Разобраться • 21 декабря 2020

«Российского венчурного рынка не существует». Илья Кобяков, «ТилТех капитал» — об итогах года и главных сделках фонда

Текст: Дарья Кушнир

Фото: Андрей Стекачев для Inc.


В апреле 2020 года, когда многие фонды приостановили работу и задумались, как же действовать в новой реальности, основанный Андреем Кривенко, Юрием Алашеевым и Андреем Иващенко «ТилТех капитал» объявил о планах инвестировать в потребительский сектор 1 млрд руб. — и вскоре последовали сделки. Благодаря этому фонд запомнился как один из самых активных в уходящем году. Мы поговорили с управляющим партнёром «ТилТех капитала» Ильей Кобяковым о том, почему маленькая прибыль лучше, чем большой рост, чем «ТилТех» отличается от «сферических венчурных фондов в вакууме» и почему сделка Ozon — не показатель роста венчурного рынка в России.

Почему «ТилТех капитал» инвестировал миллиард, когда все испугались

— В 2020 году сделки «ТилТеха» у всех на слуху. Почему вы стали более публичным фондом?

— Мы очень много сделок закрыли в этом году, и в среднем они были крупнее, чем в прошлом. А ещё мы были одни из немногих, кто во время локдауна быстро среагировал. Мы собрались и объявили о планах инвестировать 1 млрд руб. в потребительский сектор, а потом — проинвестировали. Это большая редкость для фондов, особенно во время локдауна. Классические инвесторы стали сильно консервативными, много у кого активы пострадали, много кто снизил инвестиционную активность, а мы, наоборот, её нарастили. Думаю, всё дело в этом. И вообще, мало кто в России делает прямые портфельные инвестиции, поэтому интерес повышенный.

— Почему в непростое время вы нарастили активность фонда?

— Наш объём работы не изменился. Просто когда остальные приостановили работу и начали «тушить пожары», у нас их не было. Мы изначально достаточно консервативно подходим к портфелю.

Понятно, что какие-то компании не пережили локдаун, — не страшно. У нас философия такая: бизнес, который не переживёт «чёрных лебедей», нам не особо интересен.

Поэтому ключевые компании, в которые фонд инвестировал, только выросли. Онлайн нас тоже подстегнул. Все разъехались кто куда, я, например, был в Суздале. Оказалось, что онлайн с точки зрения отрабатывания воронки, то есть системного просмотра, знакомства с предпринимателями, интервью, подходит даже лучше, чем офлайн. Мы посмотрели много компаний. Стали чуть эффективнее, потому что не надо было кататься в офис. И ещё было ощущение «надо что-то делать». Во время кризиса ярче подсвечиваются главные проблемы предпринимателей, так что многие компании, никогда не задумавшиеся об инвесторах, наконец о них задумались. И мы решили, что сумеем дотянуться до тех, до кого не смогли бы в нормальное время. Эта идея в какой-то мере сработала.

В России очень молодая экономика и предпринимательская культура. Предпринимателей много, но бизнеса мало. Не потому что люди боятся предпринимать, а просто потому, что очень мало ресурсов, знаний и правильных примеров, как это делать. Английский язык половина до сих пор не знает. Все бизнесмены, которые сейчас на слуху, набивали свои шишки и учились на своих ошибках. Мало у кого из них был доступ к чужим знаниям и опыту, к менторству. Мы увидели в этом коммерческое поле.

Российская экономика очень маленькая, зато в ней очень низкая конкуренция. Нам кажется, что, с точки зрения предпринимательства, Россия — одна из лучших стран в мире, где можно набивать шишки, что-то тестировать и наращивать скилл. Это стоит дешевле, люди готовы работать за идею. Низкая конкуренция благотворно влияет на тех, кто не сидит на месте ровно, а пытается что-то делать. А мы присоединяемся и зарабатываем на том, что эти бизнесы вырастают.

Наша идея в том, что, поскольку конкуренция низкая, потенциально появится ещё большое количество таких вот «ВкусВиллов» в разных областях. Наша задача — их поймать, помочь им, купить долю в их компании на ранней стадии и заработать.

Как пандемия изменила потребительский сектор

— Вы упомянули, что закрыли очень много сделок в этом году, — сколько?

— Смотрите, у нас есть два условных формата сделок: меньше 20–30 млн руб. и больше. Обычно 20—30 млн руб. нужны совсем на ранней стадии, чтобы проверить ключевые гипотезы. Всё, что больше, — это скорее закрепление результата и масштабирование.

Таких крупных сделок было 11, а маленькие мы особо не считаем, у нас есть такая установка от партнёров, что их надо делать десятки, если не сотни.

Компания, в которую мы инвестировали 20 млн руб., считается «пушечным мясом». Их должно быть много, потому что «Долину смерти» пройдут далеко не все.

Компания, в которую мы инвестировали 20 млн руб., считается «пушечным мясом». Их должно быть много, потому что «Долину смерти» пройдут далеко не все.

С современными ценами на разработку 20 млн руб. — это скромная сумма, «ВкусВилл» столько тратит в месяц только на поддержание IT-системы. Понятно, что это огромная компания, но даже у некоторых наших портфельных на IT уходит около 5 млн руб. в месяц.

Среди последних повторных инвестиций — «Убиратор», Dorogobogato и РДК, а среди новых — Shine Is, «Чекбокс», Blue Sleep, StreamSale, Luxxy. Последняя на сегодняшний момент, предпоследняя в году — с лавкой «Редиска». О самой большой сделке за год мы ещё не объявляли в СМИ.

— Какую сделку 2020 года в потребительском секторе вы можете назвать самой интересной?

— С Dorogobogato. 80 млн руб. вложили в этом году, а начали инвестировать в прошлом с 10 млн. Это волгоградский бренд женской одежды. Название, кстати, скорее всего, поменяется в следующем году. Два года назад у них было небольшое производство и несколько розничных магазинов женской одежды. Они могли менять коллекции раз в две недели и били в сегмент fast fashion. Занимались примерно тем же, чем Inditex в начале своего пути, — быстро ловили тренды и делали так, чтобы товар быстро оказался на полках. Компания работает в низком ценовом сегменте, платье у них стоит 2 тыс. руб.

Когда мы заходили, компания была совсем небольшая, там оказались проблемы с учётом, висел большой кредит, потому что в 2011 году ребята напоролись на долларовую закупку, и потом как-то раз у них горел склад. Но в целом идея «построить русскую Zara» казалась очень здравой, потому что большинство российских компаний на тот момент везли одежду из Китая или других стран и никто из них не мог дать такой скорости обновления коллекции.

Российская экономика в потребительском сегменте потихоньку переходит на внутренний спрос и внутренние производства. А эти ребята понимали, как организовать производство и работу с другими производствами внутри России так, чтобы построить компанию замкнутого цикла. В локдаун, когда границы закрылись, и всё встало, они не встали.

Даже несмотря на то что магазины в торговых центрах простояли закрытыми 1,5 месяца. Когда Dorogobogato открылись, они показали отличную динамику. По сути, они оседлали волну импортозамещения. На горизонте лет пяти появится много таких брендов, и не только одежды, которые вертикально интегрированы и работают на внутренний спрос. Если цепочку добавленной стоимости полностью делать в России, то у тебя появляются два конкурентных преимущества — цена и скорость. Доллар растёт, а пока из Китая довезёшь, пройдёт время, которое может оказать влияние на выбор потребителя.

Как ещё пандемия повлияла на потребительский сектор?

Произошёл однозначный бум онлайна. Люди за очень короткий промежуток времени узнали, как купить товар через приложение или сайт, что такое доставка в день заказа.

Мы общались с компанией Checkbox ещё до пандемии, они работали в Краснодаре. У них есть самостоятельно разработанная технология пуллинга, что позволяет делать доставку в день заказа в часовой интервал по той же цене, по которой она делается на следующий день в шестичасовой интервал. У них отличная динамика, в сентябре они вышли в Москву, в ближайшие 3–4 месяца должны покрыть своими курьерами весь город и замелькать на улицах, как «Яндекс.Еда» и Delivery Club.

 — В этом году на инвесткомитетах вы отказали двум компаниям. Чем они вам не подошли?

Мы стараемся заходить в компании, которым мы принесём какую-то дополнительную стоимость кроме денег.

Денег достаточно много, особенно в России. Намного больше, чем интересных, хороших компаний. Если предприниматель ставит целью бизнеса зарабатывание денег, то с большой вероятностью его бизнес никогда не вырастет в огромный, потому что очень часто решения, которые тебе краткосрочно приносят больше прибыли, противоречат устойчивому развитию.

Это звучит высокопарно, но у всех наших портфельных компаний есть цель сделать мир лучше. Например, как Кривенко начинал строить «ВкусВилл»? Он просто не мог купить для своих детей нормального качественного молока в магазине. То есть у предпринимателя должна быть дополнительная мотивация, потому что бизнес  — это ухабистый путь. Не всегда всё идёт хорошо, часто всё идёт очень плохо. Если ты делаешь это только ради денег, то велика вероятность, что откажешься от него в какой-то момент и пойдёшь делать то, на чём можно заработать больше.

Мы обладаем богатым опытом работы на потребительских рынках, можем консультировать компании с точки зрения стратегии, операционки, системы менеджмента, системы лояльности. Мы даём доступ к LP как к предпринимателям.

То есть мы стараемся усилить все позиции бизнеса не только деньгами и быть полновесными партнёрами. Если есть проблемы — вместе их решать, если успехи — закреплять их.

Почему в России так мало венчурных сделок

Многие венчурные фонды не спешат вкладываться в российские стартапы. Почему вы этим занимаетесь?

— Если взять сферический венчурный фонд в вакууме и «ТилТех капитал», то мы абсолютно разные. Для классического LP Россия — это что-то очень маленькое и неинтересное. Для него ориентир успешной сделки — это условный Facebook, когда есть многократный ежегодный рост, растущие оценки, раунды. Классический венчурный фонд стремится войти в компанию на ранней стадии и поддержать рост. Ему совершенно неважно, насколько компания прибыльна, ключевые метрики, — рост и достижимый рынок. Вот Ozon, который все обсуждают, 20 лет был в убытке и до сих пор убыточен. Но инвесторы ожидают, что компания ещё вырастет. В какой-то момент инвесторы выходят из компании, продают, и все на этом заработают. У нас немного другой формат.

Нам вообще неважно, насколько венчурный или не венчурный рост у компании. Мы смотрим на другие вещи. Для нас важный индикатор здорового бизнеса — прибыль.

Идея венчурных инвесторов — «большой рост лучше, чем маленькая прибыль», наша идея — «маленькая прибыль лучше, чем большой рост». Философия такая: прибыльная компания с ростом намного более ликвидная, чем просто растущая без прибыли. Мы стараемся находить компании с конкурентным преимуществом, которые позволяют не конкурировать, а захватывать рынок, работать в нишах, где не надо объяснять, почему твой продукт классный.

Мы не хотим выскочить из компании через десять лет и продать в сто раз дороже. Наша задача — построить прибыльный и растущий бизнес. У нас больше экспертизы в России. Но нам неважно, где компания расположена, если есть коммерческая обоснованность вложений.

— Как вы оцениваете итоги года на российском венчурном рынке?

— У меня есть мнение, что российского венчурного рынка не существует. Что такое рынок? Когда кто-то кому-то что-то продаёт и все на этом зарабатывают. Если посмотреть на число вложений в российские компании и число выходов из российских компаний, то это ну просто смешные цифры. Если назвать «Тилтех» венчурным фондом, то наши 40 сделок соизмеримы с общим числом остальных сделок на российском рынке.

Ozon — окей, венчурная история. Но сколько таких компаний, как Ozon? Это же абсолютно нерегулярная история. В этом и проблема. Почему в российские компании венчурно никто не инвестирует? Потому что как ты можешь инвестировать, если не понимаешь, как ты это потом продашь и продашь ли вообще.