«Только что был полный хаос, а потом «раз!» — и цифровизация». Создатель KisanHub — о будущем сельского хозяйства

«Только что был полный хаос, а потом «раз!» — и цифровизация». Создатель KisanHub — о будущем сельского хозяйства
Фото: Patrick T. Fallon/Bloomberg via Getty Images

Облачная платформа KisanHub собирает и анализирует данные о состоянии культур, полученные от фермеров, чтобы розничные сети, основываясь на них, могли лучше прогнозировать поставки. С 2013 года компания привлекла $7,7 млн инвестиций, платформу используют тысячи фермеров в Индии и Великобритании. Основатель KisanHub Сачин Шенде выступил в Москве на организованной фондом Sistema_VC конференции AGRO & TECH. Он рассказал, чем отличаются фермеры в развитых и развивающихся странах и как потребители в будущем изменят сельское хозяйство.


Сверхлокальный подход отмирает


Агрономия сейчас сталкивается с двумя основными вызовами. Один из них заключается в том, что почему-то считается, всё можно грести под одну гребенку. Когда появились химикаты и удобрения, агрономы просто помогали повышать урожайность на ферме и бороться с различными заболеваниями сельскохозяйственных культур. Это такой консервативный подход на уровне одной небольшой фермы.

Естественно, сейчас решения применяются на гораздо больших масштабах. Но очень часто фермеры не готовы идти на риски и распыляют пестициды или гербициды заблаговременно, даже если это не нужно. Сверхлокальный подход — то, что отмирает в агрономии как науке. Например, в России огромные фермерские хозяйства — по сравнению с британскими. И очень трудно объехать поля целиком, если их размер — несколько десятков или сотен гектаров.


Мобильник — главный инструмент фермера


Развивающиеся страны перепрыгнули сразу несколько этапов и вышли на новый качественный уровень. Цифровая экономика, цифровые цепочки поставок — это всё сейчас там активно развивается. Только что был полный хаос, а потом сразу «раз!» — и цифровизация. Например, в развивающихся странах мало у кого были стационарные телефоны. И потом, когда появились мобильные телефоны, все просто перешли на них, не обзаведясь стационарными.

Научившись чему-то в одной стране, мы можем использовать полученный опыт в другой. Например, изначально мы разработали мобильное приложение для индийского рынка и безграмотные или полуграмотные фермеры использовали его и обменивались картинками. А теперь мы наблюдаем такую же тенденцию и в Великобритании: от компьютерных программ фермеры начали переходить к мобильным приложениям.

Мобильные приложения, простота — это основные принципы. Фермеру требуется обычный светофор: просто скажите мне, что делать и чего не делать, покажите красный и зеленый цвета. Но есть разница в уровне навыков — и подходы отличаются. В Индии фермеры хотят просто получать советы агрономов и автоматизированные решения. А британский фермер сначала переговорит с агрономом и уже потом начнет использовать приложение.

Число людей, которые используют технологии, в развивающихся странах резко растет. Экономию на масштабе никто не отменял. В Индии к нашей платформе подключились 15 тыс. фермеров — и это только один крупный клиент. А в Великобритании 15 тыс. фермеров — это, наверно, половина всех фермеров в стране.


Потребители становятся требовательнее


Сейчас фермеры могут высаживать определенные сельскохозяйственные культуры только потому, что так исторически сложилось. Они не ориентируются на рыночный спрос. Но Amazon и другие интернет-магазины научили потребителя сегментации продукции. Допустим, если 50 тыс. человек захотят заказать первый том «Гарри Поттера», издательство просто напечатает их за ночь и наутро разошлет. А если столько же людей решат заказать по килограмму органических помидоров, то ничего не получится — помидоры за ночь не вырастут.

Но в будущем фермеры будут выращивать именно те сельскохозяйственные культуры, которые пользуются спросом. Цепочки поставок станут более динамичными, они укоротятся, некоторые закупки будут идти напрямую от фермеров к потребителю.

Готовы ли конечные потребители — вопрос. Надо кардинально пересмотреть то, как работают фермеры, как производятся и поставляются продукты питания, потому что все должно будет поставляться на полки магазинов в свежем виде. Выработаются новые подходы, появятся новые технологии, и в конечном итоге потребители будут требовать определенных продуктов питания. Это есть и сейчас: люди уже требуют белок растительного происхождения и органические помидоры определенной формы или цвета.

Пока цепочка поставок не такая гибкая и не может быстро перестраиваться под потребности. Некоторые фермерские хозяйства, например, до сих пор не отказываются от бумажного документооборота. А зачем это нужно, если можно снять всё на один смартфон и отправить на другой?

Эффективная цепочка поставок с течением времени обеспечит устойчивое развитие и сокращение выбросов углерода. Пока мы до этого не дошли, но будем стремиться. Все будет зависеть от экономики: спрос конечных потребителей приведет к изменениям.