Рубрики
Редакция
editorial@incrussia.ruРеклама
adv@incrussia.ruРазобраться • 21 марта 2025
«Как раньше уже не будет»: российские предприниматели о возможном возвращении зарубежных брендов
«Как раньше уже не будет»: российские предприниматели о возможном возвращении зарубежных брендов
Текст: Григорий Щеглов
Фото: Stephanie Keith/Getty Images
С начала 2025 года в СМИ постоянно появляются новости о том, что ушедшие из России компании работают над своим возвращением. Дров в костер подкидывают и заявления политиков, которые косвенно это подтверждают. Так, например, 18 марта Владимир Путин поручил правительству разработать процедуру согласования возвращения в Россию ранее ушедших из страны зарубежных компаний.
По недавним опросам, 74% россиян будут рады возвращению брендов на российский рынок, но что об этом думает бизнес? «Инк.» поговорил с компаниями и экспертами из разных индустрий, чтобы узнать их прогнозы о том, что будет, если западные бренды вернутся в Россию.
После введения санкций в 2022 году одними из первых с российского рынка ушли платежные компании Visa и Mastercard. Это не только значительно усложнило жизнь путешественникам, но и отрезало покупателей из России от международных площадок.
Если к разрыву отношений с Visa и Mastercard банки были готовы (платежная система «МИР» разрабатывалась с 2014 года), то побочные проблемы в виде прекращения работы Apple Pay и SWIFT им пришлось решать на месте. Со временем на рынке появились решения, так или иначе закрывающие образовавшиеся дыры: QR-коды для оплаты в магазинах, сервисы для отправки денег за рубеж и туристические банковские карты.
Опрошенные «Инк.» эксперты считают, что как раньше индустрия финансов в России работать уже не будет. Если западные компании завтра вернутся на рынок, им придется столкнуться с конкуренцией — в той или иной мере у каждого решения появился аналог.
Алексей Чистяков
сооснователь платформы для фрилансеров и удаленных сотрудников Stape
«Полагаем, все текущие вводные с нами надолго. Деньги любят тишину и низкие риски, поэтому в этой сфере ограничения всегда вводятся очень быстро и отменяются очень медленно. Это влияет на поведение ключевых игроков — им безопаснее пропустить вперед первую волну рисковых ребят. Плюс, как показывает практика последних лет, наша с вами предсказательная способность крайне низкая, элиты умеют изумлять — и это не позволяет менеджерам делать длинные стратегические ходы. Мы ориентируемся на то, что как раньше не будет уже нигде, с учетом прихода ручного госуправления во многие экономики и процессы.
За последние два года рынок альтернативных методов оплат заметно структурировался и вышел из режима «дикого поля»: укрепилась юридическая база, появились специализации — пейролы для работы с фрилансерами по всему миру, агенты для крупных B2B-платежей и товарных поставок, провайдеры для платежей между физлицами. Крупные игроки научились адаптироваться и быстро менять цепочки — так как шторма происходят в среднем раз в полгода. У некоторых банков появились сайд-проекты: свои агенты и свои альтернативные платежки. Не за горами начало M&A сделок.
Про компании уровня Visa и Mastercard, думаю, говорить бессмысленно. Их приход и связанные с ним моменты решается на уровне правительств. Можно поговорить о том, с чем столкнется рынок платформ для управления исполнителями — он точно продолжит расти, потому что работает на тренде запросов нового поколения на «свободные отношения» со всем, включая работу и государство».
Людмила Соболевская
адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро Sollars
«За последние два года рынок платежей перераспределился между российской системой „МИР“ и китайской UnionPay — они закрывают рыночную потребность не полностью, поэтому место для возврата Visa и Mastercard все еще есть. Более того, со стороны регулирования Центрального Банка прямых запретов на возобновление их деятельности на территории России нет.
Однако, полагаю, тот объем рынка, который Visa и Mastercard имели раньше, они уже не получат. Сейчас на этом зарабатывают другие игроки и политически возврата к прежнему быть не может. На мой взгляд, рассчитывать на скорое возвращение Visa и Mastercard не приходится: должны быть, как минимум, отменены санкции, ставшие причиной ухода. Необходимо понимать, что они отменяются намного медленнее, чем вводятся. Некоторые санкции вообще не отменяются, что мы видим на примере Ирана — страна живет в изоляции уже несколько десятилетий.
Для возобновления работы в России Visa и Mastercard потребуется не только стратегически продумать возвращение на один из своих крупнейших рынков, но и разработать такую корпоративную структуру, которая минимизировала бы риски приостановки их деятельности со стороны российских властей. С учетом текущих правовых механизмов сделать это без значительных изменений в управлении и даже владении компаниями крайне трудно».
В отличие от финансовой сферы, изменения на рынке общепита происходили довольно медленно, оставляя местным компаниям время на проработку стратегии. Так, например, McDonald’s объявил об уходе из России только в мае 2022 года, а KFC продолжал работу под собственным брендом до начала 2024 года.
В разговоре с «Инк.» опрошенные конкуренты фастфуд-сетей отметили, что для них ребрендинг зарубежных компаний ничего кардинально не поменял. В свою очередь, более нишевые сети кафе рассказали, что уход брендов (в частности, Starbucks) позволил им расширить операции и занять новые локации.
Ростислав Маслов
директор по развитию BLINBERRY GROUP
«Мы говорим о кейсе ухода зарубежных брендов позитивно. Первоначальный шок быстро спал и мы увидели окно возможностей для развития. Западные сети освободили колоссальное количество интересных площадей и локаций, которые мы сумели занять. Например, „БлинБери“ открылся на месте Starbucks на Невском проспекте, а также в ряде мест в центре Москвы. 2022-2024 годы, даже с учетом кризиса, для российских сетей были временем возможностей.
Вообще, ландшафт российского рынка общепита сильно изменился, и возвращение на рынок для множества зарубежных компаний может оказаться проблематичным. Также важно заметить укрепление позиций локальных франчайзи западных сетей. Зарубежным держателям франшиз придется предлагать уже окрепшим франчайзи более выгодные условия, чтобы вернуть их в рамки партнерских соглашений.
Я думаю, что скорого возвращения зарубежных компаний в общепите не произойдет. Государство как с имиджевой, так и экономической точки зрения понимает влияние массового оттока брендов. В 2022 году сотни тысяч рабочих мест оказались в подвешенном состоянии, и никто не хочет повторения этой ситуации. Поэтому стоит ждать, что будут вводиться ужесточения законодательства, усложняющие быстрый выход с рынка.
Также регуляторы будут оценивать важность компаний для российской экономики. Если говорить о нишах, в которых российские компании не успели достаточно разрастись, возвращение в них будет гораздо проще».
Михаил Гончаров
основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок»
«Мы никогда не конкурировали ни с McDonalds, ни с „Вкусно и точка“. В 1998 году, когда мы открыли первый уличный киоск, нелепо было даже говорить, что мы с кем-то конкурируем. Сейчас у нас 346 ресторанов, и мы продолжаем развитие. Мы конкурируем сами с собой. Важно оставаться актуальным брендом, интересным для потребителя. И кто вокруг нас, не играет роли.
Что изменилось за последние два года в нашей индустрии? В сегменте общественного питания западные бренды и не уходили. Их всего было три. Один как был, так и остался (Burger King), а два других переименовались. При этом они сохранили и продажи, и долю, поэтому никакого влияния на рынок смена названий не произвела. От обратного переименования Rostic’s в KFC и «Вкусно и точка» в McDonalds ничего не изменится».
Зарубежные платформы и сервисы уходили из России в два этапа. Весной 2022 года они перестали принимать российские карты из-за ситуации с Visa и Mastercard, а в сентябре 2024 полностью закрылись для российских пользователей из-за нового пакета санкций США.
Эксперты, с которыми удалось связаться «Инк.», отмечают, что именно IT-сектор в России получил наибольший толчок для развития в результате санкций. За два года в стране появились аналоги всех крупных сервисов, включая Miro, Notion и офисный пакет от Microsoft.
Дмитрий Комиссаров
основатель и акционер «МойОфис»
«Популярность российских решений на рынке тиражного программного обеспечения начала расти еще в 2020-2021 годах, то есть за несколько лет до ухода зарубежных компаний. Этот рост уже тогда составлял 30-35%.
Главное, что поменялось за последние два года — появились клиенты, которых «кинули». При уходе с российского рынка компании не только не вернули им деньги, заплаченные за лицензии, но и создали угрозы приостановки деятельности.
Я думаю, что массовое возвращение западных компаний произойдет уже в этом году — уж слишком сладок для них российский рынок. Скорее всего, 30-50% пользователей совершат откат и вернутся к использованию зарубежных решений, примерно столько же продолжит ориентироваться на российское ПО».
Юрий Нестеренко
основатель коммуникационного агентства «НЕпростоPR»
«Не все компании и сервисы смогли бы вернуться, даже если бы захотели. Главным вопросом будет то, как они уходили. Многие представители IT-сервисов покидали Россию, „сжигая мосты“. Они блокировали оплаченные пользователями подписки, рассылали угрозы и даже призывали к насилию в отношении представителей российских властей. Таким компаниям не стоит даже пытаться вернуться — их тут никто не ждет.
У тех кто уходил аккуратно, шансов больше, но легкого пути ждать не стоит. Одна из ключевых задач России — достижение технологического суверенитета. Поэтому со стороны профессионального сообщества, государства, пользователей и отечественных конкурентов будет сопротивление. Тем, кого заместить не удалось, будет проще вернуться, но многое будет зависеть от коммуникационной стратегии компании.
Необходимо доказать аудитории, что бренду, который хочет вернуться можно верить. Многие будут обращаться к услугам агентств по работе с репутацией, но не все будут готовы реализовывать подобные кейсы».
Сергей Педченко
руководитель группы технологического развития «Яндекс 360»
«Сразу после первых сообщений об уходе Miro с российского рынка ниша сервисов для совместной работы претерпела значительные изменения. Пользователи начали активно искать альтернативы, что стимулировало появление и развитие новых отечественных решений, предоставляющих возможности для визуализации идей, совместного планирования и удаленного взаимодействия.
На сегодняшний день российские платформы заняли свои ниши, сформировали аудиторию и продолжают активно развиваться. Ключевыми преимуществами становятся интеграция с другими рабочими инструментами, соответствие требованиям информационной безопасности и возможность адаптации под специфические бизнес-процессы. Современные сервисы должны предлагать расширенные сценарии совместной работы, включая интеграцию с документооборотом, системой управления задачами и видеосвязью.
В случае возвращения зарубежным компаниям придется заново выстраивать свою пользовательскую базу. Кто-то, безусловно, вернется, но нужно понимать: за время их отсутствия российский рынок изменился. Пользователи адаптировались к новым решениям, а разработчики предложили конкурентоспособные продукты, ориентированные на локальные потребности. В сложившихся условиях выбор инструментов для совместной работы определяется не только функциональностью, но и устойчивостью экосистемы, глубиной интеграции с корпоративными процессами и качеством локальной поддержки».
Максим Ефимов
основатель сервиса для совместной работы flip
«Считаю уход крупных брендов безусловным благом. Он подтолкнул развитие отечественных разработок и экономики в целом, не ограничиваясь IT-сектором. После того, как крупные западные игроки покинули рынок, предприниматели стали больше фокусироваться на создании локальных решений.
Если произойдет возвращение зарубежных компаний, начнется неразбериха. Местным компаниям придется конкурировать уже на другом уровне, предлагая новые функции и вырабатывая свою идентичность. При этом важно, чтобы государство оказало поддержку тем компаниям и инвесторам, которые вкладывали собственные средства в развитие альтернативных продуктов».
На рынке одежды уход зарубежных брендов отразился сильнее, чем на других индустриях. По данным РСТЦ (Российский Совет Торговых Центров), в 2022 году на 25% площадей торговых центров страны произошла приостановка торговой деятельности арендаторов. За несколько месяцев в России закрылись магазины всех крупных брендов одежды, включая масс-маркет производителей H& M, Zara и Uniqlo. Эксперты сходятся в оценках, отмечая, что в 2022 году рынок столкнулся с острым дефицитом товаров.
Сложившаяся ситуация возродила интерес к локальным брендам и привела к открытию десятков новых. Российские сети Gloria Jeans, Sela и Lime при этом заняли освободившиеся площади и расширили свои линейки. Вот что о ситуации думают опрошенные эксперты.
Николай Константинов
генеральный директор универмага Trend Island
«После ухода западных компаний рынок столкнулся с острым дефицитом товаров, что привело к росту альтернативных площадок. Два года подряд отрасль удваивала свои показатели, достигнув пика в 2024 году. Однако затем рост остановился и даже начал снижаться. Это связано с профицитом товаров (нехватки одежды больше нет) и высокой инфляцией.
При этом произошло полное перераспределение рынка. Если раньше торговые центры были заполнены преимущественно западными брендами, то теперь 80% площадей занимают российские компании. Если бы иностранные компании вернулись прямо сейчас, клиентская база просто распределилась бы между всеми участниками рынка. При этом у людей не стало больше денег, поэтому спрос не увеличился бы, а просто разделился между новыми и старыми игроками.
Первоначальный этап возвращения может сопровождаться повышенным потребительским спросом, так как покупатели соскучились по знакомым маркам, а зарубежный шопинг остается ограниченным. Однако в дальнейшем ситуация стабилизируется. Сегодня конкурентоспособность определяется не столько брендовым именем, сколько способностью выстраивать долгосрочные отношения с клиентами и предлагать им не просто товар, а уникальный потребительский опыт.
Как раньше уже точно не будет — по крайней мере, в ближайшие 10 лет. Однако в течение пяти лет некоторые компании могут вернуться. В первую очередь, Inditex. Вряд ли стоит ждать возвращения H& M или Uniqlo, но возможно появление новых западных премиальных брендов. Ключевым фактором, сдерживающим этот процесс, является отсутствие вакантных торговых площадей: крупнейшие локации уже заняты, а долгосрочные договоры аренды не предполагают быстрой смены арендаторов. Даже при принятии положительного решения о возобновлении работы процесс займет не менее 2—3 лет».
Илья Булычев
основатель бренда одежды BLCV
«Сразу после ухода зарубежных брендов у BLCV был рост продаж — тогда на наш бренд обратили внимание, и многие клиенты остаются с нами с тех пор.
За два года в России значительно изменилось количество игроков. Если бренды решат вернуться завтра, это уже будет совсем другой рынок и другая конкуренция. Российский ретейл дошел до небывалого уровня.
При этом я все равно думаю, что многие соскучились по условной Zara. Во время возвращения она бы прилично перетянула на себя одеяло клиентского внимания. По слухам, Inditex прорабатывает варианты открытия в России, но мне кажется, что вернутся не все и не сразу».
Олег Войцеховский
основатель и управляющий директор РСТЦ
«В 2022 году на 25% площадей торговых центров страны произошла приостановка торговой деятельности арендаторов. Уменьшилась посещаемость: несколько раз оказавшись перед закрытыми дверями раскрученных магазинов международных брендов, далеко не все посетители ТЦ продолжили свои традиционные походы на шопинг.
В целом уход международных брендов отразился на отрасли торговой недвижимости негативно, тем более если учесть, что отрасль к этому моменту еще не восстановилась от провала, вызванного пандемией, а все эти процессы происходят на фоне неуклонно растущих налогов — как на федеральном, так и на региональном уровнях. В основном пострадали крупные ТЦ. Те, что обычно называют моллами. Так как здесь исторически было больше всего зарубежных сетевиков.
Сегодня идет соревнование между компаниями-”наследниками” ушедших брендов и активно расширяющимися отечественными марками. И надо сказать, что наши сетевики зачастую лидируют в этом соревновании по соотношению качества и цены, сервиса, маркетинговой поддержке.
Если бы начали возвращаться европейские и американские бренды, то помимо необходимости решения вопросов, связанных с таможенными условиями, им пришлось бы заново объяснять торговым центрам преимущества работы с ними. Как мы и говорили раньше, наторгованное место с платежеспособной покупательской аудиторией пусто не бывает. И, действительно, многие из новых арендаторов, поработавшие в ТЦ два-три года, успели завоевать доверие посетителей, внедрили эффективные программы лояльности и вполне устраивают администрацию торговых центров как по привлекательности, так и по доходности. Поэтому не факт, что по окончании срока арендного договора отечественного арендатора ему далее предпочтут кого-то из ранее ушедших.
Скорее всего, «как раньше» уже не будет. Самим фактом своего 3-летнего отсутствия международные компании дали отличную фору отечественным маркам. Которая и была использована на 100%».
Несмотря на то, что продукты крупных зарубежных компаний остаются на полках сетевых магазинов косметики, компании в этой сфере также активно проводят импортозамещение.
Так, «Золотое Яблоко» поделились с «Инк.» статистикой, согласно которой ассортимент российских парфюмерно-косметических брендов в их магазинах за 2024 год вырос более чем на 20% по сравнению с 2023 годом. А в категориях макияж и уход за волосами число отечественных марок выросло на 22%, в уходовой косметике — на 20%. Особенно прирост в количестве российских брендов косметики заметен в сегменте люкс — их стало на 60% больше, если сравнивать 2024 год с 2022-м.
«Золотое Яблоко» также отмечает, что за последние два года некоторые крупные зарубежные бренды перенесли свои производственные процессы в Россию, поскольку это упрощает логистику и прохождение платежей.
Представитель сети магазинов косметики «Лэтуаль»
«Российские производители делают ставку на создание новых продуктовых линеек. В парфюмерном сегменте уже представлено множество отечественных брендов — от масс-маркета до нишевых коллекций. Так, например, за год было продано более 50 тыс. ароматов бренда Soul of Russia.
В сложившейся ситуации ключевым направлением развития для российской бьюти-индустрии становится создание уникальных продуктов, основанных на локальных ингредиентах и традиционных рецептах».
Представитель бренда косметики Levrana
«Конечно, уход западных брендов оказал влияние на рынок. Освободившиеся ниши быстро начали заполняться российскими компаниями, а также производителями из дружественных стран. Для многих локальных и нишевых брендов это стало возможностью укрепить свои позиции и привлечь новых потребителей. Рынок вырос во многом и за счет развития брендов СТМ (многие блогеры и известные личности выпускают продукцию под собственным брендом, но с помощью производителей косметики — как российских, так и зарубежных).
За два года локальные бренды научились быстрее находить альтернативные каналы поставок сырья и гибко реагировать на проблемы. Даже если завтра западные компании вернутся, у российских брендов уже будут сильные позиции и лояльность потребителей, так что им придется столкнуться с изменившейся картиной рынка. Также мы надеемся, что и у ретейлеров позиция теперь больше направлена в сторону солидарности с российскими производителями».
Юлия Кувшинова
основатель ювелирного бренда Fashion Lab Diamond Atelier
«Изначально после ухода западных luxury-брендов и еще ряда негативных факторов наблюдался спад продаж — по итогам 2022 года он снизился примерно на 10%. Однако российские ювелиры заняли освободившиеся ниши, рынок адаптировался и вышел на траекторию роста. В сегментах премиальных и люксовых украшений отечественные компании начали наращивать свое влияние и предлагать качественные альтернативы.
В последние месяцы появляются новости о возможном возвращении некоторых западных компаний на российский рынок. Но среди крупных ювелирных домов подобных официальных заявлений пока нет. Думаю, даже если это случится, восстановление позиций будет непростым из-за укрепления российских брендов, изменения потребительских предпочтений, санкций, которые пока остаются в прежнем объеме, и экономических рисках».
Кристина Тишкова
соосноваательница и CEO мультибрендового магазина корейской косметики hollyshop
«Да, уход западных компаний, безусловно, отразился на российском рынке. Все просто. Место на рынке освободилось, и начался его передел. Российские компании, в том числе крупные федеральные сети, запустили контрактное производство продуктов под собственными торговыми марками в Корее и Китае. Многие начали производить косметику под своим брендом в России и преимущественно реализовывать ее на маркетплейсах. Кто-то выстрелил, но большинство нет. Также могу отметить, что активно усилился маркетинг брендов из стран, не поддержавших санкции.
Крупные бренды вряд ли забылись российским покупателем. Все-таки прошло не так много времени с момента их ухода. Думаю, что если политическая ситуация изменится, они, на мой взгляд, спокойно вернутся».