ПРИДУМАТЬ 6 февраля

Как компании, которые вас кормят, спасают планету от пластика. Монологи «Кухни на районе», «Буше», «ВкусВилл», «Готово», Zero Waste Shop, Fresh и «Лавка Edoque»

ПРИДУМАТЬ 6 февраля

Как компании, которые вас кормят, спасают планету от пластика. Монологи «Кухни на районе», «Буше», «ВкусВилл», «Готово», Zero Waste, Fresh и «Лавка Edoque»

Анастасия Пожидаева

иллюстратор

Российская фуд-индустрия активно осваивает тренд на экоосознанность. Новые фуд-проекты — особенно те, что делают ставку на средний класс и здоровый образ жизни, — уже не могут позволить себе относиться к вопросам создания и утилизации отходов бездумно. Способы уменьшить экологический след есть на каждом этапе производственной цепочки: от процессов закупки и приготовления продуков до выбора перерабатываемой упаковки и контроля ее утилизации. Мы собрали самые яркие экологические меры российских фуд-проектов и спросили, чего им стоило их внедрение.


«Кухня на районе»

Что делают: за 9 рублей забирают у клиентов упаковку из-под еды и отдают на переработку


Кирилл Родин

сооснователь

Я решил, что нам нужно что-то делать с упаковкой, примерно год назад. Тогда мы начали активно расти, только открыли вторую кухню и уже понимали масштабы, к которым идем. Я посчитал очень прямолинейно, без всяких сложных формул, на какие примерные объемы мы выйдем через год, и понял, что это очень много пластиковой упаковки. Всё было в общем порыве: помимо того что увеличивался поток заказов, клиенты тоже спрашивали об экологической упаковке.

За год мы успели рассмотреть в разной форме три варианта. Первый — полностью экологическая упаковка. Но от идеи найти ее отказались, потому что после подробного изучения рынка, общения с партнерами и фактчекинга всей этой истории выяснили, что, в принципе, промышленных масштабов дешевой, одноразовой и экологичной упаковки не существует.

Второй вариант — возвратная тара. Но столкнулись с проблемами в виде нормативов Роспотребнадзора: допустим, нет такого норматива, где было бы написано, как нужно мыть в доставке возвратную тару и как ее привозить обратно. Это просто еще не написано: нужно дождаться, когда это появится, либо как-то пролоббировать. А постоянная, залоговая тара — это нереально, потому что обратная логистика очень дорогая.

Мы остановились на переработке, потому что это самый компромиссный и действенный из всех доступных вариантов. Мы специально искали сортировочную линию, которая сможет работать с нашими процессами и поменяет свои процессы, чтобы забирать нашу упаковку. Унифицировали всю упаковку, чтобы она подлежала переработке. Договорились с подрядчиком, который покупает вторсырье у этой сортировочной линии, что упаковка попадет в нужные руки. Мы полностью построили весь процесс, который вообще не является нашим бизнес-процессом.

Мы берем за возврат упаковки 9 рублей.

Ничего не брать я не хотел осознанно, потому что это обесценило бы всю историю, так как к бесплатному быстро привыкаешь. Нужно, чтобы люди хотя бы что-то вкладывали в это действие, помимо того что они поели, просто вернули упаковку и живут дальше.

Для курьера забрать упаковку — это новая работа. Мы не хотим бесплатно эксплуатировать труд — это чисто по-человечески неправильно — и считаем, что должны за него платить. Когда мы договаривались с ребятами, что они тоже участвуют, то решили, что нужно как-то премировать их за это действие, — поэтому 3 рубля из 9 отходят им.

Также мне хотелось, чтобы действие оставляло след для клиента, — и родилась идея, что каждый возврат может стать маленьким пожертвованием в какой-нибудь фонд. WWF (Всемирный фонд дикой природы) был первым в списке, с кем я хотел бы это сделать. Дикая природа — основная жертва засорений городским пластиком, потому что мусор, который генерит город, едет на полигоны, а оттуда разлетается в леса и поля, и это ужасно. 3 рубля из 9 отходят WWF.

Пока мы в бета-режиме и еще даже не сообщали всем клиентам, что у нас запущена эта программа, — многие не знают, что можно вернуть упаковку. Работаем с точечной аудиторией. Мне становится грустно, когда слышу, как мало людей участвуют в экоинициативах в других компаниях. Я боялся, что и у нас будут сдавать по одному-два контейнера в день. Поэтому результаты оказались даже выше моих ожиданий. Сейчас упаковку возвращают более 6% пользователей.

Основные трудности — это очевидные бытовые проблемы: точно ли райдер довозит упаковку до кухни, точно ли складывает ее в контейнер, точно ли контейнеры забирают каждый день. Мы можем провести проверку: все заказы и пакеты пронумерованы, отслеживается каждый заказ курьера. Можно прямо сейчас выйти и проверить, лежит ли в контейнере пакет с условного заказа 375, и сфотографировать его. На точках есть люди, всё считается и видно в приложении: доехала ли упаковка, вернулась ли, была ли выброшена. Но нужно отточить процессы — не всё работает само собой.


«ВкусВилл»

Что делают: начисляют бонусы участникам программы лояльности за бутылки, сданные в фандоматы, которые расположены в магазинах сети


Александр Цыганков

куратор экологических проектов

Примерно два года назад коллеги увидели в одной из зарубежных командировок фандоматы — аппараты, в которые можно сдать бутылки, чтобы далее они отправились на переработку. И возникла идея, что в таком сервисе в магазине есть определенная ценность для покупателей. Тогда несколько таких аппаратов появилось в наших магазинах.

Сам «ВкусВилл» не имеет отношения к производству тех аппаратов или дальнейшей судьбе упаковки, которая туда сдана. Фактически мы просто предоставляем площади под установку аппарата сторонней организации. Причем мы на этом не зарабатываем, а, наоборот, тратим. Но понимаем, что это отвечает некоторому интересу покупателей, потому что они обращаются на нашу горячую линию и говорят, что хотят цивилизованно избавляться от упаковки.

Помимо этого, год назад, когда я только пришел в компанию, то подумал: что, если более глубоко интегрировать такой сервис во внутреннюю вселенную компании. У нас есть программа лояльности, в которой люди заводят аккаунты, выставляют предпочтения, получают бонусы, и так далее. Я подумал, что было бы прикольно добавить к этому сервису историю о том, что можно получить бонусные баллы за сданные бутылки.

Я попытался прикрутить это к арендованным аппаратам, но в силу ряда причин не получилось. Тогда я стал искать возможность произвести аналог этого аппарата здесь, в России, и спустя несколько месяцев нашел компанию, которая рискнула и собрала прототип, хотя даже не имела соответствующего бэкграунда.

Первоначально по арендованным аппаратам было видно, что люди стабильно сдают по 1,3 тыс. бутылок в месяц. Получается, даже если не добавлять никаких дополнительных преимуществ собирается какая-то аудитория. Мы запустили аппарат с бонусами всего месяц назад, но практика уже показала, что в него сдают на 50% больше бутылок — примерно 1,9 тыс. в месяц. Мы предлагаем 0,5 бонуса за одну бутылку — то есть 50 копеек за бутылку.

Дальше, если коллеги будут не против, мы увеличим размер бонуса, к примеру, на одном аппарате. Также мы планируем установить еще пару таких аппаратов. Стоимость одного аппарата колеблется от 300 тыс. до 1 млн рублей. При таком ценнике, конечно, довольно сложно ставить аппараты в большом количестве магазинов.

Поэтому я стал думать, какая есть возможная синергия, кто мог бы стать финансовым соучастником этой истории. Походил по рынку и подтянул компанию «Балтика» — она является нашим партнером в этом проекте, в том числе финансовым. Для них смысл участия в проекте: получить дополнительный источник бутылок и отчитаться в рамках расширенной ответственности производителя, чтобы не платить налог.

Пивоваренная компания «Балтика» развивает проект по сбору отходов упаковки для переработки «Принеси пользу своему городу» с 2013 года, задолго до введения «расширенной ответственности производителя». В декабре 2019 года «Балтика» в партнерстве с сетью «ВкусВилл» установила пилотный фандомат для сбора алюминиевых банок и пластиковой тары. Проект позволит увеличить сбор ПЭТ и алюминия, а также вовлечь больше потребителей в проект по сортировке и переработке отходов упаковки. «Балтика» ставит перед собой задачу на 30% сократить экослед готовой продукции.

Наталья Ржевская, ведущий специалист по связям с общественностью «Балтики»

Мы поделили расходы примерно так: CAPEX на «Балтике», а OPEX на нас. Большой кусок во времени и деньгах был проинвестирован до запуска, сейчас мы тратим на исследования и разработку. Мы не очень активно считаем операционные расходы, но можно охарактеризовать их в несколько десятков тыс. руб. Стартовые инвестиции — человеко-часы, исследовательская работа, консалтинг — совокупно можно оценить в несколько сотен тыс руб.

Наша компания не про стратегии. У нас и планов ни финансовых, ни прочих нет. Мы развиваемся в основном как живой организм, и какие-то истории возникают, просто потому что они возникают. По-живому кроим: где-то своими деньгами заплатим, где-то подтянем партнеров.

Сложно построить четкий план этого проекта, потому что за ним нет экономики, бизнеса. Даже несмотря на рост лояльности, это все равно не окупится. Можно привлечь внимание людей к своим программам лояльности дешевле.

Да, безусловно, один и тот же проект можно трактовать в обе стороны: это и про лояльность по отношению к покупателю, и про выражение нашей экологической ответственности.


«Буше»

Что делают: используют бумажные трубочки вместо пластиковых, ввели залоговые кружки и отказались от сахара в индивидуальной упаковке


Екатерина Аксенова

руководитель проектов бережного отношения к окружающей среде

Моя основная деятельность — обеспечить, чтобы все, чем занимается компания, делалось с позиции минимального воздействия на окружающую среду, бережного отношения. Мы следим за честностью мер, которые предпринимаем: чтобы не было гринвошинга (экологичного позиционирования продукта без достаточных на то оснований. — Inc.), все экоальтернативы нужно очень серьезно проверять, нужны документы и результаты тестов, которые, к примеру, подтверждают составы каких-либо емкостей. Также поскольку обычно экоальтернативы стоят значительно дороже, чем пластиковые, перед запуском мы изучаем, может ли проект стать эффективным для компании.

Бывает, что переход на экоальтернативы даже позволяет сэкономить. Например, мы не подаем в кафе сахар в индивидуальной упаковке — вместо этого на столе стоит сахарница. В индивидуальной упаковке сахар идет только при заказе с собой. На данный момент расход сахара очень сильно сократился, то есть за счет этой инициативы есть экономия.

Также мы перешли с пластиковых трубочек на бумажные и отказались от инициативной подачи трубочек к любому напитку. Сейчас они находятся только на станции самообслуживания и человек должен сам подойти и взять себе трубочку. Причем бумажные трубочки можно использовать только с холодными напитками, потому что с горячими они свариваются. Расход трубочек тоже сократился, но так как бумажные стоят примерно в 6 раз дороже пластиковых, пока не ясно, получится ли экономить деньги таким образом.

Мы понимаем, что замена трубочек — это некая полумера. Самые классные решения — это zero waste, не замена одной трубочки на другую, а полный отказ от производства отходов.

В октябре мы организовали стажировку в Берлин, где среди прочего тестировали залоговую кружку от компании Recup, которая работает по всей Германии, и задумали предложить такую же альтернативу на российском рынке. Залоговая кружка — это чистой воды zero waste (философия и движение, направленные на минимизацию количества отходов. — Inc.), потому что здесь нет мусора ни в каком виде.

В январе мы стали предлагать гостям залоговые кружки в части наших заведений. Анализировать результаты пока еще рано. У нас нет конкретных KPI по этому проекту, потому что у него нет аналогов в России. Не на что опереться: нет ни опыта, ни аналитики, ни хоть какого-то фидбека.

Мы доставляем еду в пластике, потому что это единственный вариант контейнера, который обеспечивает герметичность. Во всех прочих упаковках суп или соус, к сожалению, будут просачиваться. Мы ищем решение, как сделать доставку более экологичной. Упаковки пока не забираем.

Инфраструктурная проблема России в том, что здесь нет промышленных предприятий, которые занимаются переработкой органики, среди которой могут быть и экологичные виды упаковки, например, из крахмала или тростника. Поэтому, даже если эти контейнеры ввести, то в промышленном масштабе людям будет некуда с ними пойти. Такой контейнер поедет на обычный полигон, где будет гнить с обычным мусором. Органика — один из самых опасных видов отходов, потому что в условиях полигона, где все закатано в слои в бескислородной среде, выделяется метан — очень вредный газ, в десятки раз вреднее, чем CO2.


Zero Waste Shop

Что делают: продают продукты на развес в тару покупателя


Лариса Петракова

основательница

Лидерами продаж у нас становятся самые обычные продукты: гречка, нут, чечевица, хлопковые мешочки, в которых можно забрать крупы, овощи и фрукты, многоразовые трубочки, бамбуковые зубные щетки и люфа — натуральная мочалка.

С точки зрения маркетинга, может быть, было бы оправданно установить цены выше, чем в обычных магазинах. Но в нашем обществе пока и без того напряженное отношение к экологическим инициативам. Мы хотим показать, что экологичный образ жизни может быть недорогим и легким для всех людей. Хотим, чтобы этот образ жизни был доступен всем подряд, не хотим делать его слишком уникальным. Поэтому мы стараемся, чтобы у нас были не очень дорогие товары.

Какие-то товарные категории мы даже не можем пока ввести. Особенно сложно с жидкими товарами. Допустим, сметана: либо продавать ее на развес, как на рынке, либо в оборотной таре. А у нас практически нет поставщиков, которые работают с оборотной тарой.

С подсолнечным маслом проблемы: оно продается в основном в пятилитровых упаковках. В Питере есть компания, которая поставляет масло в оборотной таре, но мы не можем с ней работать, потому что возить туда-сюда эту тару тоже не совсем экологично. Пластиковая тара от подсолнечного масла практически не перерабатывается, потому что ее очень сложно отмыть. Поэтому пока у нас нет подсолнечного масла. С каждым отдельным продуктом встает вопрос такого рода, который нужно решить, чтобы защитить его продажи.

Мы хотим открыть доставку еды в скором времени, но нам это делать сложнее, чем другим, потому что обычно вам привозят еду в каком-то пакетике, а мы не можем привезти в пакетике. Даже бумажном, потому что это мусор и для его производства используют первичную древесину. Поэтому нам требуется оборотная тара.

Сейчас решаем, как доставлять продукты в таре, которую можно забрать, помыть и использовать повторно. Но мы маленький магазин и у нас нет таких мощностей, чтобы мыть все это самим и закупать большую дорогую тару. Плюс у нас нет сайта, который бы поддерживал возможности добавить в заказ дополнительную тару или вернуть ее. Поэтому у нас все идет медленно

Много инвестировать в это сейчас тоже не хотелось бы. Хочется протестировать доставку хоть в каком-нибудь виде и понять, готовы ли люди покупать продукты в таком виде. Думаем про вариант, когда человек оплачивает подписку на месяц и в это время может заказывать любые товары и не платить за контейнеры. А мы будем забирать контейнеры при следующем заказе либо вызывать курьера отдельно.

Мне кажется, интерес аудитории к нам очень вырос с момента нашего появления. Когда мы открывались, про концепцию zero waste мало говорили. Люди приходили посмотреть на наш магазин, как на какую-то диковинку. Сейчас все уже знают, что такое движение существует, относятся нормально, в основном положительно.

У нас постоянно органически растет аудитория в соцсетях. И за это время она немножко изменилась. Изначально я думала, что это будут люди за 30, но к нам чаще приходили студенты за многоразовыми трубочками. А потом что-то изменилось и к нам стали ходить более взрослые люди — примерно от 25 до 35. Возможно, так получилось, потому что когда мы появились, студенты уже знали про zero waste и первыми подхватили тренд.


Fresh

Что делают: отказались от трубочек, отделали интерьер кафе экологичными материалами


Ирина Азарова

основательница

Когда мы только открывались, я думала, что к нам будут ходить только вегетарианцы. Но когда мы провели опрос, кто и что у нас ест, то оказалось, что 90% из тех, кто к нам приходит, — вообще не вегетарианцы и не собираются становиться вегетарианцами. Наш формат интересен им в контексте здоровья и экологии. Поэтому, конечно, мы обращаем внимание на вопросы экологии и активно продвигаем темы переработки отходов и безотходного производства.

Все материалы, из которых сделан Fresh внутри, очень экологичны. Мы даже не используем химическую морилку для дерева — она у нас органичная. Все деревянные элементы интерьера — это подмосковные разобранные заборы, то есть вторично переработанное сырье.

Люди в целом только начинают задумываться о мусоре и упаковке. Нам, к примеру, очень сложно было отказаться от трубочек для напитков.

Год назад мы коллегиально решили: всё, больше не используем трубочки, потому что это неправильно. И вот сидит компания, им приносят напитки, а они спрашивают, где трубочки. И когда им отвечают, что трубочек у нас нет, то эти люди очень по-разному реагируют.

Кто-то говорит: «Правильно! Какие вы молодцы!» А кто-то: «Подождите, как это? Я не готов! Мне нужна трубочка!» Еще один человек говорит: «Да, наверно, это хорошая идея. Но, может быть, использовать вместо трубочки какой-то более экологичный материал?»

Мы попробовали такие трубочки, которые плавятся и сгибаются, когда их опускаешь в стакан. Но отказались, потому что они буквально растворяются в жидкости, и из них неудобно пить. На рынке также существуют варианты из якобы биоразлагаемого пластика, но их мы не внедряли, потому что вместо этого решили перейти к полному отказу от любых трубочек.

Мы уже примерно год не даем трубочки гостям, если они сами не просят, но все это время у нас была альтернатива для тех, кто не готов. Осенью прошлого года мы сделали еще один шаг и сказали, что у нас вообще не будет трубочек. Если год назад многие еще не были готовы, то сейчас люди сживаются с этим.


«Готово»

Что делают: забирают и отдают в переработку пластиковые контейнеры клиентов; планируют выдавать клиентам, возвращающим тару, экобонусы, на которые можно будет купить экокружку или многоразовый контейнер


Александр Церетели и Евгений Родионов

сооснователи

Забирать упаковки у пользователей нас подтолкнуло критическое положение с мусором на рынке. Это было проблемой для нас лично, и мы, даже не сговариваясь друг с другом, поняли, что займемся возвратом упаковки с первого дня и это будет отличать нас от конкурентов. Мы скорее шли от себя, чем от пользователей.

Внедрить опцию возврата упаковки было относительно просто, именно потому что мы занимались этим с самого начала. Наверно, коллегам, которые уже привыкли к большим объемам, это дается сложнее. Но мы с первых точек заложили специальное место в кухнях, специальную логистику и договорились с подрядчиком, который будет забирать все с кухонь.

Мы не берем деньги за возврат упаковки: это не очень большие издержки, опять-таки из-за того что технология была заложена изначально. Возврат упаковки — для нас вообще не фактор раздражения. Вывоз пластика вписывается в постоянные расходы кухни, как, допустим, зарплата поваров или закупка расходных материалов. Курьеры просто забирают пластик и привозят его — здесь нет удорожания.

Курьерам не сложно везти этот пластик. Когда люди отмечают, что хотят сдать упаковку, курьер планирует свою сумку и решает, сколько заказов взять с собой, чтобы в ней оставалось свободное место. Если у него не оказывается места, то он просто говорит клиенту: давайте в следующий раз. Это редкий кейс, но так бывает. Курьеры не пытаются выкидывать пластик вне кухни. Но при этом и администраторы на кухне по возвращении курьера, если в его заказе была отметка о возврате пластика, проверяют наличие упаковки.

Затраты на вывоз пластика партнером — не более 500 руб. в неделю на одну точку. Относительно того вклада, который мы вносим в развитие экоосознанности в России, в наших глазах, 10 тыс. руб. в месяц ничего не стоят.

На старте упаковку сдавало около четверти людей. Теперь, спустя три месяца, возвращают уже 3040%.

У нас другая система, чем у «Кухни на районе»: мы не берем с клиентов деньги за возврат, но будем давать различные вознаграждения. Не еду, не скидки, а какие-то эмоциональные вещи, например экокружки или многоразовые контейнеры. Или что-то иное, что сможет подтолкнуть человека к идее, что он сможет и дальше, вне нашего сервиса, развивать свою экоосознанность.

Для внедрения экобонусов все готово, но мы работаем всего 3 месяца и у нас очень большой пул задач, которые мы внедряем постепенно, чтобы не распыляться. Думаем, что запустим экобонусы не позднее марта. Мы с этих вещей ничего зарабатывать не будем, и человек сможет покупать их только на экобонусы. Мы не будем развивать из этой идеи целый отдельный магазин. И мы не путаем экобонусы с обычными скидочными бонусами — это другое.

Изначально мы рассматривали вариант с подпиской на многоразовую посуду и еще планируем к нему прийти. Это называется подписка, потому что изначально клиент вносит депозит, за счет чего получает в пользование комплекты посуды. Если депозита не будет, риск станет очень большим: мы не можем позволить себе просто закупать многоразовую посуду и раздавать ее всем желающим. Поначалу это, наверно, будет выборочно, а по результатам пилотного запуска решим, стоит ли внедрять подписку как единственный возможный вариант. Все-таки при наших объемах и скоростях велик шанс перепутать чью-то посуду с другой — и вот это уже серьезный репутационный урон.


«Лавка Edoque»

Что делают: собирают у клиентов все вторсырье, а не только упаковки от своих заказов


Юлия Бондарчук

основательница

В 2014 году Лавка Edoque начала доставлять продукты в офис и на дом. Мы сразу же обговаривали с клиентами, что забираем у них на переработку или для повторного использования коробки, в которых привозим заказы. Позже мы стали принимать все вторсырье, которое накопилось у клиентов: перерабатываемый пластик, алюминий и жесть, бумагу и картон, стекло и тетрапак. Многие удивляются, зачем это нашему бизнесу?

Изначально мы хотели помочь тем, кто уже сортирует дома мусор. Вывозить накопленное из квартиры не так уж и просто, особенно если ты работающий человек, как большинство наших клиентов. Кроме того, объем вторсырья обычно такой, что нужно несколько раз спускать его из квартиры в машину. А пунктов, которые принимают все и сразу, крайне мало, поэтому приходится объезжать несколько мест. Конечно, есть акции разных организаций, которые проводятся в каждом районе, когда можно сдать все сразу. Но проходят они раз в месяц. Где хранить мусор? Не на балконе ведь.

Пока мы пишем о сборе вторсырья только в социальных сетях. У нас есть инструкция, где написано, что мы принимаем, а что нет, и как правильно подготовить сырье к сдаче. Вроде бы мы постарались рассказать обо всем как можно подробнее, но трудностей хватает.

Во-первых, иногда у людей нет коробок (хотя мы можем привезти свои) и они складывают все в пакеты, что менее удобно. Во-вторых, не всегда курьер может принять большой объем, потому что машина забита заказами. В-третьих, бывает, что люди сдают то, что не перерабатывается или что мы не принимаем, путают виды пластика. Нам приходится сортировать сырье дополнительно, на что мы изначально не рассчитывали.

Еще одна проблема связана с ограничением в пространстве. Склады у нас те же, что и были до этого, дополнительной площади нет. Мы выделили место, но в августе у нас значительно расширился ассортимент, а потом начался сезон, когда заказов становится все больше, и места стало явно не хватать.

И, конечно, периодически возникают разговоры в команде: некоторые сотрудники недовольны тем, что приходится работать с мусором. Чтобы повысить мотивацию, мы периодически проводим вдохновляющие встречи, где объясняем всем, зачем мы это делаем и чем мусор отличается от вторсырья. А потом кто-нибудь сдаёт невымытую упаковку от молока, в которой завелись муравьи, пищевые отходы или трусы, и мотивация у девчонок, которые занимаются досортировкой, снова резко падает. Но всё это решается. Просто нам нужно немного времени.

Деньги на сдаче мы пока не зарабатываем, сдаем все бесплатно. Но в перспективе мы надеемся, что это будет приносить какой-то доход, что неплохо для бизнеса. Мы не тратим деньги на забор сырья у клиентов, так как это происходит в момент доставки заказа. На складах аналогично — администраторы работают с сырьём в рамках своих повседневных обязанностей, без дополнительной оплаты. Вывоз со склада на пункты приёма происходит один раз в месяц и стоит около 5 тыс. руб. в Санкт-Петербурге и 7 тыс. руб. в Москве.

Пожалуй, основной плюс — это репутация и расширение клиентской базы. К нам пришли новые покупатели благодаря нашей дополнительной услуге. Хотя на это мы вовсе не рассчитывали.

Корпоративные клиенты счастливы больше индивидуальных покупателей, потому что вывезти сырье из офиса куда сложнее, чем из квартиры. В 2020 году мы хотим особое внимание уделить корпоративным клиентам.

Другой важный момент для нас — ощущение пользы. Некоторые покупатели, которые раньше были равнодушны к теме защиты окружающей среды, начали благодаря нашему контенту в соцсетях сортировать дома вторсырье. Сейчас у нас в базе около 50 тыс. клиентов. Если даже 10% из них поддержат нашу инициативу, мы будем делать вместе очень большое дело. А если другие бизнесы тоже будут помогать своим клиентам и сами вести себя экологично, возможны глобальные изменения. Надеюсь, что в скором времени конкуренция просто обяжет всех к этому.