они могли бы генерить около половины выручки компании в месяц. Традиционный саппорт по мылу и телефону стоит недорого, но это очень муторно и нетехнологично, рассказал Inc. генеральный директор Get-N-Post Леонид Николаев.


Три

Торможение в работе касс, платежных систем и даже целых компаний может показаться полной ерундой на фоне возможности сбоев в системах безопасности. Сервис Ivideon (безопасность и услуги видеонаблюдения через интернет) прославился благодаря Телеграм-каналу Mash (там шутили, что Ростелекому, Роснефти и Мегафону теперь нужно срочно выставить дополнительные отряды ЧОП) и получил мгновенный рост количества регистраций на сайте. Компания обслуживает Роснефть, DHL, Ростелеком, Acronis, ПИК, Gett, Яндекс.Такси, МегаФон и ряд других. Клиенты сервиса не пострадали. В Ivideon к блокировкам готовились еще с конца марта, так как часть функций бизнеса локализованы на стороне Amazon и Google. «Если, честно, мы до конца не верили, что все будет именно так, но даже незначительный шанс, что блокировка может произойти, заставил нас реализовать довольно затратный проект по минимизации возможных потерь в случае ее начала», — объяснил Inc. основатель и управляющий партнер Ivideon Владимир Еремеев. Он добавил, что каждый провайдер блокирует адреса по предписанию Роскомнадзора, «часто ломая сами себя и собственные сети вместе со списком запрещенных IP». В Ivideon на решение проблем с блокировкой потратили около двух часов, но продолжают реагировать на обращения клиентов, если у какого-то провайдера сервис все еще остается заблокированным.

Компании не только громко заговорили о блокировках, но и стали искать выход из ситуации и массово переезжать на российские мощности, создавать резервные площадки: интерес к российским сервисам многократно вырос за последние двое суток. «Недавно мы провели бесшовную миграцию в наше облако лабораторно-диагностической системы для одной сети лабораторий менее чем за 4 часа», — рассказал Inc. директор по развитию облачных услуг компании КРОК Максим Березин. Российская прописка сервисов гарантирует соответствие требованиям регуляторов, настаивают теперь российские компании.


Четыре

К юристам международной правозащитной группы «Агора» за минувшие сутки обратились 57 компаний с вопросами о сопутствующих блокировках. Это были интернет-магазины, службы доставки, онлайн-консультанты, сервис по подбору тренеров. Бизнесмены спрашивали совета юристов, что делать, когда из-за блокировки сайта на IP-адресе Amazona бизнес встал. Юристы советуют бизнесменам:

1. Удостовериться, что дело действительно в блокировке Роскомнадзора.

2. Зафиксировать доказательства: проверить наличие доменного имени сайта и IP-адреса в реестре ведомства http://blocklist.rkn.gov.ru/; сделать скриншоты этой страницы, а также страницы сайта с заглушкой оператора связи.

3. Направить в Роскомнадзор по адресу Hotlinerkn@rkn.gov.ru запрос о причинах блокировки.

4. Пожаловаться на недоступность сайта интернет-провайдеру, записав телефонный разговор или сохранив электронное письмо.

5. Получить сертификат на доменное имя сайта либо сделать распечатку страницы whois.com, если там указаны ваши реквизиты.

6. Подать административный иск о признании незаконными действий и решений Роскомнадзора в суд (если сайт используется для коммерческой деятельности, предпочтительнее арбитраж, если нет — суд общей юрисдикции), — в какой конкретно суд, лучше дополнительно проконсультироваться. Если сайт блокировали на основании решения Генпрокуратуры, то иск нужно предъявить и ей.

7. Если действия органов будут признаны незаконными, требуйте возмещения причиненного ущерба. Для этого нужно с самого начала фиксировать все расходы (подтверждение оплаты за смену IP-адреса или расходы, связанные с простоем, выплатами возмещения клиентам, расходами на юриста).

8. В случае отказа в четырех инстанциях можно обращаться в Европейский суд по правам человека. Здесь «Агора» обещает всем помогать.

Судебных перспектив нет, в этой ситуации поможет только общественное давление, уверен Кирилл Белов из фонда Impulse VC Романа Абрамовича. «Поэтому рекомендую диверсифицировать выручку и менять юрисдикцию», — заявил он.


Пять

Суды и разбирательства — очень здорово. Но сегодня главная задача для всех без исключения компаний — сохранить бизнес и удержать клиентов, которые пострадают из-за сбоев в электронных системах в первую очередь.

Что можно сделать:

1. Если вы принимаете оплату картами, а сервис зависает, продумайте заранее варианты приема платежа на личную карту и повесьте ее номер (или номер вашего телефона) на видном месте.

2. Выясните, где находятся ближайшие к вашему магазину или кафе банкоматы и объясняйте клиентам дорогу туда максимально подробно и доброжелательно.

3. Если ваш бизнес зависит от поставщиков и онлайн-платформ, заранее договоритесь с ними о созвонах и переводе транзакций в запасной формат.

4. Позаботьтесь о зеркале или запасном IP-адресе для своего сайта, это сильно поможет не остановить продажи, если сайт заблокируют.

Если ваши серверы находится на Amazon и вы столкнулись с блокировкой, воспользуйтесь сервисом защиты от атак. Их несколько: https://variti.com, https://www.cloudflare.com/. Они помогут вашей службе/платформе/сервису защититься от блокировки меньше чем за час с помощью изменения маршрутизации запросов и анонимизации IP. Но не всем компаниям такой способ подходит. Например, у службы доставки «Птичка» сложная архитектура платформы, и компания запустила собственный самописный прокси.