Выпускник 500 Startups — о том, как попасть в акселератор и прокачать свой бизнес

Выпускник 500 Startups — о том, как попасть в акселератор и прокачать свой бизнес
Фото: 500 startups

500 Startups — это глобальный акселератор, куда 60% стартапов попадают не с первой попытки. Вас возьмут, если у проекта растет выручка, — и сразу вернут с небес на землю. За плечами у того, кто дожил до Demo Day, будет сильный бренд и сообщество 500 Family, а впереди — практически гарантированные инвестиции. Выпускник 500 Startups рассказывает, как попасть в акселератор, на чем сосредоточиться во время обучения и чем поразить инвестора (спойлер: хорошо рассказанной историей).


Акселератор 500 Startups ежегодно проводит четыре набора — батчи (batches) на 30–35 стартапов. Образовательная программа длится 4 месяца. Обучение платное — $25 тыс. (вычитаются из $125 тыс. обязательной инвестиции фонда 500 Startups в обмен на 5% в стартапе). Акселератор принимает и компании, уже профинансированные Фондом в размере от $500 тыс. до $2 млн (3—5% доля в стартапе — обязательное условие).


Что такое 500 Startups

500 Startups знают по одноименному акселератору для стартапов со всего мира, но под этим глобальным брендом

также работают венчурный фонд посевных инвестиций, конференции и многое другое. В 2015 году годовой доход 500 Startups составил около $14 млн. Бренд привлекает к спонсорству крупные компании (среди них — Amazon, Rackspace, Mailchimp), проводит платные конференции (например, PreMoney со стоимостью билетов $500-1200), а также оказывает консалтинговые услуги по customer acquisition/growth marketing.

Капитализация Фонда — более $350 млн. По данным Crunchbase, с момента основания в 2010 году Фонд проинвестировал в 1,8 тыс. технологических стартапов со всего мира. Фонд, во-первых, инвестирует по $125 тыс. в каждый проект, принятый в акселератор, в обмен на долю в 5% (в следующих раундах инвестиций он может вложить в компанию до $500 тыс.), а во-вторых, выступает миноритарным инвестором с 10—20% долей от всего раунда. Часто Фонд инвестирует с помощью конвертируемой ноты. Из крупных сделок можно назвать облачную платформу для коммуникации Twilio (экзит — более $1 млрд) и производитель 3D-принтеров MakerBot (экзит — $402 млн).


Для кого?


500 Startups нужен глобальным проектам с продуктом/сервисом, ориентированным или масштабируемым под американский рынок, при наличии результатов (выручки, продаж), желательно по американскому рынку. С проектом на стадии прототипа обращаться в акселератор бесполезно.

Ограничений по индустрии нет. Из российских стартапов в акселераторе участвовали Visabot, Linguatrip, Myata, Statsbot, TraceAir.

Это акселератор для новичков, не знакомых с рынком и правилами игры, и по сравнению с Кремниевой долиной в нем оценка стартапов ниже (например $2 млн против $6 млн в Долине).


Как поступить


От подачи заявки до финального решения уйдет около месяца. Заявку можно оставить на сайте или отправить через AngelList. О желании участвовать можно написать знакомым выпускникам или сотрудникам акселератора — но не обязательно, говорится на сайте.

Интервью проходят в офисе в Маунтин-Вью. Через неделю после первого, общего собеседования будет второе, где подробно расспросят про бизнес и продажи. Каждое интервью длится 15–45 минут, проводят их разные люди. Для решения берут тайм-аут (для сравнения: в Y Combinator стартап знает ответ уже в день интервью).

Образовательная программа нацелена на рост бизнеса компаний-участников. Подавая заявку, компания должна ответить на все вопросы по CAC, LTV, retention/engagement. На интервью придется назвать средний показатель lifetime value покупателей (и рассказать, как он зависит от выбранного сегмента), среднюю цену покупателя (и ее изменение от канала к каналу), протестированные каналы для привлечения покупателей и коэффициент оттока; описать в деталях день из жизни вашего потенциального покупателя.

Негласное правило: лучше приходить, когда monthly recurring revenue $10 тыс.— $100 тыс. Есть продажи — есть и customer data.

Не прошли с первой попытки — не страшно: таков результат 60% стартапов. Я трижды пытался попасть в акселератор и прошел в 21 набор.


Как учиться


Присутствие на всех занятиях не обязательно, можно приезжать два раза в неделю — фаундер сам решает, что ему нужно для прокачки проекта. У меня был опыт создания и продажи компаний, и я ходил только на Sales и Fundraising. Если фаундеров несколько, можно разделиться — параллельно с занятиями проходят воркшопы, конференции и другие мероприятия (например вдохновляющие встречи с основателями крупных компаний).

Если у вас работающий бизнес, не забывайте о нем, — нужен баланс между учебой и работой.


Пример расписания Marketing Hell Week


Building a Growth Machine — Brian Balfour

Fireside Chat: On Growth — James Currier & Dave McClure

Pricing + Positioning — Mathew Johnson

Workshops: Defining Your OMTM and Your Funnel — Andrei Marinescu

Creating Your Analytics Tracking Plan — Tammy Camp

Smoke Tests for Growth — Dom Coryell

U/X for Growth – Brandon Flayler

SEO for F*cking Startups — Aaron Blumenthal

Content Marketing for Startups — Susan Su

(Next Level) Email Marketing for Startups — Susan Su

Display and Psychographic Marketing — Mike Collela

Paid Acquisition: Remarketing — Susan Coellius

Paid Acquisition – Facebook Ads — AdEspresso Team

Paid Acquisition – Facebook Dark Testing — Patrick Costello, Naytev


Друзья и «Семья»


Здесь очень хороший нетворкинг, главное — проявить инициативу. Cреди организаторов и участников американцы в меньшинстве (30-40%) — вы найдете друзей из разных уголков мира.

Обязательно пользуйтесь доступом к сети наставников — сообществу 500 Family (это выпускники предыдущих акселераторов, менторы и эксперты из PayPal, Google, Facebook, Instagram, YouTube, Yahoo, LinkedIn, Twitter и Apple). Отношения в сообществе неформальные, но это мощный ресурс возможностей. Выпускники часто заглядывают в офис, присылают новичкам специальные предложения от своих продуктов/сервисов, оказывают как менторскую, так и финансовую помощь, могут познакомить с инвестором.

Но здесь в ходу tough laugh — в начале обучения опускают с небес на землю: как в известной сцене из «Цельнометаллической оболочки» Кубрика, могут  сказать, что план *** [никуда не годится]. А если у вас нет офиса и вы все время сидите в акселераторе, вас ждет бесконечный хаос.


День D


Demo Day — это финальные питчи участников акселератора перед инвесторами. Стартапы делятся на два потока и делают двухминутные презентации. Между питчами показывают свой продукт инвесторам и журналистам. Приглашение на Demo Day дают  активным аккредитованным инвесторам, представителям крупной компании (Google, Microsoft, Apple, Facebook) или журналистам. Билет стоит от $50 до $100.

500 Startups позиционирует Demo Day как фестиваль, где каждый может «have fun and get deals done» («веселиться и заключать сделки»). Выпуск двадцатого набора был оформлен в теме «Summer of  Love», шестнадцатого — в стиле покера (чтобы подчеркнуть фокус акселератора на финтех-проекты). Я делал питч в образе героя Игры Престолов.

500 Startups активно продвигает Demo Day, но ничего особенного там не происходит. Это просто день, когда компании презентуют свои проекты перед гостями: из 300 гостей обычно 40—50 инвесторов и бизнес-ангелов (у них зеленые бейджи).

Не ставьте целью выступление на Demo Day. Не забывайте развивать и улучшать свой бизнес. Деньги можно собрать во время обучения в акселераторе или после — упоминание 500 Startups повышает уровень доверия и интереса инвесторов.


Перформанс для инвестора


500 Startups помогает с нетворкингом, но лучше параллельно самостоятельно искать бизнес-ангелов и инвесторов — шерстить LinkedIn, смотреть на Crunchbase, кто недавно инвестировал в проекты вашей сферы, отправлять питч всем инвесторам из 500 Startups. Составьте список инвесторов и напишите лаконичный питч с правильными акцентами.

В месяц нужно проводить минимум 100 встреч. Важно получить первые деньги: за ними идут следующие. На 80% звонков у меня приходилось 20% встреч и после двадцатой встречи уже был оффер.

Здесь развита культура сторителлинга. В ответ на вопросы «Как ты нашёл эту проблему?» или «Почему ты этим занимаешься?» нужно рассказать историю: чтобы поднять посевные, необходим перформанс. Приветствуется high energy: от фаундера должно переть. Инвесторы хотят увидеть в глазах страсть.

Если американцы назовут ваш проект классным, это не значит, что он им интересен. Не радуйтесь раньше времени, сначала подпишите договор. Но встречаться с инвесторами приятно — в отличие от России, где любят давать негатив.

Язык влияет на общение, если это холодный контакт, но если у вас есть рекомендация, язык не проблема. В Долине инвесторы из разных стран, с разным уровнем английского: не поймет один — поймет другой.

Помните: тот, кто в вас вложился, заинтересован, чтобы у вас были продажи. По сути, ангелы и инвесторы — это ещё один канал.