РАЗОБРАТЬСЯ 18 августа
«Я бы предложил отстать от бизнеса». Что предприниматели думают о масочных рейдах и штрафах
Текст: Варвара Селизарова. Фото: Сюр
Ужесточившиеся с начала прошлого месяца проверки масочного режима стали для российских рестораторов настоящим испытанием. Владельцы кафе, баров и ресторанов под угрозой штрафа вынуждены следить не только за собственным персоналом, но и за посетителями: все они должны носить маски и соблюдать дистанцию. Обязанность следить за тем, как граждане соблюдают правила безопасности, возложили на предпринимателей. В итоге рестораторы оказались в двойных тисках: с одной стороны, они вызывают недовольство своих гостей (не все из которых понимают, что правила придумали не владельцы кафе), а с другой — им грозят штрафы от регуляторов. Рестораторы, с которыми мы поговорили, считают такое положение вещей несправедливым. Вот что они рассказали Inc. о своём отношении к ковидным рейдам и опыте общения с проверяющими.
«На первый раз простили»
— Я прожил в ожидании проверок две недели и могу сказать, что это адский ад: от каждого, кто входит в маске и перчатках, вздрагиваешь и вытягиваешься в струнку, — сетует сооснователь московского бара «Сюр» Никита Фомкин. По его словам, любой посетитель на поверку может оказаться сотрудником Роспотребнадзора или другого проверяющего органа. Всего одна видеозапись может обернуться штрафом в 300 тыс. руб.
«Сюр» открылся в Большом Трехсвятительском переулке в июне 2020 года и сразу привлёк внимание москвичей своей необычной концепцией. Бар занял помещение небольшого гаража на улице, но посетители могли сидеть и снаружи на бордюрах — для удобства им выносили мягкие узорчатые ковры.
Идея такого открытого пространства, по словам Фомкина, родилась в ответ на требование Роспотребнадзора: между посетителями заведения должно быть не меньше 1,5 метров. Но это не понравилось жителям близлежащих домов: они стали жаловаться на шум. Поэтому в середине июля обслуживать гостей вне заведения перестали, двери гаража закрыли, а на входе поставили фейсконтрольщика.
— У нас стоит человек, который контролирует загрузку заведения. Вы не можете войти, если в баре слишком много посетителей. На нас обижаются и жалуются в соцсетях на двойные очереди: людям приходится стоять сначала десять минут, чтобы зайти, а потом ещё столько же — чтобы заказать еду и напитки, — рассказывает Фомкин.
Но и это не уберегло команду от Роспотребнадзора. В августе в заведение нагрянули проверяющие и обвинили владельцев в нарушениях масочно-перчаточного режима.
— К нам пришли выписывать штрафы. Но мы добились, чтобы нас на первый раз простили, — говорит сооснователь «Сюра».
Кого и на сколько могут оштрафовать
Масочный режим в Москве действует с 12 мая. Он обязывает всех посетителей и сотрудников магазинов и заведений общественного питания носить защитные маски и резиновые перчатки.
За несоблюдение масочно-перчаточного режима физическим лицам грозит штраф от 4 тыс. до 5 тыс. руб., юридическим лицам — от 100 тыс. до 300 тыс. руб., а индивидуальным предпринимателям — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
За период с 12 мая по 11 августа прошли проверки в 45 тыс. московских кафе и магазинов. 8 тыс. из них оштрафовали за несоблюдение дистанции и отсутствие масок у персонала и посетителей. Общая сумма штрафов составила 450 млн руб.
«Такое ощущение, что все расслабились»
Проверки масочного режима в Москве усилились в конце июля. Руководитель столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк объяснил это тем, что большинство москвичей перестали соблюдать предписания: если в мае маски в общественных местах носили более 90% москвичей, то сейчас — лишь около трети.
— Такое ощущение, что все расслабились, как будто коронавирус куда-то исчез. Все сети заверяли правительство, что после отмены режима самоизоляции будут соблюдать требования Роспотребнадзора. Но в магазинах некоторые кассиры, продавцы и потребители без масок, — сказал Немерюк.
Тогда же в сети появился скриншот письма, якобы отправленного из управы Марьиной рощи. Согласно документу, в конце июля главный санитарный врач Москвы получил возможность закрывать торговые объекты, персонал и посетители которых не носят маски и перчатки. При этом доказательством нарушения могут быть фотографии.
В управе Марьиной рощи подлинность документа РБК не подтвердили. Но кафе и рестораны не стали рисковать и перестали обслуживать посетителей без масок. Например, в кофейнях сети Skuratov при входе появились таблички с таким текстом: «Мы вынуждены просить вас надевать маски при входе в нашу кофейню. Её отсутствие на вас стоит половину нашей месячной выручки». В пресс-службе сети уточнили, что компания пока не получала штрафов и делает всё, чтобы этого не допустить: следит за масочным режимом сотрудников и замеряет им температуру.
«Сюр» тоже закупает дезинфицирующие средства и раздаёт посетителям маски. Но уследить за всеми практически невозможно, — признается Никита Фомкин. По его словам, многие гости снимают маски, как только проходят мимо персонала, а некоторые просто отказываются их надевать и уходят.
Гендиректор сети ресторанов Black Star Burger Дмитрий Лобанов и вовсе считает требование о всеобщем ношении средств защиты в заведениях общественного питания невыполнимым.
— Гость подходит к кассе в маске, а за столиком её снимает — потому что она мешает есть. Потом он возвращается, чтобы что-то забрать, попросить мешалку, сахар, или идёт в туалет — и в этот момент он забывает снова надеть маску. Это никак не проконтролируешь. При этом в любой момент может зайти проверяющий, сфотографировать посетителя без маски на лице и выписать нам штраф, — отмечает Лобанов.
Об этом же ранее говорил президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров: «Человек должен находиться в маске и снять её может только за столом, но есть много тонких моментов: например, гость пошел помыть руки и забыл надеть маску. Или есть проблемные гости, которые отказываются надевать маски, но выгнать человека из зала по закону мы не можем. И вот инспектор по каким-то своим соображениям должен решить, что из этого допустимо, а где заведение должны закрыть».
Советник президента ФРиО по правовым вопросам Олимпиада Знаменская отмечает, что отношения между гостем и рестораном регулирует закон о защите прав потребителей. И у ресторана нет полномочий заставлять гостя делать то, чего он не хочет.
— Максимум, что может сделать команда – вежливо попросить посетителя надеть маску и в случае, если тот не реагирует, вызвать сотрудников полиции, которые могут урегулировать эту проблему. Поэтому глупо ждать от ресторатора, что он обеспечит постоянное ношение масок в заведении. Он может только сделать так, чтобы всем хватало средств защиты и выставить табличку с просьбой соблюдать масочный режим.
«У всех паника и тревога»
Представитель сообщества рестораторов UnoDosTres Наталья Милеенкова считает проверки оправданными, поскольку они помогают не допустить новой волны заражения. Но, по её наблюдениям, протоколы составляют некорректно:
— Я видела протокол, который выписали одной из московских сетей. В нем фигурирует следующая формулировка: «недостаточное количество масок». Но что такое «недостаточно»? Если нужно хранить запас масок на складе, то где об этом написано? И какое количество — оптимальное? Отсутствие конкретики, конечно, вызывает раздражение.
Рестораторов возмущает и то, что проверки проводят без предупреждений:
— Они просто ходят по району и проверяют общепиты. Заходят и записывают всё на видео. В нашем случае проверяющий заметил сотрудника без перчаток и выписал протокол. Дело пока не запустили, так как начальник управы в отпуске. Что будет дальше, станет понятно недели через две, — рассказывает совладелец кофейни «Introvert» на Мясницкой улице Валерий Шарипов.
— Мы видели, как люди фотографировали гостей, команду, корнеры, следили за процессом выдачи блюд. Поэтому думаю, что неофициальные проверки у нас были, — говорит совладелец гастрономической улицы strEAT Максим Попов
Основательница сети семейных кафе и кондитерских «Андерсон», омбудсмен малого и среднего бизнеса Анастасия Татулова отмечает, что тайные проверки уже стали нормой в столице. «Комиссии из управы ходят по предприятиям и кошмарят за масочный режим. Фотографируют тихонько и уходят», — написала она 10 августа на своей странице в Фейсбуке.
О тайных проверках сообщают и из других регионов. Например, за несоблюдение масочного режима штрафуют заведения в Татарстане. В петербургском ресторане «Сад» тоже наслышаны о тайных визитах проверяющих и делают всё, чтобы их не застали врасплох.
— Мы специально сделали электронное меню, напечатали к нему QR-коды и заламинировали их в матовую пленку, чтобы протирать антисептиком, — говорит PR-специалист «Сада» Екатерина Красова. По её словам, ресторан также закупает маски для персонала и санитайзеры для посетителей.
Сооснователь питерских баров Branch Garage и Gуpsies & Jews Александр Болтян говорит, что из-за постоянной угрозы проверок рестораторам приходится работать в «нервной» обстановке:
— Не знаю, откуда должны прийти предупреждения о проверках. Но о них говорят как о погоде — мол, сегодня ожидается… Всё на уровне слухов и страхов, у всех паника и тревога. Нам нечего скрывать, но найти нарушения можно всегда. Дистанцию между столами мы соблюдаем, но люди кучкуются, и это ограничение так же бессмысленно, как маски на подбородке.
Олимпиада Знаменская отмечает, что тайные проверки проводились и до пандемии. Проверяющие органы должны сначала понять, есть ли нарушения в заведении и стоит ли туда приходить официально.
— Другое дело, что кажется, что представители Роспотребнадзора приходят, чтобы найти нарушения любой ценой и выполнить план.
При этом, по словам экспертов, юридическую силу имеет только официальная проверка, когда сотрудник показывает ресторатору документы и объясняет цель проверки.
Петербургские рестораторы обращают внимание на непоследовательность в действиях местных контролирующих органов:
— Ситуация типичная для нашего города: сначала ввести не очень логичный закон — и тут же по нему начать всех проверять и штрафовать. Запрещают расставлять столики ближе чем на 1,5 метра и в то же время разрешают провести спортивный марафон на несколько тыс. человек. Очевидно, всё это делается, чтобы собирать штрафы, а не стабилизировать эпидемиологическую обстановку, — возмущается сооснователь сети PITA’S Саша Крылов.
«Штрафы мы не потянем»
— Бизнес и так стоит на коленях. В Москве за несколько последних месяцев закрылось очень много заведений общепита. А эти штрафы — это дополнительная нагрузка на нас, это грозит тем, что рестораны начнут просто схлопываться, — говорит Дмитрий Лобанов из Black Star Burger.
Омбудсмен Анастасия Татулова считает нужным снять ответственность за соблюдение масочного режима с организаций и сделать её «персональной». А первый штраф — заменить предупреждением, поскольку сотрудникам тяжело работать весь день в маске.
— Человек не робот. Он меняет маску, он забыл, он только что пришёл, — пишет предпринимательница на своей странице в Facebook.
Наталья Милеенкова из UnoDosTres указывает и на финансовую сторону вопроса. По её мнению, государство могло бы компенсировать предпринимателям расходы на санитайзеры, маски и другие противоэпидемические средства. А речь идёт о немаленьких суммах. Например, в сети Skuratov расходы потянули на 30 тыс. руб. — за эти деньги купили автоматические дезинфекторы, рециркуляторы воздуха, термометры, диспенсеры для антибактериального мыла, дезинфицирующие средства, маски, перчатки для гостей и сотрудников. Примерно столько же потратили в «Сюр».
В мае 2020 года о компенсациях заговорили и в Минтруда. Ведомство предложило покрывать расходы предпринимателей на закупку средств индивидуальной защиты от COVID-19 из взносов в Фонд социального страхования. Приказ уже зарегистрировали в Минюсте, но размер компенсации планируется ограничить 20% от суммы взносов организации в 2019 году.
Практически все собеседники Inc. говорят, что в требованиях проверяющих органов остается много неясностей. Например, у рестораторов нет чёткого понимания, в каком количестве закупать маски и нужно ли просить гостей надеть перчатки, если есть санитайзеры для обработки рук.
– Все требования изложены казуистическим языком и рестораторам не ясно, за что их наказывают. Поэтому они находятся в постоянном напряжении и полагают, что проверки проводятся исключительно ради штрафов, — говорит Знаменская.
— Нужны понятные правила: что разрешено, а что нет, — чтобы не было разговоров о том, что штрафуют просто так. COVID-19 — общая проблема, общая беда. Как и государство, бизнес не хочет допустить новой волны заражения. Но штрафы от 100 тыс. руб. — неподъёмные суммы для рестораторов, едва вышедших из карантина, — отмечает Наталья Милеенкова.
Сооснователь «Сюра» Никита Фомкин менее сдержан в выражениях.
— Я бы предложил отстать от бизнеса после карантинных месяцев. Рестораны и бары уязвимее многих гостей. Мы согласны тратить деньги на маски и гели, но штрафы мы точно не потянем.