На российском рынке блокчейн-проектов не хватает специалистов: в сентябре заказов на такой персонал впервые было больше, чем на другие кадры цифрового рынка. Сейчас в наличии примерно 15% необходимых сотрудников — не хватает десятков тысяч. Но нужны соискатели с опытом работы в разных странах — большинство блокчейн-проектов ориентировано на международный рынок.
Спрос на сотрудников в этой отрасли прямо пропорционален стоимости биткоина и в ближайшее время будет только расти. Из-за отсутствия регулирования и решения Центробанка в этой сфере на рынок пока не вышли крупные банки. Они уже готовятся запускать собственную криптовалюту, но ждут одобрения ЦБ.
В первую очередь востребованы программисты, но не только. Эта отрасль и весь бизнес растет быстрее, чем может сам себя переварить, поэтому очень востребованы пиарщики с опытом международной работы. Хороший бэкграунд — американский вуз, работа в рекламе или медиа, главное — серьезный международный опыт со связями на рынке.
Кто нужен блокчейн-проектам (кроме разработчиков)
финансисты, как правило, с опытом привлечения инвестиций в b2b-проекты. Подойдут специалисты из области консалтинга, крупных международных банков и венчурных фондов;
серьезные техдиры (CTO) — специалисты с опытом работы с высоконагруженными системами в компаниях международного уровня, таких как «Касперский», Яндекс, Mail.ru Group;
проджект-менеджеры с опытом работы в серьезных системных интеграторах;
маркетологи, которые умеют привлекать международный трафик.
Эти люди должны иметь опыт работы в технологической среде — не обязательно только IT-проекты. Подойдут специалисты из телеком-сферы, отрасли, связанной с инновациями, — венчурного бизнеса или робототехники.
Блокчейн-проекты можно условно поделить на два типа. Первый — «дикий» стартаперский рынок, гики, поднявшие деньги или сделавшие маленькие проекты, которые пытаются масштабироваться в крупный бизнес. Второй — крупные банки и — как ни странно — промышленные компании со своими проектами на блокчейне.
Английский и опыт работы в международных проектах обязателен для всех специальностей. «Я научусь» — не подходит, нужны готовые специалисты. Много перспективных блокчейн-проектов в Азии, поэтому компании ищут сотрудников со знанием китайского языка, рынка и азиатских рынков.
Проекты могут быть самые экзотические — и майнинг, и образование в сфере блокчейна, и различные криптовалюты.
Сколько платят?
Денег на криптовалютном рынке много, специалистов мало. За счет этого зарплаты на 30% выше средних по рынку, если не брать в расчет нефтяную отрасль.
от 800 тыс. руб. будет получать в крипте директор по маркетингу (все зарплаты в криптовалюте);
от 500 тыс. руб. получит пиарщик;
от 250 тыс. руб. заплатят разработчику.
Людям старше 35 лет будет тяжело в этой отрасли. Фаундерам большинства проектов на блокчейне 20-25 лет. Они умны, и их не удивить пиджаком и послужным списком в консалтинге. С сотрудниками значительно старше себя они будут буквально с разных планет и с высокой вероятностью быстро расстанутся.
Рынок блокчейн-стартапов сейчас по большей части серый — в отрасли нет регулирования. Работа в подобном проекте (как российском, так и международном) на начальной стадии — большой риск: вряд ли будет оформление «в белую», а проект может в любой момент закрыться.
Но если проект преуспеет, те, кто присоединился на старте, хорошо заработают.
Сейчас некому «учить блокчейну». О таком образовании задумываются ВШЭ, МГУ и другие ведущие вузы, но никто не знает, как учить, — даже компании, которым нужны эти специалисты.
Вакансии в блокчейн-проектах только появились на Headhunter. Имеет смысл искать работу на специализированных каналах Telegram (работа для разработчиков на Ethereum или маркетологов в блокчейн-проектах и на ICO), есть такие же группы в Facebook и ВКонтакте и вакансии на специализированных сайтах, вроде Habrahabr. Нужно фолловить посты фаундеров крупнейших (или интересных) проектов в Facebook — больше пока ничего не придумано.
Лучший способ понять, хотите ли вы работать в этой отрасли, — ходить на конференции и хакатоны (их много). Спрос на рынке превышает предложение, лучше «дойти ногами» до будущих работодателей — на хакатоне раздавать визитки основателям симпатичных вам проектов. Там же можно провести короткий «питч» о себе как о специалисте.
Крупные российские блокчейн-проекты, которые ищут сотрудников
Российская платформа для проведения ICO и продажи токенов, основана в 2016 году Сашей Ивановым.
Платформа для краудфандинговой поддержки спортсменов, музыкантов и других звезд с помощью выпуска токенов. Создатель — бывший директор по стратегии и M&A медиаподразделения АФК «Система» Павел Стуколов.
Позволяет покупателям экономить до 30% на потребительских товарах за счёт прямого контакта с производителями.
Рост рынка породил и спрос на специалистов по персоналу, способных находить людей для блокчейн-проектов. Стартаперам, которые хотят работать в блокчейн-сфере, но пока не знают как, мой совет: делайте платформу, аналогичную Glassdoor (американский сервис, где нынешние и бывшие сотрудники могут оценивать работодателей — Inc.), — $50 млн на ICO соберете точно. В «золотую лихорадку» наверняка заработают продавцы лопат, а сотрудники и есть «лопаты».