Сценарий финансирования бизнеса в ближайшее время будет выглядеть примерно так: на словах — льготные условия, помощь и поддержка, на деле — большинство компаний не смогут их получить. Есть простое правило: во время кризиса деньги дорожают и становятся дефицитным товаром. Банки видят, что дела у компаний идут хуже, теряют веру в их финансовую устойчивость и перекрывают денежную трубу. Но, естественно, не для всех.
В 2008 году я работал в компании «Рускомпозит» финансовым директором. Когда кредиты, выданные накануне, дорожали в два-три раза по всей стране, мне удалось пойти против рынка и сбить ставку с 24% до 14%. Даже несмотря на то, что мы потеряли прежние объемы выручки, как и большинство компаний.
Задумка была простой: банкам нужно быть уверенными, что у юридического лица есть достаточный объем собственного капитала, — а собственный капитал не обязательно должен быть материальным. В кризис шансы на финансирование больше зависят от размера собственного капитала, чем от выручки.
Банки формируют кредитный рейтинг компаний, исходя из оценки трех ключевых параметров:
Объем прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации.
Сегодня, когда потребительский рынок «съежился», объем выручки становится менее приоритетным показателем для банков, а роль соотношения собственного капитала к заемному при оценке возрастает. Чем выше доля собственного капитала, тем выше шансы, что компания выживет, выплатит долги и проценты.
У большинства представителей малого и среднего бизнеса в России доля собственного капитала не превышает 10%, хотя в идеале показатель должен стремиться к 50%. Поэтому крупный бизнес чаще финансируют даже в самые сложные времена, а малый и средний остается без ресурсов.
Итак, прежде чем идти в банк за кредитом, загляните в третий раздел баланса вашей компании:
Компании обычно повышают кредитоспособность двумя способами: увеличивают выручку или снижают себестоимость. Но есть и другое решение, о котором многие не задумываются. Это капитализация технологий, товарных знаков и других нематериальных активов, которые обеспечивают конкурентоспособность бизнеса. Компании часто не учитывают или недооценивают эти активы в балансах, хотя их рыночная стоимость может достигать от 10% до 100% выручки.
В 2008 году я помог компании «Рускомпозит» увеличить собственный капитал на 200 млн рублей за счет рыночной оценки патента на технологию производства продукта, который мы продавали на 3 млрд рублей в год. До оценки балансовая стоимость патента равнялась размеру госпошлины — 7000 рублей.
Мы не будем разбирать все виды нематериальных активов, а остановимся на капитализации с помощью ноу-хау. Во-первых, потому что ноу-хау есть почти у каждой компании. Во-вторых, потому что компании могут оформлять ноу-хау без госрегистрации в короткий срок — всего за две недели (для сравнения: оформление товарного знака или патента занимает 6-9 месяцев).
Ноу-хау — это сведения любого характера, имеющие коммерческую ценность или обеспечивающие конкурентоспособность и защищенные коммерческой тайной.
В России механизм оформления ноу-хау и их капитализации в балансе не прописаны в едином нормативном акте. Они фрагментарно описаны в 4 части гражданского кодекса, в положениях по бухгалтерскому учету 14, 17 и 34Н, в статьях 262 Налогового Кодекса и т.д.
Вот алгоритм, который мы используем в практике более 6 лет, чтобы растить капитализацию компанию с помощью ноу-хау:
Определите, что делает компанию конкурентной на рынке
Проведите инвентаризацию результатов интеллектуальной деятельности компании. Сделайте ABC-анализ, чтобы распределить продукты или услуги по объему выручки и выявить лидеров.
Метод классификации ресурсов компании по степени их важности.
Способ производства, рецептура или организационные технологии, лежащие в основе продуктов или услуг, могут быть оформлены в качестве интеллектуальной собственности.
Проанализируйте, какие документы вы используете для охраны этой интеллектуальной собственности: есть ли у вас уже оформленные патенты или ноу-хау. Если нет, тогда именно они нуждаются в оформлении.
Важно, чтобы эти объекты представляли коммерческую ценность и были защищены коммерческой тайной.
Оформите технологию как ноу-хау
Разработайте регламенты, включающие положение о ноу-хау, положение о выплате авторского вознаграждения и внесите изменения в учетную политику, чтобы отразить ноу-хау в составе нематериальных активов.
Проведите оценку
Рыночная стоимость ноу-хау определяется независимым оценщиком. Обычно стоимость рассчитывается с учетом доходов, которые можно получить от использования ноу-хау.
В соответствии с требованиями федерального стандарта №11 об оценке нематериальных активов и интеллектуальной собственности.
По нашему опыту, оптимальная величина портфеля нематериальных активов компании не должна превышать 10% от выручки за прошедший год. Если речь идет о высокотехнологичных и IT-компаниях, оценочная стоимость нематериальных активов может достигать и до 100% от годовой выручки.
Таким образом, вы можете спрогнозировать размер докапитализации компании ещё до передачи ноу-хау оценщику. Например, если выручка компании за прошедший год составила 700 млн рублей, размер докапитализации может составить около 70 млн рублей.
Отразите актив в балансе
При постановке на баланс нематериальных активов, выявленных в ходе инвентаризации, компания обязана отразить их по рыночной стоимости. В балансе увеличится счет 04 «нематериальные активы» в размере стоимости ноу-хау, а также прибыль компании, которая в свою очередь увеличивает собственный капитал.
Согласно положению по бухгалтерскому учёту 34-н.
Механизм увеличения размера собственного капитала с помощью интеллектуальной собственности десятилетиями используется в Европе и США и полностью интегрирован в российское законодательство. Но еще пару лет назад наши банки отказывали таким заемщикам. Сегодня ситуация меняется: банки используют любые законные основания для кредитования компаний.
Тем не менее, есть вероятность, что конкретный банк все равно откажет. Поэтому стоит подавать заявку сразу в несколько банков, чтобы увеличить свои шансы.