«Умные» города становятся реальностью. 4 способа заработать на этом

«Умные» города становятся реальностью. 4 способа заработать на этом
Фото: Getty Images

Города стремительно «умнеют»: уже сейчас их жители и бизнес генерируют больше данных, чем когда-либо в истории. Smart cities создают рабочие места, повышают производительность труда и способствуют росту доходов людей и компаний. Исполнительный директор CTRL Лизинг (первого в России финансового провайдера, обеспечивающего экосистему MaaS) Александр Усов рассказывает, как бизнес может заработать на развитии «умных городов». Вот 4 сферы, к которым стоит присмотреться повнимательнее.


Что такое «умный город»


Smart city с помощью технологий повышает уровень жизни людей, сокращает цифровое неравенство и позволяет бизнесу развиваться и внедрять инновации. Эксперты Deloitte выделяют 6 сфер, технологические прорывы в которых определяют облик «умного города», — экономика, мобильность, безопасность, образование, окружающая среда и жилье.

Поскольку мэрии городов и региональные правительства не успевают развивать каждую технологию или услугу, в любой из перечисленных сфер возникают возможности для бизнеса: он может повышать эффективность операций и улучшать качество сервиса. В результате smart city становится экосистемой, в которой сосуществуют государственные и частные технологические инициативы.


Новые пространства


Вероятно, самые масштабные примеры участия бизнеса в развитии «умных городов» — инвестиции в новые кварталы и общественные пространства. Технологические компании открывают для себя девелоперский бизнес, который привлекает их возможностью создать с нуля современный городской район.

Один из самых известных таких проектов — район Куэйсайд, который развивает в Торонто компания Sidewalk Labs (входит в один холдинг с Google). Всю его территорию приспособят для движения беспилотных автомобилей и грузовых роботов. Кроме того, девелопер оборудует район системой датчиков, контролирующих практически все сферы жизни — от уровня шума в квартирах до объема мусора в контейнерах. Чтобы мотивировать местных жителей отказаться от личного транспорта, Sidewalk Labs проектирует велодорожки с подогревом и внедряет беспилотные шаттлы. В свою очередь, Билл Гейтс инвестирует $80 млн в развитие «умного города» Бельмонт — он спроектирован как технологический хаб с беспилотным транспортом и смарт-производствами.

Российский аналог таких проектов — наукоград Иннополис в Татарстане, где уже работает беспилотное такси «Яндекса». За первые 2 месяца робокар совершил 1 тыс. поездок, жители города ездят на нем за покупками, по делам и к врачу.


Цифровизация


Цифровизация уже делает «умные города» более комфортными для жизни — и одновременно создает возможности для бизнеса. Работающие в сфере ЖКХ компании устанавливают смарт-счетчики, аптеки развивают телемедицину, а девелоперы используют автоматизацию и сенсоры в построенных зданиях.

Всеобщая диджитализация затронула и сферу безопасности. К примеру, Vodafone стал поставщиком нательных видеокамер для британских полицейских: контракт обошелся лондонскому бюджету в £3,4 млн. В России тоже есть примеры внедрения технологических решений, направленных на повышение безопасности городов и целых регионов. По заказу правительства Сахалинской области компания КРОК развернула в регионе систему интеллектуального видеонаблюдения, в которую вошли десятки камер на вокзалах и в аэропортах. За год система анализирует до 3 млн лиц с точностью до 98%.


Мобильность


Это еще одно направление, в котором «умные» города меняют правила игры. Концепция «мобильность как сервис» (Mobility-as-a-Service, MaaS) предполагает отказ от владения транспортными средствами. По сути, речь идет о цифровой платформе, которая объединяет все виды транспорта, от каршеринга и автобусов до велосипедов и электросамокатов.

В США рыночная доля райдшеринговых компаний Uber и Lyft еще в прошлом году достигла 72,5%. Доля обычных такси, напротив, упала до 5,2% (хотя еще в 2014 году составляла почти 40%). По прогнозам, к 2023 году мировой рынок Mobility-as-a-Service превысит $250 млрд, а внедрение «умной мобильности» позволит экономить по 2,3 млрд поездок на частных автомобилях каждый год. В результате каждый пользователь MaaS будет ежегодно тратить на передвижение по городу на 90 часов меньше.

В перспективность новой мобильности поверили и автопроизводители. Шведский концерн Volvo весной следующего года запустит сервис подписки на автомобили — к 2025 году планируется привлечь 5 млн клиентов. Планы американского Ford не менее амбициозны. Автопроизводитель приобрел байкшеринговую компанию Spin и в течение 1,5 лет хочет запустить прокат своих скутеров в 100 городах.


Финансовые инструменты


Пожалуй, главная трудность на пути победного шествия smart cities — необходимость привлекать капитал. Большинство городов не располагают свободными средствами, которые можно было бы направить на внедрение smart-концепций.

Одно из возможных решений проблемы — участие бизнеса в финансировании «умных» городов. В 2017 году Cisco объявила о создании фонда размером $1 млрд, цель которого — помогать городам приобретать оборудование и технологические решения компании.

Другой подход — вывод на рынок специализированных финансовых инструментов, учитывающих потребности смарт-городов и sharing economy. Один из них — лизинг: он позволяет b2b-сегменту бизнеса (к нему относятся каршеринг и такси) сократить операционные расходы и повысить доступность сервисов «новой мобильности».