Американские стартапы давно и успешно используют кредиты для развития бизнеса, но в остальном мире основатели бизнеса не спешат рассматривать такой инструмент, опасаясь излишней долговой нагрузки. Но, оказывается, венчурное долговое финансирование намного выигрышнее акционерного. Вот как стартапу получить кредит у частного инвестора и учесть все риски — а когда брать деньги взаймы точно не стоит.
Многие предприниматели изначально ориентируются на привлечение инвестиций любыми способами, так как считается, что стартапу всегда нужны деньги. Условно, методов финансирования всего два: долговой (заемный) и долевой (акционерный).
Несмотря на то что кредиты — довольно известный и часто используемый способ привлечения капитала, стартапы не рассматривают его всерьез. Основатели проектов не спешат брать деньги взаймы, опасаясь увеличения личной кредиторской задолженности и большой ежемесячной платежной нагрузки, поэтому и делают выбор в пользу других финансовых инструментов.
У долгового финансирования есть несколько форм — привлечение кредита, размещение облигационного займа и вексельные займы. Кредиты на длительный период времени — наиболее привычный способ долгового финансирования, так как не требуют от стартапа дополнительных усилий и реорганизационных мероприятий, вся полученная прибыль остается в распоряжении компании.
Стартапы США давно пользуются этим типом финансирования. Американская экономика в сфере технологического предпринимательства составляет 25% от мировой, в США работают более 1 тыс. венчурных фондов, и именно там находятся профессиональные инвесторы, готовые вкладываться даже в высокорисковые стартапы.
Одна из главных причин неудач в бизнесе — нехватка оборотных средств. К сожалению, Viewst тоже столкнулся с похожей проблемой: бизнесу угрожал кассовый разрыв. Но на помощь пришло частное лицо, которое предоставило небольшой кредит. Добить остаток через долговое финансирование (как это делал Uber) — удобный вариант для стартапа.
Чуть позже Viewst удалось привлечь капитал от одного из самых крупных игроков в премиальном сегменте (рекламный рынок) в США — генерального директора Kargo.com Харри Каргмана. Его компания управляет рекламой мобильных брендов для крупных медиакомпаний.
Конкуренция технологий на рекламном рынке США высока. Каждый месяц, а то и каждый день в двери агентств стучат десятки новых решений, предлагающих улучшить имеющиеся на рынке сервисы. Период, за который можно закрыть сделку с американским клиентом, в среднем составляет 9-12 месяцев. После получения Viewst финансирования от агентства, которое мы рассматривали в качестве одного из потенциальных ключевых клиентов, заметно ускорился процесс коммуникации. Kargo подключил руководителей, принимающих решения, и мы оперативно наметили сроки и клиентов для оплачиваемых пилотных рекламных кампаний.
Мы также решили «зашить» структурную ноту (warrant): возможность конвертировать долг в акции компании по решению кредитора в случае, если он заинтересован в дальнейшем инвестировании в бизнес. Гарри Каргман подтвердил, что готов также тестировать нашу платформу и провести серию пилотов.
Советы по привлечению кредита:
1
Стоит привлекать деньги в той стране, где стартап строит бизнес: инвестор хочет видеть основателя, команду и продукт. Он не даст кредит проекту, с участниками которого не сможет встречаться, когда захочет. Делать первые продажи нужно тоже на «домашнем» рынке. Ни один иностранный инвестор на ранней стадии не вложит деньги в рынок, который он не понимает и на котором у него нет связей.
2
Получить кредит на развитие бизнеса можно как в банке, так и у частных инвесторов, финансовых компаний и кредитных союзов. Лучше всего брать деньги у частных инвесторов, работающих в том же сегменте, что и решения вашего стартапа. Инвестор может поделиться опытом и контактами, а это открывает новые возможности роста на пути стартапа.
3
Когда стартап берет кредит, то не попадает к инвестору в зависимость, поэтому вы можете самостоятельно контролировать свой бизнес, включая произведенную прибыль, — в отличие от инвестиционного раунда, когда ангел получает акционный пакет и может вмешиваться в бизнес-решения. Также при инвестиционных раундах на ранних стадиях есть риск невыгодных условий для стартапа: вы продаете большую долю по меньшей оценке, потому что недостаточно убедительны для рынка.
Кроме того, стартап может использовать инструмент кредитования, когда ему необходимы средства, а акционерную долю размывать не хочется, — скажем, если проект закрывает раунд, который был реализован не на весь объем необходимых инвестиций, а, например, только на 60%.
Риски при долгосрочном кредитовании
1
Бизнес рискует своей репутацией, если вовремя не выплачивает проценты. Многие инвесторы получают пайплайн сделок от своего окружения. Человеку, который предоставил проекту кредит, важно избежать неприятных исходов. Это вопрос доверия, на который профессиональные игроки обращают особое внимание. Помните, хорошо зарекомендовавшие себя стартапы — более вероятные кандидаты на получение нового кредита, поскольку доверие — одно из обязательных условий построения прочных партнерских отношений.
2
Кредиторы не разделяют риски стартапа, поэтому весь заемный капитал должен быть возвращен даже в случае банкротства.
3
Венчурные кредиты часто бывают субординированными, то есть имеют приоритет в погашении и могут ограничить возможности в дальнейшем привлечении заемных средств от коммерческих банков.
Когда брать кредит точно не надо
Когда предприниматель не может самостоятельно провести необходимые расчеты
Привлечение капитала таким способом требует предварительной аналитической работы и тщательного изучения условий кредитования. Если предприниматель не в силах рассчитать, окупится ли этот инструмент, то такой человек просто не сможет ни найти кредит, ни продать акции. Поэтому очень важно уметь просчитать окупаемость, чтобы быть дисциплинированным плательщиком.
Когда стартап находится на начальных этапах развития
Долговое финансирование подходит для бизнеса, который уже получает стабильную выручку. Когда понятен объем денег, которые проект зарабатывает, можно легко рассчитать, как кредит отразится на бизнесе.
Обычно первыми инвесторами стартапа на ранней стадии выступают friends & family или бизнес-ангелы. Как правило, первые инвестиции не превышают $150-200 тыс. Эти деньги заканчиваются достаточно быстро, так как на ранней стадии появляются операционные расходы (зарплаты, налоги, облачные сервисы и серверы), но продаж еще нет, — разработчики пишут код, а платформа тестируется.
До момента первых продаж может пройти 1— 1,5 года. Также в это время нужно «раскачивать» продажи — нанимать команду специалистов и инвестировать в маркетинг. Поиск инвестиций — это постоянная работа для основателей. На поиск денег и закрытие сделки уходит 3—8 месяцев. Поэтому нужно начинать поиск новых инвесторов, когда вы понимаете, что при текущем burn rate (показатель убытка, скорость, с которой компания «прожигает деньги» —Inc.) денег осталось на 6 месяцев.
Когда принципиально ничего не изменится и/или когда бизнес умирает
Брать деньги просто так — довольно глупое решение. Если бизнес спокойно развивается и самоокупается, то дополнительные «лишние» деньги скорее всего будут работать не в вашу пользу. Кредит может помочь, если нужно вывести стабильный проект на новый уровень. Но средства не помогут реанимировать проект, если сама бизнес-модель нерабочая, для продукта нет ниши и сервис не решает принципиальные проблемы в индустрии.
Сфера финансирования бизнеса постоянно развивается. У основателей стартапов появляются новые способы привлекать капитал для развития своих проектов. Долговое финансирование — инструмент, которого не стоит опасаться, — напротив, оно может обойтись намного дешевле, чем выпуск и продажа акций.