текст
Никита Камитдинов
фото
Марк Боярский для Inc.
Иван Замесин боится заниматься бизнесом. 10 лет назад партнеры отняли у него компанию и нанесли ему психологическую травму. Замесин начал пить и с головой погрузился в работу по найму. Так прошло несколько лет, пока он не понял, что перестал контролировать свою жизнь. Тогда он решил обратиться к психотерапевту, потратил на поиск подходящего специалиста несколько месяцев и нашел спасение. Чтобы другие люди быстрее находили помощь, Замесин придумал сервис подбора психотерапевтов «Мета». А чтобы преодолеть свой страх предпринимательства, он пошел на уловку: для него это не бизнес.
Иван Замесин учился в Бауманке на промышленного дизайнера, и ему стало очень скучно: он понял, что образование ничего ему не даст. Тогда он вместе с одногруппником запустил студию веб-дизайна 365Degrees. Бизнес быстро рос, и Замесин пригласил управлять студией еще одного партнера. По словам Ивана, в 2009—2010 гг. выручка студии исчислялась десятками миллионов рублей.
Затем у Замесина произошел конфликт с партнерами. По его словам, они «по классике отжали» у него бизнес. Замесин очень доверял одному из них и видел в партнере черты, которых ему самому не хватало, — а тот «психологически отодвинул» его в этом конфликте. Другие детали произошедшего Замесин не раскрывает, но говорит, что это стало для него травмой.
— Возможность делать бизнес оказалась заблокированной для меня. Психике было тупо страшно делать что-то свое, — говорит он.
Источник: данные компании
руб. — стартовые инвестиции.
руб. — выручка в августе.
руб. — расходы в августе.
руб. — выручка в октябре.
руб. — расходы в октябре.
руб. — средняя выручка с пользователя.
психотерапевтов в базе.
После конфликта Замесин на год ушел в армию — на этом настоял его отец, — а когда вернулся, знакомые посоветовали ему пойти работать в «Яндекс». Его взяли в «Яндекс.Картинки», где он проработал несколько лет: сначала в качестве продакт-менеджера, а затем —руководителя продукта.
По словам Замесина, тогда его жизнь состояла только из работы и алкогольной зависимости.
— В выходные стабильно было пиво или вино. Я сидел дома, играл в компьютерные игры, пил, с понедельника работал — и больше ничего не делал. В какой-то момент я понял, что не контролирую эту штуку. Это страшно. Ответа на вопрос, что делать в такой ситуации, ни у кого вокруг не было, — говорит Замесин.
Однажды коллега из «Яндекса» предложила ему и другим сотрудникам пообщаться с психотерапевтом. Замесин пришёл на это мероприятие, слова психотерапевта «отозвались» в нём, и они договорились о личной встрече, во время которой из него хлынули эмоции.
— Когда я рассказывал свою историю, меня всего трясло, я плакал. У меня внутри такое количество всего накопилось, что просто тупо надо было кому-то это рассказать, — вспоминает Замесин.
Он осознал, что ему нужно всерьез заняться психотерапией. Но для этого ему нужно было найти подходящего специалиста — у первого специалиста, с которым общался Замесин, для решения его проблем не хватало опыта.
Поиск опытного психотерапевта занял несколько месяцев. По словам Замесина, в то время ему было стыдно сообщать другим, что ему необходима психотерапия. Поэтому сначала он долго искал человека, у которого мог бы просить рекомендацию, а затем долго решал, стоит ли к нему обращаться. И наконец вышел на психотерапевта, с которым работает по сей день.
В 2016 году «Яндекс» приобрел 21% разработчика чат-ботов Chatfuel за $3,5 млн. Условия сделки предполагали, что в Chatfuel перейдут работать несколько сотрудников «Яндекс.Картинок», и Замесин в их числе. Проработав больше года в Chatfuel, Замесин ушёл: во-первых, хотел больше ответственности, во-вторых, случались «тёрки» с основателями по поводу рабочих моментов.
После длительной работы с психотерапевтом воспоминания о первом опыте в бизнесе стали менее болезненными, и Замесин подумал, что это хороший момент, чтобы снова стать предпринимателем.
Он решил создать сервис подбора психотерапевтов. А чтобы справиться с психологическим блоком, который не давал ему заниматься бизнесом раньше, Замесин решил, что новый проект будет nonprofit: всю прибыль он будет реинвестировать в его развитие.
— Как только я понял, что могу снова делать бизнес, то подумал, что надо помочь людям проще делать шаг к психотерапевту, чем делал я свой первый шаг. Поскольку мне по-прежнему было страшно делать бизнес — возможность как бы разблокировалась, но все еще было страшно, — я сторговался со своей психикой на том, чтобы делать nonprofit, — объясняет Замесин.
По его словам, «Мета» будет nonprofit, даже если от его собственных психологических проблем не останется и следа, потому что миссия проекта — упрощать поиск психотерапевта в стране, и вся прибыль идет на решение этой задачи (к тому же изначальная договоренность с командой и теми, кто как-либо помогал проекту, подразумевает, что сервис останется nonprofit).
Замесин привык интересоваться потребностями напрямую у пользователей — он заинтересовался кастдевом (customer development) в 2013 году, а с зимы 2018 года тренинги по этому направлению стали его основным источником заработка.
Customer development — тестирование идеи на потенциальных потребителях. Интервью с ними — один из инструментов проверки бизнес-гипотез.
Чтобы проверить гипотезу о востребованности сервиса подбора психотерапевтов, Замесин объявил в Facebook о поиске людей, которые:
Чтобы его пост не остался незамеченным, Замесин «зафрендил» 1,5 тыс. друзей основателя Profi.ru Егора Руди и сооснователей Skyeng Харитона Матвеева и Георгия Соловьева. Он хотел, чтобы пост «пошерили» инфлюэнсеры, а ими часто бывают предприниматели, которых проще всего найти в друзьях у других предпринимателей.
Пост получил широкий охват, на него откликнулись несколько десятков пользователей, и Замесин провел интервью с 40 людьми. По результатам интервью Замесин понял, что в России «суперплохо» обстоят дела с подбором психотерапевтов. После этого он провёл 12 «решенческих» интервью, на которых предлагал людям заплатить ему за подбор проверенного психотерапевта — с условием, что деньги пойдут на оплату первого занятия.
— Люди доставали деньги и платили — и я понял, что им нужна услуга, — говорит Замесин.
Летом 2018 года он запустил сервис «Мета», источником финансирования которого стали тренинги по кастдеву. По словам Замесина, он получает по 300 тыс. руб. за корпоративные тренинги и около 1 млн руб. за открытые для всех занятия. Замесин не привлекал и не планирует привлекать в «Мету» инвестиции со стороны.
В самом начале Замесин позвал в «Мету» опытного психотерапевта Екатерину Лопухину из московского Института психодрамы, коучинга и ролевого тренинга. Они познакомились на групповых психотерапевтических занятиях в институте, которые посещал Замесин. Лопухина стала главным экспертом сервиса и привлекла в «Мету» несколько десятков психотерапевтов.
— Находить клиентов больно, психотерапевты не умеют этого делать, и поэтому у нас суперспрос с их стороны, — утверждает Замесин.
Психотерапевт может попасть в каталог на сайте «Меты» и начать привлекать клиентов с помощью площадки по результатам интервью с экспертом (сейчас таких экспертов четверо). По словам Замесина, из-за загруженности экспертов сейчас сразу около 80 психотерапевтов ожидают интервью.
Первое время эксперты подбирали пользователям психотерапевтов вручную. Это работало так: эксперты проекта (психотерапевты с многолетним стажем) читали пользовательские анкеты, а затем искали в базе подходящего специалиста и предлагали его пользователю.
По словам Замесина, с момента заполнения анкеты до предложения конкретного психотерапевта, отобранного вручную, проходит примерно 15 — 17 часов. Изначальную ставку на ручной, а не автоматический подбор Замесин считает главной ошибкой проекта, которая затормозила его развитие на старте: «Мы долго не понимали, что эта бизнес-модель нас будет ограничивать».
Понимание пришло осенью 2018 года. Тогда же в «Мету» наняли разработчика и начали переделывать платформу. Но затем он ушёл и процесс встал, пока в мае 2019 года не нашли нового специалиста (а в августе к команде присоединился второй разработчик).
В результате возможность выбрать подходящего психотерапевта с помощью алгоритма появилась на сайте «Меты» только этой осенью. Замесин связывает с этим нововведением надежду вывести компанию на самоокупаемость.
Чтобы сервис автоматически подобрал пользователю подходящего психотерапевта, тот должен выбрать:
В конце сервис показывает резюме нескольких подходящих пользователю психотерапевтов. После того как пользователь указывает, как с ним лучше связаться, сервис обещает, что в скором времени менеджер свяжет его с терапевтом. В «Мете» не отдают задачу на откуп самим психотерапевтам и контролируют процесс, чтобы убедиться, что и пользователь, и психотерапевт начали коммуницировать друг с другом.
В среднем сеанс с психотерапевтом обходится пользователю «Меты» в 2,8 тыс. руб. Цену называет психотерапевт и отдает сервису 50% гонорара за первые 4 сеанса с каждым клиентом.
— Этот баланс мы находили постепенно: при нем у нас положительная юнит-экономика и предложение интересно психотерапевтам, — объясняет Замесин.
Проблем с уводом клиентов психотерапевтами раньше четвертого занятия «Мета» не испытывает. «Мы работаем на доверии, и этого более чем хватает», — утверждает Замесин. В среднем «Мета» зарабатывает по 4,4 тыс. руб. с каждого пользователя.
По словам Замесина, примерно половина пользователей приходит в сервис «органически», вторая половина — благодаря рекламе. Ежемесячно сервис привлекает несколько сотен новых пользователей: например, в августе — около 150 человек, в октябре — более 200. Рост происходит за счет внедрения автоматического подбора психотерапевтов, считает предприниматель.
Продвигать сервис подбора психотерапевтов мешает сложность услуги, говорит Замесин, — поэтому он решил создать каталог психотерапевтов с качественным визуальным контентом, описанием личности специалиста, применяемых методов и регалий. Помимо этого, Замесин собирается заняться контент-маркетингом и отвечать на «вечные» вопросы вроде: «Сколько стоит приём?», «На сколько занятий нужно ходить?», «Что такое психоанализ?» или «Чем психоанализ отличается от гештальттерапии?»
У Замесина также есть гипотеза: возможно, за счет виральности сервис привлечет новую аудиторию, если начнет публиковать и распространять истории своих пользователей об их опыте психотерапии на своих площадках и через рекламные инструменты.
Когда сайт заполнят контентом на темы, связанные с психотерапией, а всех терапевтов «упакуют» в красивый каталог, Замесин планирует начать активнее вкладывать в продвижение. Пока он тратит на него примерно 150 тыс. руб. в месяц. Основной инструмент продвижения — контекстная реклама в Google. По словам Замесина, сейчас такое продвижение «еле окупает себя».
Собирать отзывы пользователей о психотерапевтах «Мета» начала только этим летом — Замесин считает такую задержку еще одним «косяком». В случае негативного отзыва менеджер платформы отдельно связывается с пользователем и психотерапевтом и узнает детали ситуации.
По словам Замесина, чаще всего причиной негатива становится недопонимание. Например, однажды пользователь оставил негативный отзыв на психотерапевта, с которым занимался через конкурентный сервис «Ясно».
Сейчас «Мета» «сжигает» до 400 тыс. руб. в месяц. По словам Замесина, в таком режиме его средств хватит еще на 10 месяцев работы сервиса — а дальше он должен начать зарабатывать. Предприниматель надеется, что «Мета» выйдет в ноль в феврале — марте 2020 года.
— Мы должны начать себя окупать, иначе придется закрыться. Вопрос в том, сможем ли мы постоянно находить точки роста. Если да — то все супер: рынок адекватный, команда классная. Ничего не мешает выйти на самоокупаемость, — говорит он.
Замесин — настоящий «контрол-фрик»: он строго следит за тем, на какие задачи тратит своё время. И пока проект работает в убыток — он расходует на него не менее 70% рабочего времени. Когда «Мета» выйдет в плюс, он сократит этот показатель до 40 — 50%.
Тогда же Замесин также обещает поднять зарплаты сотрудникам, — пока они на 20 — 40% ниже рыночных. Чтобы не платить лишние деньги, предприниматель нанимает удаленных разработчиков, потому что с московскими компаниями конкурировать он не может. Сейчас на ФОТ уходит ровно 1 млн руб., утверждает Замесин: в команде сервиса работают 5 экспертов, 4 продакт- и проджект-менеджера, 2 разработчика и 2 операционных менеджера.
Ежемесячно на сайт «Меты» заходят порядка 10 тыс. пользователей. По словам Замесина, конверсия в клиентов сервиса составляет 2 — 2,5%. К концу 2020 года Замесин планирует увеличить охват ресурсов сервиса до 1 млн человек в месяц и подбирать психологов и психотерапевтов для 10 тыс. человек.
В России уже существуют несколько сервисов подбора психотерапевтов, похожих на «Мету», — среди них «Ясно» и Alter. В отличие от Замесина, основатели этих сервисов не позиционируют их как nonprofit. Но, по мнению соосновательницы Alter Ольги Китаиной, на данном этапе это отличие несущественно: «Они, как и мы, пока бьются за прибыль».
Основатели «Ясно» и Alter не раскрывают свою выручку. При этом Ольга Китаина утверждает, что выручка Alter выросла в 10 раз за год и сервис вышел в ноль.
Год назад ежемесячная выручка «Ясно», по данным компании, колебалась в районе 800 тыс. — 1 млн руб., что сопоставимо с нынешними показателями «Меты». По словам основателя «Ясно» Данилы Антоновского, сервис растет на 20% в месяц и недавно привлек 12 млн руб. от дружественных инвесторов (условия сделки он не раскрывает), — эти деньги пойдут на маркетинг и усиление команды.
Alter, как и «Мета», активно работает над контентом: сервис запустил гид по основным направлениям психотерапии, в котором публикуются тексты, призванные «помочь клиентам понять, в чем разница между подходами и чего ожидать от сессий».
Основным отличием Alter от «Меты» Китаина называет более строгий отбор психотерапевтов. Замесин с этим тезисом не согласен, но и комментировать его подробно не хочет, так как считает бессмысленным спор с конкурентом на эту тему.
— Я тоже могу сказать, что у нас отбор строже. Ни у кого нет инструментов измерения качества отбора, — говорит он.
Что касается отличий «Ясно» от «Меты», то они схожи с отличиями Android от iOS, говорит Антоновский. Архитектура «Меты» открыта (как Android), в то время как среда «Ясно» более герметична (как iOS).
— «Мета» позволяет найти терапевта, а дальше отпускает образовавшуюся пару во внешний мир. «Ясно» берет на себя весь пользовательский опыт — от подбора терапевта до работы с ним по видео-чату, оплаты, решения спорных вопросов, и т. д. , — поясняет Антоновский.
Говорить о серьезной конкуренции пока рано, убеждены игроки рынка: «Реально рынок огромный, но людей, готовых пойти к психотерапевту, сейчас очень мало. До конкуренции еще много, много лет», — считает Замесин. По его оценке, всего около 10% потенциальных клиентов психотерапевтов проживают не в Москве (где находятся 80% людей, которых может заинтересовать психотерапия) и Петербурге (10%).
— У людей пока очень много страхов, которые не позволяют им обратиться за помощью. Хотя у них вполне может быть такая потребность и психотерапия им бы помогла, — говорит Китаина.
— Наш общий конкурент — это скепсис по отношению к психотерапии и убеждение, что «лучше обо всем рассказать друзьям», — соглашается с ней Антоновский.
При участии Сергея Гусева