Не просто лайки и котики. Почему SMMщик (иногда) важнее бухгалтера

Не просто лайки и котики. Почему SMMщик (иногда) важнее бухгалтера
Фото: Lisa Maree Williams/Getty Images

Компании все больше выходят в социальные сети, а на рынке появляются все новые курсы по продвижению. Спрос на менеджеров по продвижению в социальных сетях настолько высок, что SMM ассоциируется с недорогим маргинальным сотрудником. Вот почему на рынке сложилась такая ситуация, и что делать бизнесу.


Больше двух часов в день


SMM — такой же канал связи, как электронная почта и телефонные звонки. Чтобы заполучить новых клиентов, компании нужно идти туда, где их больше всего, — в социальные сети. 67,8 млн россиян имеют аккаунт в социальных сетях. По данным Statista, в среднем интернет-пользователи тратят на них около 135 минут в день.

Социальные сети необходимы как малому бизнесу, так и большим корпорациям. Неважно, владеете вы парикмахерской на окраине города или крупным банком, — социальные сети помогут охватить большую часть текущих и потенциальных клиентов.

Зачастую в SMM переходят бывшие журналисты, PR- и event-менеджеры, маркетологи — те, кто уже так или иначе работал в digital. Также растет и популярность онлайн-образования в этом направлении. Только «Нетология» выпустила за последние 5 лет 3,5 тыс. молодых специалистов.

Из-за высокого интереса к сфере и низкого порога вхождения зарплаты специалистов постоянно снижаются. В среднем на HeadHunter появляется 725 вакансий в месяц и 938 резюме на должность SMM-специалиста. В регионах специалистам предлагают от 25 тыс. руб. до 50 тыс. руб., в Москве — от 45 тыс. руб. до 70 тыс. руб. 

Одно из неверных представлений об SMM — «каждый может это делать». В результате владельцы бизнеса приглашают на работу неопытных студентов или блогеров с накрученными подписчиками, которые не представляют, как социальные сети должны решать бизнес-задачи.


Возможности, которые открывают социальные сети



1

Первая и основная задача SMM — повышение узнаваемости бренда. Например, пользователи могут узнать о компании, увидев рекламу в новостной ленте. Или познакомиться с брендом ближе, читая несколько публикаций и исследуя профиль компании.


2

Привлечение целевого трафика. В социальных сетях находится значительная часть аудитории, независимо от отрасли, сегмента и размера бизнеса. Большой объем данных и знаний об аудитории помогает создавать целевую рекламу под узкие сегменты.


3

Социальные сети помогают выстраивать отношения с аудиторией. В первую очередь, социальные сети — это инструмент коммуникации, а не маркетинга. Создавайте полезный и нужный людям контент, делитесь опытом и советами. Другой важный момент — отработка негатива. От того, как вы будете на него реагировать, зависит репутация и доверие к компании. Задача компании — решать проблемы ее клиентов, чтобы они возвращались снова.


4

Больше возможностей для performance-маркетинга. Его задача — за минимальный срок достичь максимум KPI и стимулировать продажи. Таргетированная реклама — один из его каналов.


5

Понимание клиентов. Социальные сети дают ценную информацию об аудитории, ее интересах и поведении. Например, можно отслеживать комментарии, чтобы изучить реакцию. Или сегментировать публикации для отслеживания интересов.


Кейсы


В 2016 году интернет узнал про завод «Кубаньжелдормаш». В отличие от конкурентов, они ведут страницу на Facebook в непринужденной и легкой манере. Они не публикуют скучные пресс-релизы и годовые отчеты, а рассказываю о реальной жизни на заводе и проблемах сотрудников.

Столовая №100 — несетевой ресторан или модный лофт. Простые фото блюд без пафоса и фильтра сопровождаются заметками в контексте мировой истории. Объем и подача материала — на любителя.

Задача SMM IKEA — рассказать, что обустройство дома может быть доступным. Поэтому в Instagram они предлагают идеи для интерьера, которые сопровождают товарами магазина.


Где взять SMM мечты


SMM-специалист редко работает по строгому графику с 9.00 до 18.00. Нужно постоянно следить за обновлениями платформ, ситуативными инфоповодами и тенденциями. Люди, работающие в этой сфере, держат телефон при себе после работы, на выходных и в отпуске. Поэтому сложно оценить работу в почасовой оплате. Менеджер по социальным сетям — это голос бренда, он отвечает на все вопросы и отзывы, связанные с компанией.

Зачастую один человек не может создавать контент, проводить рекламные кампании и общаться с аудиторией в большом объеме. Поэтому перед поиском менеджера необходимо четко понять, сколько и чего хотите именно вы.

  • Никто не может гарантировать продажи, лиды и рост подписчиков. Если вам обещают конкретные цифры — бегите.
  • Кейсы не всегда полезны. Вы не можете точно проверить, что конкретно делал человек и какие механики использовал. Если вы хотите проверить кейс, то узнайте у владельца страницы или сообщества, доволен ли он результатами.
  • Спросите, как SMM-специалист видит продвижение вашего бренда, какие инструменты и социальные сети он планирует использовать и почему. На какие KPI и ROI он будет ориентироваться.
  • SMM — это не лайки и количество подписчиков. Если специалист назовет их как метрики эффективности, то узнайте, для какой аудитории он будет работать и как с ней взаимодействовать. Небольшая и заинтересованная аудитория несет большую ценность, чем подписчики не из целевой аудитории.
  • Попросите кандидата описать ход действий при появлении негатива вокруг бренда. Начиная с того, что известный блогер публично плохо высказался о продукте, и заканчивая негативным отзывом в комментариях.
  • Узнайте у специалиста, как он будет определять и распределять бюджет на платное продвижение. Хороший специалист предложит провести тестовые кампании с минимальным бюджетом, а основную часть вложить в успешные кампании.

Максимум, что вы можете потерять на старте SMM-кампаний, — это деньги. Но терять деньги в бизнесе, проводя эксперименты, — это нормально. Обиднее упустить возможности и опыт, которые могут дать эксперименты. Никогда не знаешь, сколько клиентов мог бы потерять без SMM, пока его не попробуешь.