В наступившем году искусственный интеллект из убийцы профессий превратится в создателя рабочих мест, а туркомпании и ретейлеры сделают свои предложения более персонализированными для каждого покупателя. Зато одна за другой умрут даже большие и устойчивые компании, которые не справятся с защитой пользовательских данных. 2018 станет годом распознавания голоса, машинного обучения и перехода блокчейна в широкие массы. Вот основные направления, по которым будут развиваться технологии в разных отраслях.
1
2018 год будет «годом искусственного интеллекта», с экспоненциальным ростом использования AI. Разрыв в уровне владения технологиями AI приведет к войне за таланты, появится много специальностей и рабочих мест, которых раньше не было: будут востребованы специалисты, владеющие навыками разработки адаптивного ПО, разбирающиеся в механизме распознавания лиц и речи, действии искусственной нейронной сети и т.д.
2
Сложность и мощность новых AI-программ будет стимулировать развитие кибербезопасности финансовых и персональных данных. Предоставляя таким программам необходимые данные для решения тех или иных задач, трудно при этом защитить всю информацию от несанкционированного использования. Внедрять многоуровневые системы защиты данных придется не только компаниям, функционирующим в финансовой сфере, но и всем, кто работает с персональными и чувствительными данными: букинговым сервисам, медицинским организациям, онлайн-магазинам, инжиниринговым организациям и др.
3
Использование машинного обучения (machine learning, ML) для анализа финансовых данных будет стремительно распространяться, особенно в области неструктурированных данных, например новостей компаний и клиентов. Более качественный анализ новостных и аналитических текстов о компаниях, рынках и внутренних коммуникациях финансовых организаций позволит генерировать эффективные инвестиционные идеи и бороться с недобросовестным поведением участников рынка. А новые масштабные технологии обработки данных позволят использовать более широкий спектр данных для управления инвестиционными рисками.
4
Развитие технологий AI стимулирует революционные изменения в регулировании финансовых рынков. Одно из регуляторных преимуществ AI — способность помочь банковским системам избежать обвалов и оценить риски эффекта домино. Дело в том, что AI может идентифицировать модели и соединения данных, которые не под силу распознать людям, сравнить данные разных периодов с большей точностью и скоростью. Это позволит предугадать возможные варианты развития событий. К тому же AI позволяет отслеживать возникающие у банков проблемы в режиме реального времени.
5
Диджитализация пользовательского опыта останется одним из ключевых приоритетов. Люди привыкли к удобным решениям и интерфейсам (таким как приложения для вызова такси), и хотят, чтобы у банков были похожие сервисы. Мобильный банк должен функционировать как на персональном компьютере, так и на мобильном телефоне, и быть интуитивно понятным, — пользователи не будут тратить время на некачественные решения. Компании, которые не смогут обеспечить комфорт, сохранив безопасность финансовой и личной информации, рискуют потерять клиентов.
6
Важность управления операционными рисками (operational risk management, ORM) будет возрастать, а устаревшие системы, которыми до сих пор пользуются многие финансовые организации, в сочетании с недостаточно развитыми практиками управления данными затрудняют измерение рисков бизнеса. С помощью AI эту проблему можно будет решить без масштабной реорганизации.
7
Всё больше людей будут понимать преимущества блокчейна и других технологий распределенных реестров (distributed ledger technologies, DLT), что приведет к их значительному распространению (не связанному с ростом криптовалют). Многообещающим выглядит появление новых типов блокчейна или скрещивание его с другими технологиями, такими как IoT. В 2018 году DLT будут чаще применять в международных переводах, системах управления цепочками поставок, а также для хранения персональных данных при KYC (know your сustomer — идентификация клиентов) и электронной идентификации.
1
Туристические компании будут продолжать инвестировать в персонализирующее ПО (анализирует личные предпочтения пользователя) для улучшения пользовательского опыта. Машинное обучение и искусственный интеллект также набирают обороты: компании видят перспективы в автоматизации простых бизнес-процессов. Еще недавно заказы, пожелания, предпочтения клиентов собирались вручную и формировались в профиль. Уже сейчас большинство крупных турфирм и отелей ведут автоматический учет этих данных при создании новых предложений. Следующий шаг – предсказание пожеланий клиентов. Например, варианты размещения на горнолыжных курортах незадолго до нового сезона будут предлагать тем, кто до этого неоднократно бронировал гостиницы для отдыха в горах.
2
Речевые технологии (voice activated technologies) в туриндустрии вскоре могут затмить популярность мобильных приложений. Установленные на мобильных устройствах, в домах и офисах пользователей голосовые помощники довольно скоро могут начать выполнять роль турагентов. Бронирование билетов, гостиниц, трансферов, просмотр прогноза погоды, изучение обзоров ресторанов и построение маршрутов до достопримечательностей можно будет поручить голосовому помощнику. Он не только посоветует, когда лучше всего отправиться в путешествие, подберет подходящие билеты, самые удобные гостиницы с максимальным рейтингом и расположением неподалеку от мест, которые могут быть интересны именно вам, но и предложит забронировать столик в ресторане, который понравился вашим друзьям. Компании уже приступили к претворению футуристических картин в реальность. Так, Expedia рассматривает партнерство с Amazon Alexa для заказа букинга с помощью голосовых команд.
3
Виртуальная реальность (virtual reality, VR) и дополненная реальность (augmented reality, AR) изменят онлайн-шопинг путешественников. С помощью этих технологий становится нагляднее выбор места, куда отправиться, или гостиницы — можно увидеть реальную картинку и оценить чистоту пляжа или уровень комфорта в номере. Marriott, Best Western, Kayak, Carlson Rezidor и Airbnb уже используют эти технологии при бронировании номеров, и в наступившем году таких компаний станет заметно больше. Технология виртуальной реальности станет доступнее, а ее возможности как нового маркетингового канала продвижения будут использоваться чаще.
4
Роботов начнут использовать для регистрации заездов в отели, для информационной поддержки и развлечения гостей, обслуживания номеров. Robotic Process Automation (RPA) поможет предприятиям выполнять повторяющиеся административные задачи более качественно и дешево.
1
Технологии 5G позволят разрабатывать и развертывать новые типы цифровых услуг. Благодаря низкой задержке сигнала и улучшенной пропускной способности технологии позволят объединять нескольких типов устройств IoT. Это значит, что будут развиваться сервисы связи для автономного вождения, дополненная и виртуальная реальность и тактильный интернет (новый тип связи, который передает не только информацию, но и тактильные ощущения). Korea Telecom (KT) покажет пробную мобильную платформу 5G на зимних Олимпийских играх. Но полноценное внедрение технологии произойдет не ранее 2020 года — телекоммуникационные компании только намечают сроки развертывания сетей.
2
К 2020 году будет создано 25 млрд удаленных устройств. Интернет вещей (internet of things, IoT) поможет связать 4,4 млрд из них. Цифровая трансформация представит новые возможности для телекоммуникационной отрасли, включая строительство платформ и приложений для транспортной сферы, сельского хозяйства, здравоохранения, страхования и дома.
1
Больницы и фармацевтические компании будут проявлять живой интерес к блокчейну, используя его для анализа данных пациентов в исследовательских целях. Сейчас данные хранятся на серверах больниц и пациент не имеет возможности управлять ими. Если перенести это в блокчейн, пациент сможет контролировать доступ и, если захочет, продавать свои данные фармкомпаниям. Соответственно, у компаний появится больше доступа к ценной для них информации.
2
Развитие технологий искусственного интеллекта (AI) в телемедицине будет ускоряться по мере распространения машинного обучения (ML) и методов обработки естественного языка (natural language processing). Это позволит предоставить клиентам персонализированный опыт, поможет повысить эффективность и сократить расходы в системе здравоохранения. В DataArt создали прототип приложения для демонстрации возможностей AI и ML в медицине. Это платформа для телемедицины, подключенная к IBM Watson — программе, преобразующей голос в текст. Watson слушает разговор между пациентом и врачом и записывает его в журнале, что значительно снижает нагрузку врача по составлению документации и позволяет ему сосредоточиться на пациенте. Еще один элемент AI читает журнал разговоров, используя обработку естественного языка, и интегрируется с набором собственно медицинских инструментов для идентификации главной жалобы, ее кодировки в электронной системе здравоохранения и поддержки врача в выборе необходимых медицинских мер. Вряд ли AI заменит врачей, но точно позволит расширить их возможности, уменьшить бюрократическую нагрузку и свести к минимуму ошибки.
3
Population health management — агрегация данных и выбор лучших практик в области здравоохранения — приведет к увеличению инвестиций в программы оздоровления и созданию передовых способов профилактики заболеваний пациентов из групп риска.
1
Ретейлеры будут продолжать цифровую трансформацию, которой способствуют интернет-продажи ведущих игроков отрасли. Благодаря внедрению масштабируемых Agile-технологий, изменения произойдут и в IT-ландшафте ретейлеров, и в их бизнес-моделях в целом. Среди этих изменений – omni-channel стратегии, которые еще недостаточно хорошо используются даже крупными сетями. Магазин как место для шопинга будет трансформироваться в магазин как демо-зал: клиенты будут пробовать/тестировать/касаться товаров, прежде чем принять решение о покупке в интернете.
2
Data analytics и машинное обучение помогут розничным сетям персонализировать сообщения и использовать данные для настройки алгоритмов работы с покупателями. Анализ данных будет играть значительную роль в управлении товарными запасами и их распределении.
Для улучшения взаимодействия с покупателями розничные маркетологи разрабатывают единые профили клиентов (single customer view), объединяя данные из различных каналов, чтобы прогнозировать потребности и индивидуальные предпочтения. Аналитика данных и машинное обучение могут в этом помочь, интегрируя данные из всех каналов продаж — мобильных приложений, интернет-магазинов, офлайн-розницы и т. п.
3
Ожидаются ориентированные на ретейл технологические стартапы или решения автоматизации процессов робототехники (robotics process automation), поскольку все больше розничных компаний делают ставку на автоматизацию операций, чтобы оптимизировать затраты. RPA может значительно снизить число сотрудников в бэкофисах, высокопроизводительной ИТ-поддержке и удаленной инфраструктуре. Розничные компании будут внедрять RPA в планирование спроса и поставок (demand and supply planning), обработку заказов и платежей (order processing and payments), управление программами лояльности (loyalty management), закупками и инвентарем (procurement and inventory management) и в работу call-центра. Кроме того, с помощью RPA будут собирать данные о бизнес-процессах, чтобы выявить возможные сбои цепочки поставок или коммуникаций между производителями, поставщиками, транспортными компаниями и клиентами.
1
Технологические изменения в медиа и развлечениях сделают 2018 год «годом голоса». Ожидается, что к концу 2018 года будет продано более 24,5 млн устройств Google Home и Amazon Echo.
2
Виртуальные помощники (virtual assistants) помогут использовать голосовой поиск, чтобы организовывать встречи, заказывать еду, совершать покупки. Для бизнеса это открывает новые рекламные возможности: предлагать рекламу в нужное время, нужной продолжительности и содержания, — а также дает доступ к новому сегменту аудитории.
3
Ожидается, что в 2018 году подкастинг вырастет с 21 % до 24 % вместе с ростом social media-платформ, которые позволят пользователям создавать аудиоконтент на разных платформах. Доверительные рассказы в формате подкаста призывают слушателя действовать, открывая огромные возможности для брендинга, продвижения и продаж. Минимум один из четырех американцев подписан на какой-либо подкаст, и эта цифра будет расти. Согласно совместному исследованию Intaractive Advertising Bureau (IAB) и Edison Research, 65% слушателей подкастов проявляют желание приобрести что-то, о чем они узнали из подкастов, и 45% из них посещают сайты спонсоров подкастов.
О DataArt
DataArt — глобальный технологический консультант, который создает, развивает и поддерживает уникальные программные решения,
помогающие развитию бизнеса клиентов в различных индустриях. DataArt объединяет опыт более 2,5 тыс. специалистов из 20 городов США, Западной и Восточной Европы, Латинской Америки. За 20 лет DataArt завоевал доверие клиентов, в том числе Nasdaq, S&P, oneworld Alliance, Ocado, artnet, Betfair и skyscanner. Оборот сети по итогам 2016 года превысил $97 млн.