Apple, Amazon, Microsoft и многие другие крупные компании созданы в гараже людьми без бизнес-образования. Основатели 94 из 890 американских стартапов, получивших венчурное финансирование с 2009 по 2015 годы, бросили или не посещали колледж. Для сравнения: выпускники Стэнфорда за этот же период основали только 90 успешных компаний, а Гарварда — 69. Предприниматель и один из основателей Московской школы управления «Сколково» Гор Нахапетян считает, что получать MBA нужно уже состоявшимся бизнесменам. Он рассказал Inc., что общего между бизнес-образованием и конструктором Lego, чем полезен нетворкинг и почему большинство образовательных проектов сегодня — в серой зоне.
В России принято делать бизнес по «чуйке». За интуицией стоит неосознанный расчет. В бизнес-школе выясняется, что всё уже давно кем-то просчитано: где идти налево, где — направо, почему надо делать не так, а вот так. Когда твоя «чуйка» получает подтверждение — это усиливает веру в себя и дает уверенность, что ты все делаешь правильно.
Всего один совет может изменить жизнь. Практически у каждого из нас в жизни был человек, общение с которым сыграло важную роль в судьбе. Вероятность встретить такого человека в экосистеме бизнес-образования — очень велика.
Во всех бизнес-школах основное — это нетворк. Помимо знаний приобретаешь круг общения со своими ценностями, одна из которых — взаимопомощь. Нетворк — это доверие. Ты всегда можешь позвонить своему однокашнику, и неважно, какая у него теперь должность или позиция, — он всегда тебе ответит.
Бизнес-школа дает больше нетворка, чем бизнес-клуб. Получать MBA идут успешные люди — им есть чему научить друг друга. В бизнес-школе уровень взаимодействия намного интенсивнее, чем в бизнес-клубе: люди общаются фулл-тайм, 4-5 дней в неделю. Бизнес-клуб скорее дополняет, чем замещает MBA, — тут вопрос не стоит «или-или».
Бизнесмену приходится постоянно выступать — перед сотрудниками, на переговорах с партнерами, инвесторами, заказчиками. Но нас не учат с детства сжато, емко и красиво подавать информацию. В России привыкли забивать слайды презентации текстом. Поэтому навыкам публичных выступлений в российских бизнес-школах уделяют больше внимания, чем в западных: читают лекции по ведению переговоров и проводят деловые игры.
Многие люди уже не хотят тратить на бизнес-образование так же много времени, как раньше. Можно записаться на недельный, месячный или трехмесячный курс и отстроить свою учебную программу как Lego: одну дисциплину послушал в INSEAD, другую — в Стэнфорде, третью — в «Сколково»… Даже базовый курс во многих школах сейчас сократился: 1,5 вместо 2 лет, как было десять лет назад.
MBA в бизнес-школе «Сколково»
MBA — это международная образовательная программа для предпринимателей, которые собираются
развивать свое дело в России или странах с быстро меняющейся экономикой. Программа рассчитана на менеджеров среднего и высшего звена и молодых предпринимателей, владеющих английским языком и имеющих «значимые достижения в своей карьере». Слушатели вместе с преподавателями разбирают классические бизнес-кейсы и ищут оптимальные решения для развития бизнеса.
Школа управления «Сколково» основана в 2006 году. В ней преподают профессора из топ-25 ведущих бизнес-школ мира: IMD, Cambridge, CEIBS, HSG, IESE, HKUST.
Получать MBA нужно, когда у тебя уже есть свой бизнес. Самое главное — понимать, чему ты хочешь научиться и как намерен трансформировать свой бизнес.
В бизнес-школу идут, когда скучно работать как раньше. Ты чувствуешь, что круг общения тебе ничего не дает, партнеры — не растут, а у тебя любопытство еще не умерло и есть желание получить что-то новое.
Спрос на бизнес-образование растет в кризис. Бывают жизненные развилки, когда бизнес накрывается и ты не знаешь, чем себя занять: нужны новые идеи, контакты, направления развития. Это — подходящий момент для получения MBA. Сидя в старом домашнем кресле или в своем офисе, ты вряд ли найдешь то, что тебе нужно.
Учиться нужно там, где планируешь вести бизнес. Например, российская бизнес-школа пригодится тем, кто планирует зарабатывать в России. Но когда основной упор делается, скажем, на рынок США — лучше пройти обучение там и на месте изучить американскую специфику. Если же бизнес планируется вести в разных странах — локация не имеет принципиального значения, просто выберите самую интересную для вас программу.
Используйте разные стили управления одновременно. Авторитарный стиль менеджмента «слышит» только 15% сотрудников, демократичный — 35-40%, а свободный — 20%. Нельзя зацикливаться на чем-то одном — это убивает мотивацию персонала. Эффективный менеджер должен находить индивидуальный подход к каждому работнику.
Практически весь бизнес в России использует политику «кнута и пряника»: вот бонус, а вот — наказание. Но это действует лишь там, где не надо работать головой. В интеллектуальной сфере людей надо вдохновлять, чтобы им было интересно работать, — только тогда будет результат.
Людям нужен повод гордиться своей работой. Это как в анекдоте про уборщика за слонами, который отказывался уволиться с грязной работы: «Чтобы я ушел из шоу-бизнеса?!» Если нет ощущения причастности к большому делу, уборщик будет просто уборщиком — подметать «оттуда досюда».
В отношениях с подчиненными недопустимы двойные стандарты. Разлад в организации начинается с мелочей — когда декларируешь принципы, которые сам же нарушаешь. Например, говоришь «нельзя опаздывать», а сам регулярно задерживаешься. Или запрещаешь пользоваться мобильными телефонами на совещаниях, а сам — делаешь это на глазах у всех.
Правила игры в компании должны быть понятными и едиными для всех. А не так, что, образно говоря, одни играют в футбол, другие — в волейбол, а третьи — вообще режутся в карты. Правила игры может поменять руководитель, но все об этом должны узнать. Если менять правила игры может кто-то еще — вы уже не лидер в этой компании.
Если в вашем бизнесе важна коммуникация — удаленная работа не для вас. Например, в креативном агентстве важно сидеть вместе по ночам и творить. Удаленно можно работать по шаблону — писать программный код, отвечать на звонки в колл-центре, заниматься продажами по принципу сетевого маркетинга. Это как онлайн-обучение — можно чему-то научиться, но нетворком ты не обзаведешься.
Самые востребованные сферы сейчас — робототехника, биотехнологии, искусственный интеллект. Компаниям, которые связаны с этими технологиями, понадобятся юристы нового профиля. Последним также придется освоить новую специализацию — оформление сделок в криптовалютах.
Сейчас даже дисплей на пылесосе может стать рекламной площадкой. Интернет вещей требует новых подходов к маркетингу — нужны специалисты, которые будут выстраивать коммуникационные стратегии через разные устройства.
Востребованность инженеров стремительно растет. Автоматизация лишает людей работы и одновременно создает новые рабочие места: например, по проектированию, обслуживанию и починке роботов. То же самое относится к беспилотникам: сейчас много кто производит софт, и мало кто — «железо».
Профессия программиста умрет. По прогнозам, уже к 2024 году компьютер станет умнее человека. А вот системные администраторы по-прежнему будут нужны.
Компании-посредники — избыточное звено и наиболее уязвимы. Технологические платформы заменяют мелких игроков рынка — мы видим это на примере такси. Другой пример — классические туристические агентства с офисами: те, кто привык покупать туры через интернет, уже не понимают, зачем они вообще нужны. Но на Эверест с помощью Uber не попадешь — тебе все равно понадобится проводник.
Сельское хозяйство — одна из немногих сфер, которые у нас сейчас активно развиваются. Обратите внимание: многие «белые воротнички» уходят в фермеры, сыровары, пивовары, виноделы.
Новым профессиям некому учить. Многие люди прошли большой путь в профессии — им есть, чем поделиться, но нет навыков преподавания. Таким людям нужны продюсеры (как у актеров) — чтобы они освоили новую специальность. В «Сколково» сейчас разрабатывают учебную программу — как из практиков делать преподавателей. Это большая и пустая ниша.