В условиях опасности любой вышестоящий объект начинает восприниматься как «родительская фигура», так устроена психика. Тревога ведет к регрессу: и сотрудникам, и руководителю становится сложнее мыслить зрело и рационально. Психотерапевт, психолог сервиса «Ясно» Марина Волкова рассказывает, как помочь себе и другим пережить трудные моменты.
Люди начинают перекладывать друг на друга ответственность, требовать повышенного внимания от начальства. И сотрудники, и руководители испытывают уязвимость, страх незнания, непонимания, некомпетентности. В результате, вместо того чтобы совместными усилиями искать решения, люди ищут способы меньше взаимодействовать друг с другом.
В ситуации неопределенности важным качеством руководителя становится так называемая «рефлексивная способность». Она позволяет принять в себе и в других незнание, эмоциональную напряженность, допустить неопределенность, контейнировать страх и тревогу, прежде чем действовать. Это помогает оставаться эффективным в условиях изменений.
Восстановить работоспособность команды, как будто ничего не происходит, нереалистично, на время придется сделать скидку. Снисходительно отнестись к подчиненным, понять, что сейчас трудные времена и все перегружены и тормозят. Это же относится к себе — не надо в кризисные периоды ждать от себя продуктивности на обычном уровне. Важно, когда в работе можно опереться на элемент определенности, например написать инструкцию вплоть до самых простых и мелких операций, которые обычно выполняются на автоматизме, подробный план на день.
1. Техника «Здесь и сейчас»
В ситуации неопределенности наши привычные психические защиты сдвигаются. Мы начинаем принимать решения, основываясь не на внешних факторах, а на внутреннем состоянии. Представления, фантазии о реальности могут пугать нас больше, чем то, что происходит на самом деле. Поэтому важно учиться видеть реальность, возвращать себя из мира представлений в «здесь-и-сейчас».
Выберите удобную позу и спросите себя:
Идея в том, чтобы занять разные каналы восприятия — и меньше отвлекаться на тяжелые мысли. Фокусируйте внимание сразу на нескольких объектах перед глазами, прислушивайтесь ко всем звукам вокруг (включая тишину), замечайте, как одежда прикасается к телу, как вы сидите на стуле и т. п. Затем попробуйте объединить все стимулы. Таким образом происходит перезагрузка внимания — и мы уже можем сосредоточиться на рабочей задаче.
2. Техника разделения с чувствами
В кризисной ситуации есть два пути тревоги: ослабление (тревожные люди могут чувствовать облегчение, так как сейчас всем не по себе) и сгущение — когда в одно чувство мы объединяем все свои тревоги, даже те, которые были и до кризиса. Чтобы снизить тревожность, стоит ее «разложить по полочкам». Если старые тревоги по-прежнему актуальны — думать, как с ними разобраться. Таким образом мы как бы возвращаем себя в собственную жизнь, и общая тревожность снижается.
Важно понимать, что мы не равны нашим тревогам и переживаниям, и пытаться разделить себя и свои чувства. Сядьте удобно, сделайте медленный вдох и произнесите вслух: «Когда мне так тревожно/страшно, когда мне хочется убежать/спрятаться, это не я весь/вся. Это моя часть, которая так реагирует на подобные ситуации. Я принимаю эту часть и даю ей внутри себя место».
Небезопасность и беспомощность — чувства, в которых человеку не всегда легко признаться. Но если их принять, мы можем начать видеть новые возможности в рамках ограничений. Когда мы перестаем бороться с собственными чувствами, мы смещаем фокус внимания на реальные задачи и становится легче жить и работать.
3. Пятиминутка тревоги
Тревожные люди проводят часы в фоновом беспокойстве, им трудно полностью переключиться на какую-либо деятельность. Идея в том, чтобы выделить для беспокойства специальное время в течение дня: если сократить продолжительность тревоги, постепенно получится снизить и ее интенсивность. Как это работает?
Мы можем выступать для других людей поддержкой ровно в той мере, в какой у нас есть для этого силы. Важно, чтобы желание поддержать коллег не истощало человека, который на это решается.
При этом внутри команды неплохо работает признание чувств ее участников и возможность видеть в руководителе обычного живого человека, а не сильную идеальную фигуру. Стоит признать перед коллективом, что сейчас многим плохо и вам через это тоже непросто проходить. Такой элемент самораскрытия располагает и сплачивает. Можно выразить понимание ситуации, готовность учитывать состояние людей и соотносить его с текущими рабочими задачами.
На отношения руководителя и команды проецируются детско-родительские отношения, начальник всегда является прообразом родительской фигуры. Оттолкнемся от этого и посмотрим на связь ребенка и взрослого. Какой бы кризисной ни была ситуация, ребенку важно видеть, что родитель, хоть ему и бывает трудно, все равно справляется с этим, не расшатывается. Так ребенок спокойно проходит через собственные кризисы, ведь у него есть опора в лице взрослого.
То же самое и на работе: стоит признать по-честному, что определенные сложности есть, но есть и способы справляться с ними и двигаться дальше.
Команде нужно видеть, что есть цель, к которой она идет, есть возможность поддержать друг друга, чтобы все получилось. Для людей осознание того, что их общий корабль не тонет, что есть капитан, который куда-то его ведет, будет выступать стабилизатором.
Так каждому из них будет проще видеть личный смысл в рабочих задачах и вкладываться в общее состояние команды.
Страх перед увольнением может быть чисто техническим: это страх испытать стресс от попадания в нерядовую неприятную ситуацию. Если отношения с работодателем и задачи почему-то не подошли сотруднику, он проходит через процесс увольнения с пониманием, что на этом его карьера не заканчивается, что он найдет, где и как дальше себя применить.
Однако есть и другой, более глубинный страх потерять работу. Он связан с убеждением: «Я негодный. Это заметят, и меня отвергнут». Силы подтачивает именно оно. Это убеждение выливается через работу, но разбираться нужно с внутренним конфликтом, который его вызывает. Скорее всего, человек с таким убеждением слишком много себя критикует и ждет от себя результатов, которые прямо сейчас в его деятельности не так уж необходимы. Это может стать задачей на психотерапию.
Если вы сейчас переживаете стресс, с чем бы ни был он связан, важно определить для себя минимально приемлемую планку в работе. Затем точно так же найти предельно достижимую планку и посмотреть на зазор между ними. Чем он больше, тем сильнее возбуждено нервное состояние человека.
Это значит, что ожидания от собственной работы у него велики, а реальные ресурсы на ее выполнение малы. Этот контраст будет подкашивать.
Решение — снизить верхнюю планку требований к себе. Отличник должен разрешить себе стать троечником: иногда результат «удовлетворительно» — это тоже результат. Если в своем состоянии вы можете обеспечить только результат «удовлетворительно», но его достаточно, чтобы закрывать рабочие задачи, — это нормально, пусть так и будет. Чтобы быть выдающимися на работе, нам нужен определенный внутренний ресурс. Когда мы переживаем стресс и брать его неоткуда, нормально, что рабочие показатели и результаты временно снизятся.
Стоит честно поговорить с коллегами и руководством, объяснить им ситуацию — они вполне могут с пониманием отнестись к тому, что круг ваших задач и KPI будет поменьше. Хороший способ справиться с временным отсутствием сил — в целом больше говорить о своих переживаниях с кем-то, кто поймет, примет, скажет: «С тобой все нормально». Важно направить силы на восстановление, дать себе отдохнуть и отрубить источники избыточного стресса.