Здоровые сотрудники: с чего начинается корпоративная страховка

Здоровые сотрудники: с чего начинается корпоративная страховка
Фото: Getty Images

Более 30% российских компаний оплачивают медицинское обслуживание сотрудников, и более 10 млн человек используют полис ДМС. По данным HeadHunter, корпоративная медицина — самая востребованная часть социального пакета, которой соискатели уделяют особое внимание. Из результатов опроса SuperJob следует, что 73% кандидатов отмечают наличие ДМС как приоритет. Доступ к качественной медицине важен как для самих сотрудников, так и для работодателей. Как следует из отчета американского Центра контроля и профилактики заболеваний (CDC), плохое здоровье работников стоит компаниям до $1,7 тыс. в год на 1 человека, что включает снижение производительности, простои в работе из-за болезни и дополнительные расходы на здравоохранение. Инвестировать в здоровье команды помогут ДМС, прямой договор с клиникой или работа по модели селф-фандинга. Вот как выбрать лучший инструмент для своего бизнеса.


Есть как минимум 2 веские причины ввести корпоративное медицинское обслуживание, если вы до сих пор этого не сделали:


1.

Это самый эффективный и бюджетный способ повысить лояльность сотрудников. В среднем ДМС обходится работодателю в 2,5 тыс. рублей на 1 человека в месяц. Если вы поднимете сотруднику зарплату на такую сумму или выплатите эквивалентную премию, это едва ли сильно изменит его отношение к вам как к работодателю. При этом введение корпоративной медицины откроет доступ к более качественным услугам, престижным клиникам, стоматологии. Человек почувствует себя в безопасности и увидит, что о нем заботятся.


2.

Это критический минимум для высококвалифицированных и востребованных соискателей. Вам будет не так просто заполучить в свой стартап разработчиков, управленцев с опытом и звездного директора по маркетингу, если вы не предлагаете хороший социальный пакет.

Более того, с развитием интернета вещей и технологий для анализа больших данных корпоративную медицину стало возможно использовать не только как способ помочь сотрудникам и мотивировать их. Правильный подход к работе с медицинскими данными способен повысить эффективность бизнеса.

Например, американская компания Omada Health помогает корпоративным клиентам экономить на медицинском обслуживании до $1,338 тыс. на 1 сотрудника. Сервис формирует программу, которая должна подтолкнуть их к более здоровому образу жизни и снизить риск опасных заболеваний. Omada Health использует приложения и носимые устройства. Средний срок окупаемости проекта составляет 6 месяцев.

3 варианта медицинского обслуживания для сотрудников:


№1.

Оформить полисы добровольного медицинского страхования (ДМС)


Плюсы

Самый очевидный и распространенный способ. Возможность покрыть крупные страховые случаи. Контроль за качеством работы клиник со стороны страховой компании.

Минусы

Невозможно отследить, оптимально ли рассчитан бюджет и на что на самом деле идут выделенные средства. Страховые компании редко бывают клиентоориентированными. Высокая нагрузка на кадровый отдел, особенно в условиях текучки.

Важные вопросы, на которые вам нужно ответить до поиска страховой компании.

Программа медицинских услуг будет одинаковой для всех или разной — в зависимости от уровня сотрудника?

Будет ли предусмотрена помощь для родственников сотрудников?

Какие услуги вы хотите включить в программу? Стоматология, вызов врача на дом, стационарное лечение?

ДМС делает медицину доступнее и, как показывает внутренняя статистика BestDoctor, чаще используется для получения базовых поликлинических услуг, — только 7% расходов на ДМС приходится на госпитализацию.

Именно сервис определяет ценность медицинской страховки в глазах сотрудников, поэтому уделяйте ему пристальное внимание с самого начала. Низкий уровень обслуживания будет раздражать и в конечном итоге испортит отношение к работодателю. Будьте начеку: вам подробно объяснили все неоднозначные пункты программы? Внимательно отнеслись к характеристикам вашей компании? Провели ли анализ хотя бы базовых социально-демографических характеристик коллектива?

Основываясь на информации о коллективе, страховая может прогнозировать заболеваемость и, соответственно, определить необходимую программу и бюджет. Условно, если ваши сотрудники — сплошь здоровые 20-летние молодые люди, вы потратите на медицину меньше, чем если с вами работают люди предпенсионного возраста или будущие мамы. Адекватная страховая компания должна внимательно отнестись к таким факторам, чтобы предложить наиболее выгодные условия.

Также важно обращать внимание на следующие критерии:

отзывы клиентов о страховой компании;

перечень клиник-партнеров;

рейтинг страховой компании.

Работодателям сложно отличить хорошую страховую компанию от плохой. Это связано с тем, что помимо очевидных параметров — цены, доступных клиник, спектра услуг — существуют условия программы, расшифровать которые порой под силу только профессиональным медикам. Поэтому, по возможности, задействуйте специалиста, у которого есть соответствующий опыт. Это может быть HR или юрист, который имеет представление о медицине и работал с ДМС ранее. Если в вашей компании нет таких людей, обратитесь за помощью к коллегам из других организаций или к фрилансерам.


Сколько стоит

По данным на 2016 год, средняя цена полиса ДМС на 1 сотрудника составляет от 30 тыс. рублей до 40 тыс. рублей в год по Москве.


№2.

Работать с медицинскими учреждениями напрямую


Плюсы

Сотрудничество без посредников. Возможность получать медицинские услуги по сниженной цене.

Минусы

Сложно контролировать и регулировать работу клиник. Часто приходится сталкиваться с необоснованными назначениями.

Если вы планируете оформить медицинское обслуживание на небольшой коллектив — скажем, до 40 сотрудников, — вашим вариантом может стать прямое взаимодействие с выбранным медицинским учреждением. Логичнее всего рассматривать клиники, которые расположены неподалеку от офиса, желательно в пешей доступности. Ваши сотрудники смогут проконсультироваться с терапевтом или сдать необходимые анализы в обеденный перерыв например.

К составлению договора желательно привлечь квалифицированных специалистов, которые смогут учесть и предусмотреть все необходимые условия. Разумеется, следует уделить особое внимание отзывам о клинике, доступности стоматологических и других дополнительных услуг, а также наличию лаборатории и современного оборудования.

Важно учитывать состав коллектива вашей компании. Например, если у вас работают молодые мамы, люди с хроническими заболеваниями или пожилые люди, годовое обслуживание в хорошей клинике может обойтись дороже страхового полиса. Проведите небольшой внутренний опрос, чтобы выяснить, как часто ваши сотрудники обращаются к врачам и какие направления интересуют их больше всего.

Также важно доверие к выбранному учреждению, поскольку у вас не будет посредника в виде страховой, который четко проконтролирует необходимость тех или иных назначений, анализов и так далее.


Сколько стоит

Столько, сколько ваши сотрудники потратят в клинике. Приблизительное представление о бюджете можно получить, если провести опрос внутри компании. Как правило, стоимость сопоставима с ДМС, — от 20 тысяч рублей в месяц и до бесконечности.


№3.

Работать по модели селф-фандинг


Плюсы

Исключены нецелевые расходы; возможно корректировать наполнение программы и список доступных клиник.

Минусы

Не подходит коллективам до 25 человек.

Модель селф-фандинг, или корпоративное самофинансирование, обрела популярность на Западе в конце прошлого века. В 2018 году она занимает более 60% рынка корпоративной медицины в США. Ключевое отличие от ДМС заключается в том, что компании-клиенты оплачивают только оказанные услуги и комиссию провайдера, который берет на себя общение с клиниками и документооборот.

Переход на медицинское обслуживание по модели селф-фандинг происходит в несколько этапов:


1.

Медицинский провайдер анализирует коллектив компании, определяет оптимальный медицинский бюджет на год и помогает подобрать программу исходя из потребностей сотрудников.


2.

Компания переводит средства на счет провайдера, а также оплачивает комиссию.


3.

Провайдер выступает посредником между компанией и клиниками, консультирует и маршрутизирует сотрудников.


4.

Каждый месяц провайдер предоставляет отчет, из которого понятно, какая сумма была израсходована и на какие медицинские направления, а также виден остаток на счету.


5

В конце года оставшиеся средства возвращаются на счет компании или резервируются на случай, если кому-то из сотрудников потребуется дорогостоящее лечение, либо инвестируются в превентивную медицину.

Модель подразумевает деперсонализированный отчет об оказанных медицинских услугах, что позволяет выяснить, в какой период и чем болеют сотрудники чаще всего. Учитывая это, работодатель может ввести профилактические меры, чтобы повысить продуктивность компании.

Важно понимать, что селф-фандинг подходит не всем. Если штат вашей компании менее 25 человек, то общий бюджет может превысить расходы на стандартные программы ДМС.


Сколько стоит

Комиссия провайдера составляет около 4 тыс. рублей на 1 сотрудника в год + стоимость реально оказанных медицинских услуг. В среднем, около 20 тыс. рублей на 1 сотрудника в год.