Разобраться • 10 апреля 2025
Карты таро продаются даже в «Золотом Яблоке»: как устроен рынок эзотерических товаров
Карты таро продаются даже в «Золотом Яблоке»: как устроен рынок эзотерических товаров
Текст: Алена Алищенко
Фото: Дарья Веселова
Эзотерика и мистические верования переживают самые сложные эпохи и следуют за нами через столетия. Трансформируется и бизнес в этой сфере: гадалки становятся «энергетическими проводниками», а магические амулеты ложатся на полки крупных сетей и небольших магазинов.
Законодатели периодически пытаются запретить и ограничить эзотерические услуги, однако «волшебные» товары под эти ограничения не подпадают. Оказывается, что на амулетах и картах зарабатывают не только эзотерики, но даже «Золотое яблоко» и книжные издательства.
Что крупные сети и маленькие лавки ищут на дне (довольно дорогого) хрустального шара — в материале «Инк.».
Эзотерика и мистические верования переживают самые сложные эпохи и следуют за нами через столетия. Трансформируется и бизнес в этой сфере: гадалки становятся «энергетическими проводниками», а магические амулеты ложатся на полки крупных сетей и небольших магазинов.
Законодатели периодически пытаются запретить и ограничить эзотерические услуги, однако «волшебные» товары под эти ограничения не подпадают. Оказывается, что на амулетах и картах зарабатывают не только эзотерики, но даже «Золотое яблоко» и книжные издательства.
Что крупные сети и маленькие лавки ищут на дне (довольно дорогого) хрустального шара — в материале «Инк.».
рынок в цифрах:
9.5 млн человек — аудитория мистики в России
2 трлн руб. — объём рынка оккультных услуг
+100% — рост продаж эзотерических товаров в 2023 году
рынок в цифрах:
9,5 млн
человек — аудитория мистики в России
2 трлн
руб. — объём рынка оккультных услуг
+100%
рост продаж эзотерических товаров за 2023 год
Как отмечают аналитики, интерес к мистике и эзотерике продолжает стремительно расти: по данным аналитиков Platforma (исследование есть в распоряжении Инк.), россияне все чаще обращаются к таро, астрологии и различным предсказаниям.
Так, общая аудитория, интересующаяся мистикой, выросла на 30% — с 7,3 млн человек в 2023 году до 9,5 млн в 2024 году. Наибольшая активность при этом зафиксирована в городах-миллионниках. 33% аудитории составляют люди 35-44 лет.
По данным Росстата на конец 2023 года, объем рынка оккультных услуг в России приближается к 2 трлн руб. в год. Эксперты также отмечали его рост на 20% в год с учетом того, что точные подсчеты сделать невозможно.
Вероятно, из-за такого повального интереса в Госдуме начали рассматривать закон о запрете рекламы различных эзотерических услуг. Как заявила депутат Государственной думы Нина Александровна Останина, цель законопроекта — защита граждан от психологического и финансового вреда.
Такой мерой, впрочем, весь рынок не устранить. И помимо услуг, информация о которых зачастую распространяется по сарафанному радио, есть еще и товары, которые, судя по объемам, покупают не только непосредственные «практики», но и обычные люди.
За последние годы эта тенденция не спадала. Так, представители крупных российских маркетплейсов отметили, что за 2023 год продажи эзотерических товаров выросли более чем на 100% (самые свежие данные, оказавшиеся в распоряжении редакции, маркетплейсы подводят подобные итоги нерегулярно). На Wildberries лидировали спиритические свечи. Интерес к ним увеличился почти на 300%, сумма покупок — на 274%. Интерес также вызывали спиритические доски. Их продали на 185% больше, чем в 2022 году. А вот покупки карт таро выросли на 147%.
Разберемся в том, как духовность сочетается с бизнесом, и получается ли у людей на ней зарабатывать.
Кристина Азарян, владелица магазина по продаже эзотерической атрибутики Modern Magic, говорит, что ее проект — это не просто магазин, издательство карт и сообщество в соцсетях, а целое комьюнити, которое объединяет современных магов и эзотериков.
Кристина Азарян
владелица магазина по продаже эзотерической атрибутики Modern Magic
«Для меня это, в первую очередь, ответ на мой внутренний запрос о нормализации разных увлечений, о снятии стигмы с эзотерики, о том, что адекватный человек может интересоваться миром и под этим углом».
Товары магазина продаются как онлайн на сайте, так и на ряде маркетплейсов и даже в «Золотом Яблоке». По словам Кристины, представители сети сами пришли к Modern Magic с просьбой представить свои товары у них.
Так, общая аудитория, интересующаяся мистикой, выросла на 30% — с 7,3 млн человек в 2023 году до 9,5 млн в 2024 году. Наибольшая активность при этом зафиксирована в городах-миллионниках. 33% аудитории составляют люди 35-44 лет.
Представитель «Золотого яблока»
«„Золотое Яблоко“ развивает и другие лайфстайл-направления. Компания держит фокус на комплементарных категориях — украшениях, аксессуарах, одежде. Карты и другие настольные игры относятся к категории „Хобби и творчество“ — в ней они занимают менее 3% ассортимента, в общем объеме их доля незначительна»
Не только «Золотое Яблоко» в подобном ключе отзывается о сегменте эзотерических товаров в своем ассортименте. Крупные компании предпочитают открещиваться от «магической» составляющей на полках своих магазинов. По словам Адель Юсуповой, представителя издательства МИФ, компания понемногу прекращает издательство карт таро.
Адель Юсупова
представитель издательства МИФ
«Наши таро — это мини-артбуки современных иллюстраторов, а эзотерика, которая у нас еще немного осталась, издавалась скорее в свете ее культурного значения, но никак не ради гаданий. Наши карты не предназначены для профессиональных гаданий, их покупают те, кто интересуется этой культурой, а также те, кто любит эстетичные вещи. У нас также есть карты для самопомощи, например, авторства Анны Бабич „Я — ОК“. Такие карты используют для самотерапии или на сеансах с психологом».
Таро располагаются на сайте МИФ в разделе «Культура» вместе с научно-популярными книгами по соответствующей теме.
Адель Юсупова
представитель издательства МИФ
«Даже на уровне классификации они у нас не выделены в какую-то отдельную категорию, а соседствуют с просветительскими книгами».
Другой подход демонстрирует издательский дом «Аввалон-Ло Скарабео». По словам Татьяны Соловьевой, директора по маркетингу ИД, в ассортименте производителя — 1500+ товаров. Это карты таро и оракулы российского и импортного производства, метафорические ассоциативные карты, трансформационные игры, книги, аксессуары.
Такой масштаб объясняется ориентацией на оптовую торговлю. как отмечает Соловьева, клиенты издательства — владельцы офлайн-магазинов эзотерической тематики на всей территории РФ, у многих из которых есть также интернет-магазины.
Татьяна Соловьева
директор по маркетингу издательского дома «Аввалон-Ло Скарабео»
«Есть клиенты, которые работают на тематических выставках и ярмарках и там реализуют нашу продукцию. В эту же категорию попадают те, кто продает наши карты на маркетплейсах. Что касается розницы, у нас есть собственный интернет-магазин, а также магазины на маркетплейсах Wildberries, Ozon, „Яндекс Маркет“. Разумеется, лучше всего покупают на маркетплейсах».
Открыто о своих «мистических» взглядах говорят именно эзотерики — как магазины, так и локальные производители. Например, Кристина Азарян отмечает, что в Modern Magic работают увлеченные этим направлением люди — даже ассортимент магазина они отбирают по интересам команды.
Несмотря на многолетнее существование, согласно открытым источникам, проект Modern Magic приносит весьма скромные доходы: в 2023 году прибыль компании составила 1,09 млн руб. при выручке в 8 млн.
О том, что на эзотерических товарах не заработать миллионы, отмечают и предприниматели-практики. Так, астропсихолог Надежда Васильева помимо проведения консультаций изготавливает свечи, выставляет их в арт-лавках, продает на фестивалях, также их покупают клиенты, приходящие на консультации. По словам Надежды, их реализация приносит ей 30% от общего дохода. Все дело в том, что подобные товары приобретают из-за «духовных свойств», которые невозможно привнести в товар при потоковом производстве.
Надежда Васильева
астропсихолог
«Я бы не сказала, что это сильно прибыльная деятельность и основная статья доходов, потому что нужно или сильно поднимать ценник, или открывать производство, свечной заводик, чтобы это был действительно доходный бизнес».
70% доходов Надежде приносят личные консультации. Стоимость встречи по одному запросу — 5000 рублей.
Стоимость свечей Надежды — 400-700 рублей. Она отмечает, что для высокой маржинальности некоторые свечи делают из дешевых материалов вроде парафина и ставят ценники от 2500 рублей. В таком случае изготовление подобных товаров хорошо окупается.
Изготовление эзотерической атрибутики стало дополнительной деятельностью и для Екатерины Губкиной, мастера телесных практик и ароматерапевта. Она создает «ресурсные духи» дополнительно к основной деятельности. Как и Надежда Васильева, она назвала духи лишь частью основного заработка — их объем составляет 30%. По словам Екатерины, такими духами интересуются женщины, ищущие парфюмы, которые «отражают их внутреннее состояние».
Еще один необычный «эзотерический» способ заработать — создать собственную трансформационную игру. Автор называет ее «инструментом для личностного роста в формате настольной игры». Цель — помочь игрокам пересмотреть привычные модели поведения, выявить и устранить внутренние барьеры, мешающие развитию в карьере, финансах и личной жизни.
Свою игру пробовала спроектировать ЭОТ-психолог (ЭОТ — метод эмоционально-образной терапии. Исследований, подтверждающих его эффективность, не проводилось) Анна Славинская. При этом она рассматривала эту идею, скорее, как способ продвижения, нежели непосредственного заработка. Такие игры часто используются как воронка для ведущих, у которых люди затем берут платные индивидуальные консультации.
Анна Славинская
ЭОТ-психолог (ЭОТ — метод эмоционально-образной терапии. Исследований, подтверждающих его эффективность, не проводилось)
«Конечно, зарабатывать на создании игр можно. Например, та игра, которую я купила себе для участия в одном фестивале, была выпущена в 2020 году, проданный тираж у нее — около 15 тыс. экземпляров. Сколько в электронном виде, не знаю, но даже если предположить, что это суммарный объем продаж, цена игры сейчас около 8 тысяч на маркетплейсах.
Грубый подсчет показывает доход в 24 млн в год. Очень приятная цифра даже после вычета затрат на тиражирование, авторские права, налоги и учета погрешности моих подсчетов», — рассуждает Славинская. Она сама от работы с играми в итоге отказалась. Но, как видим, это может быть очень выгодно — но только если игра обретет широкую популярность или же будет стоить достаточно дорого.
Есть эзотерические «настолки», которые продаются по 20–40 тысяч. Конечно, не все из них попадают в топ, это, наверное, основной риск. Нередки истории, когда игра пишется «под себя» и остается в пользовании одного человека. Производство игры требует затрат на начальном этапе, регистрация авторского права, дизайнеры, типография, материалы, это все окупается не сразу, что тоже нюанс важный».
Чтобы купить эзотерический атрибут, нужно ощутить в нем потребность — и причина этого чаще всего кроется в окружающей человека обстановке. Как отмечает клинический психолог Ангелина Блюм, внешние глобальные события, например, пандемия COVID-19, политическая или экономическая нестабильность провоцируют всплеск интереса к эзотерике.
Ангелина Блюм
клинический психолог
«Причина проста: подобные кризисы создают ощущение неопределенности и вынуждают людей принимать серьезные, подчас судьбоносные решения. Причем порой внешние факторы вынуждают принимать решения резко, неожиданно, без подготовки. В таких условиях многие начинают искать готовые ответы и обращаются к эзотерическим учениям как к источнику ясности».
Коллегу дополняет клинический психолог, психодраматист Артем Гочев. По его словам, стремление людей к поиску способов познания и объяснения мира существует с древнейших времён. В прошлом человечество часто прибегало к магическим и мистическим трактовкам природных явлений и устройства реальности. Этому способствовали несколько факторов:
Артём Гочев
клинический психолог, психодраматист
«Сегодня наука предлагает системные объяснения многих явлений. Тем не менее, даже сейчас она не в состоянии раскрыть все загадки мира, либо ее ответы оказываются настолько пугающими или неприемлемыми для человека, что он ищет альтернативные пути понимания действительности. В таких случаях люди часто обращаются к эзотерике. В каком-то смысле мы можем говорить об эзотерике и эзотерических практиках как о форме магического мышления, которая сама по себе — форма психологической защиты».
На потребность людей отвечает и медиапространство: все чаще «магия», в шуточном или не очень формате, проникает в СМИ, телевидение и соцсети. Нередко издания «заигрывают» с эзотерическим контентом, например, публикуют гороскопы от нейросетей или тесты на определение стихии по предпринимательскому поведению.
Ангелина Блюм
клинический психолог
«Сейчас я наблюдаю тенденцию на проникновение эзотерики в психологию. Чаще всего это проявляется в комбинации психотерапии с таро или использованием метафорических карт в предсказательном, почти магическом ключе.
Почему это происходит? Психотерапия, в отличие от эзотерики, не дает готовых ответов. Ни психолог, ни психиатр не скажут клиенту, как именно ему жить и что делать. А многим людям как раз не хватает этой конкретики, именно поэтому некоторые бросают терапию или не решаются на нее.
Тут-то и появляется таро. Психолог, используя карты, формально не берет на себя ответственность за «совет» — ведь это, якобы, «сказали карты». Но клиент получает четкий (пусть и иллюзорный) ответ, от которого уже можно отталкиваться в работе. В моменте это может быть даже полезно и дать клиенту облегчение, однако если совет не сработает, эффект будет скорее отрицательным».
Что касается медиа, психологи также отмечают «возрождение» интереса к эзотерике.
Артём Гочев
клинический психолог, психодраматист
«Популярные юмористические YouTube-шоу стали активно включать в свои программы эзотерических практиков. Например, „Натальная карта“. Этот тренд создает своеобразный эффект — будто в наш подчас суровый и пугающий мир добавляют щепотку волшебства. Как зритель я нахожу удовольствие в этом легком привкусе мистики, который привносит в контент элемент загадочности и чуда. Главное, чего, на мой взгляд, стоит опасаться — это подмены понятий».
Ангелина Блюм
клинический психолог
«В последнее время наблюдается новый всплеск интереса к таким проектам, как „Битва экстрасенсов“. Интересно, что формат этих шоу эволюционировал — теперь они воспринимаются скорее как сериалы с яркими персонажами. Даже люди, не особо увлеченные эзотерикой, активно обсуждают участников в соцсетях, особенно в TikTok, где разгораются споры о том, кто из экстрасенсов „настоящий“, а кто просто играет роль».
В соцсетях можно наблюдать также тренд на эстетическую составляющую эзотерики. Есть даже целое направление modern witch: девушки демонстрируют в роликах «ведьминские» образы, показывают свои алтари из камней и коллекции карт, делятся «магическими» ритуалами.
Ангелина Блюм
клинический психолог
«На мой взгляд, это связано с ритуализацией в прямом смысле этого слова: раньше было модно показывать „эстетичное утро“, то есть с определёнными ритуалами: зарядка, красивый завтрак, косметические процедуры. С возрастанием нестабильности в мире и „ритуалы“ набирают обороты: становятся таковыми в буквальном смысле этого слова. Кстати, сам факт поиска и коллекционирования — уже ритуал. А бонусом — еще магические смыслы».
Все эти причины приводят к тому, что люди сильнее интересуются эзотерикой и, соответственно, приобретают все больше и больше магических атрибутов.
По словам Кристины Азарян, среди покупателей Modern Magic наибольшим спросом пользуются авторские разработки, а именно колоды под брендом MM.
Кристина Азарян
владелица магазина по продаже эзотерической атрибутики Modern Magic
«Уникальные колоды, которые мы издаем сами или привозим из-за рубежа, составляют львиную долю наших продаж и прибыли».
После карт таро (по словам Азарян, в ее магазине они пользуются популярностью больше оракулов и метафорических карт) на втором и третьем месте по популярности располагаются свечи и украшения из камней.
Аналогичной статистикой поделились и в «Аввалон-Ло Скарабео»: как отмечает директор по маркетингу компании, среди их покупателей особенно популярны карты таро и оракулы.
Что касается портрета покупателя, владелица Modern Magic делится, что это в основном женщины — среди клиентов их количество составляет 95%.
Кристина Азарян
владелица магазина по продаже эзотерической атрибутики Modern Magic
«Большинство адекватно встроены в современную городскую реальность, чаще всего это москвички. Возраст разнится от 18 и до бесконечности. Нас всех в большей степени объединяет что-то внутреннее, нежели внешнее. Думаю, таких людей можно назвать искателями».
Татьяна Соловьева
директор по маркетингу издательского дома «Аввалон-Ло Скарабео»
«Есть несколько категорий розничных покупателей. Одни практикуют и покупают колоды именно для работы. Среди них есть и помогающие практики — психологи, коучи. Такие покупатели подбирают колоды без фанатизма, у них может быть 10-20 колод для работы с разными запросами. Другие, помимо практики, рьяные коллекционеры таро. Они отлично знают рынок и ассортимент всех издательств. У таких тарологов в коллекции может быть 200, 300 и даже 500+ колод. Многие из них ведут свои каналы, делают обзоры, сравнения. Есть те, кто из любопытства приобретает одну-две классические колоды для начинающих, но дальше не идет».
Подобные тенденции отмечают и другие спикеры. Так, по словам Влады Жуковой, автора эзотерического проекта Anima, потребителей «духовных» товаров и услуг отличает интерес к самопознанию.
Влада Жукова
автор эзотерического проекта Anima
«Это люди, которые готовы искать гармонию в себе, а не в окружающем мире. На мой взгляд, это самая главная черта. Например, карты, которые вызывают наибольший интерес аудитории — это именно инструмент самопознания».
Психолог Артем Гочев отмечает, что нет ничего плохого в обращении к эзотерическим практикам для исследования себя, расширения своего кругозора и укрепления психических защит.
Артём Гочев
клинический психолог, психодраматист
«Однако точно не стоит путать профили работы и обращаться к эзотерическим практикам за лечением или психотерапией просто потому, что для этих задач существуют отдельные научные сферы и отдельно обученные проводить такую работу специалисты».
Можно сделать вывод, широкий спрос на «магические» товары обеспечивают не только практики, но и вполне обычные люди, интересующиеся разными способами исследования собственной психики и души — и ищут некую опору в эзотерике.
Несмотря на интерес общественности и широкое распространение эзотерических товаров, в первую очередь это остается «бизнесом увлеченных». В «магических» предметах часто важна рука автора, что исключает потоковое производство и, соответственно, высокие доходы.
Большинство изготовителей магических атрибутов используют эту деятельность как дополнение к консультациям, составляющую меньшую часть от общего дохода. Даже локальные магазины и пространства делают ставку не на потоковость, а индивидуальный подход.
Только профильные крупные игроки показывают действительно серьезные объемы выручки.
Так, издательский дом «Аввалон-Ло Скарабео», в рамках которого работает университет таро и философско-эзотерическая школа, согласно открытым источникам, в 2023 году при выручке в 112,61 млн руб. получил 12,51 млн руб. прибыли.
В самой компании тем не менее отметили, что сравнивать два направления, издательство и школу, не стоит.
Татьяна Соловьева
директор по маркетингу издательского дома «Аввалон-Ло Скарабео»
«В одном случае это товар, в другом — услуги обучения. Да, наша аудитория частично пересекается, но лишь частично, и это разные рынки».
Она же отмечает общий устойчивый рост эзотерического рынка в целом.
Татьяна Соловьева
директор по маркетингу издательского дома «Аввалон-Ло Скарабео»
«Хотя точные цифры подсчитать сложно из-за специфики сегмента и наличия „теневого“ рынка, наблюдаемый нами повышенный спрос на качественную продукцию, рост числа практикующих специалистов и расширение аудитории, интересующейся эзотерикой, позволяют говорить о значительном финансовом потенциале. Мы видим увеличение объемов онлайн-продаж, значительное расширение ассортимента колод у большинства игроков рынка. Но, конечно же, законодательные инициативы могут замедлить рост рынка эзотерических товаров».
Все же эзотерика преимущественно остается бизнесом увлеченных и практиков, и чаще всего товары работают только «в паре» с консультациями. Остается ждать, изменятся ли тенденции после принятия закона о запрете рекламы «магических» услуг.