Темные времена: как хайтек-компаниям выжить в кризис (5 советов)

Темные времена: как хайтек-компаниям выжить в кризис (5 советов)
Фото: Gary Hershorn/Getty Images

Российский бизнес ждут непростые времена. Как показало исследование Альфа-Банка, около 65% предпринимателей ожидают в ближайшие полгода ухудшения ситуации в отечественной экономике. Причины известны: рост ставки НДС с 18 до 20%, резкое падение стоимости нефти, ослабление рубля и ускорение инфляции. Прибавьте к этому угрозу нового глобального кризиса (по прогнозу JPMorgan Chase, он разразится в 2020 году), и картина станет совсем уж мрачной. Основатель сервиса Notify.Network Александр Петерман рассказывает, как хайтек-компаниям выжить в сложных экономических условиях и почему о проблемах вашего бизнеса сотрудники должны узнать от вас (додумают сами — будет только хуже).


№1

Не теряйте бдительность


Первый шаг к преодолению кризиса — его осознание (как ни банально это прозвучит). Наступление «темных времен» лучше всего уловить в самом их начале — в противном случае можно потерять все (и очень быстро). Для этого нужно анализировать экономическую ситуацию в стране и обращать внимание на основные индикаторы кризисных процессов — падение фондовых рынков и снижение венчурной активности (они обычно предвещают крупные проблемы в экономике за несколько месяцев до их наступления). О приближении кризиса могут сигнализировать и изменения в поведении клиентов — как существующих, так и потенциальных.

Одним из первых в кризисные времена обычно страдает хайтек-бизнес — у людей на первый план выходят базовые продукты и услуги, и им становится просто не до высоких технологий. В период кризиса 2014-2015 годов россияне урезали расходы на еду (на 77%), одежду (66%), косметику (50%) и лекарственные препараты (34%). Соответственно, эти изменения ощутили на себе агрегаторы, сервисы доставки еды и рекомендательные сервисы.


№2

Будьте честными


Во время кризиса компания без открытости во взаимоотношениях со своими сотрудниками просто не выживет. Как бы руководство ни старалось утаить информацию о внутренних проблемах — персонал об этом узнает (или додумает, что даже хуже). В результате общая атмосфера в компании может очень быстро испортиться. Неуверенность сотрудников в завтрашнем дне приводит к снижению эффективности их работы — и это только усугубит и без того непростую ситуацию.

Если все плохо — стоит об этом прямо сообщить персоналу. Держите сотрудников в курсе происходящего и рассказывайте, как реализуется антикризисный план (его нужно разработать задолго до наступления самой тяжелой фазы). В работу по выводу компании из кризиса важно вовлечь лидеров вашей команды.

Но помните: чрезмерная открытость может стать и катализатором проблем. Честность особенно важна с сотрудниками, принимающими ключевые решения. Рядовой же работник, не зная специфики кризисных процессов и не видя всей картины происходящего, станет думать скорее о поиске «запасного аэродрома», чем о повышении эффективности работы.


№3

Долой «слабые звенья»!


Бизнес-процессы во многих компаниях не оптимизированы — всегда есть «слабые звенья» (например в логистической цепочке, управлении или технической инфраструктуре), которые влияют на эффективность всей работы. В процветающем бизнесе такие «узкие» места не особо заметны, но мгновенно проявляются в кризис.

Когда нагрянет беда, исправить положение дел будет сложно. По данным Hogan Assessment Systems, во время кризиса более 65% менеджеров в США не способны принимать правильные решения, — в постоянном стрессе они неверно оценивают текущую ситуацию в компании.

Вот почему «узкие» места в бизнес-процессах лучше ликвидировать заранее. С этой задачей помогут справиться новейшие технологии: анализ Big Data, искусственный интеллект, машинное обучение. Они также дают возможность улучшить сервисное обслуживание ваших пользователей. В кризис приток клиентов обычно падает — поэтому им нужно уделять гораздо больше внимания, чем обычно. Например — персонализировать свои услуги и увеличить лояльность аудитории к бренду.


№4

Защитите данные


Охота за чужими данными — суровая реальность нашего времени. Этим занимаются не только классические киберпреступники (их цель — заработать), но и «государственные хакеры». По подсчетам аналитической компании Gigamon, около 97% всех существующих компаний в США были в той либо иной степени скомпрометированы. Случившийся в 2016 году компьютерный сбой в сети Delta Airline нанес авиакомпании ущерб в десятки миллионов долларов США.

В этом смысле данные хайтек-компаний и их клиентов — лакомый кусок. А в кризисное время любая утечка и последующий «вотум недоверия» клиентов влекут отток покупателей и закрытие бизнеса. Чтобы не получить репутационного ущерба и финансовых убытков, об информационной безопасности предприятия следует позаботиться заблаговременно. Здесь на помощь опять же приходят искусственный интеллект, расширенная аналитика и шифрование.

Но даже если компания тратит сотни миллионов долларов на внутреннюю безопасность, свое слово может сказать обычный человеческий фактор. По этой причине утечки случаются даже у Yahoo, Twitter, Facebook и других интернет-гигантов, которые уделяют шифрованию пользовательских данных первостепенное значение. Поэтому нужна постоянная работа с кадрами. Вы должны хорошо понимать, кто и с какими целями устраивается к вам на работу. Ваша служба безопасности должна провести предварительную работу по каждому кандидату. А в уже сформированном коллективе важно поддерживать сплоченность — это сведет вероятность утечек к минимуму.


№5

Используйте «облака»


Собственная инфраструктура для работы с данными — не просто дорого, а очень дорого. А в период кризиса дополнительное оборудование может позволить себе далеко не каждая компания. Значительно снизить расходы на сбор, хранение и обработку данных позволяют облачные сервисы. Например, в США их в той или иной степени используют 93% организаций (по информации аналитического агентства RightScale).

Но некоторым компаниям все же выгоднее и безопаснее содержать собственную инфраструктуру — тут все зависит от ваших потребностей в технологиях и оборудовании. Правда, в процессе масштабирования вашего бизнеса можно столкнуться с невозможностью переноса данных в другой дата-центр — поскольку все построено на проприетарном продукте определенного сервиса. Не секрет, что многие продукты, которые кажутся удобными (и являются таковыми), на самом деле ставят целью привязать клиента к конкретному поставщику мощностей. Пример — базы данных или балансировщик нагрузки в Amazon.

В целом, для любого предприятия кризис — хорошая возможность протестировать свои бизнес-процессы на устойчивость к неблагоприятным экономическим факторам. Особенно актуально это для хайтек-компаний. Они, как никто другой, способны реагировать на динамику рынка и новые тренды.