Прямой вклад бизнеса, связанного с туризмом и путешествиями, в мировой ВВП в 2017 году достиг $2,57 трлн. Согласно прогнозу Всемирного совета по туризму и путешествиям, вплоть до 2028 года показатель будет расти в среднем на 3,8% в год. При этом мировой онлайн-рынок туристических товаров и услуг отличается острой конкуренцией. Из отчета Market Research Future следует, что его ведущие игроки делают ставку на R&D как на главную возможность упрочить свои позиции. Деньги в индустрию вливаются немалые: если верить данным аналитической компании CB Insights, в 2017 году инвестиции в технологии, связанные с путешествиями, составили $5,3 млрд. Три глобальных технологических тренда — блокчейн, ИИ и VR — в туристической сфере открывают целый спектр возможностей для создания нового бизнеса или для переосмысления уже существующего.
Блокчейн
В онлайн-трэвеле есть множество точек приложения для технологии распределенных реестров. Главное, что блокчейн помогает устранить из цепочки тех посредников, которые не несут ценности для клиента или даже косвенно приносят ему неудобства. Например, в Англии гостиницы начали массово поднимать цены на номера, чтобы «отбить» комиссионные выплаты Booking.com и другим системам интернет-бронирования отелей. В то же время они давали скидку будущим постояльцам, которые обращались к ним напрямую. А на современном туристическом рынке бал правят именно посредники: в 2016 году, как утверждают в аналитическом агентстве Phocuswright, число бронирований через онлайн-турагентства впервые превысило число тех, что были сделаны с сайтов отелей.
В туристическом интернет-бизнесе высокие средние чеки, и чтобы завоевать доверие покупателя и убедить его делать повторные покупки, нужны месяцы. Манипуляции и обман, от которых цифровая среда не застрахована, подрывают лояльность пользователей как по отношению к отдельным компаниям, так и по отношению ко всей индустрии: вспомним случившийся в 2014 году крах онлайн-агентства Eviterra, когда из-за кассового разрыва у компании было аннулировано около 6 тыс. билетов. Или как сотрудник британского издания Vice в ходе эксперимента показал, насколько уязвим к подтасовкам популярный у туристов рекомендательный сервис TripAdvisor: поддельными отзывами автор сумел раскрутить сарай на заднем дворе своего дома как топовый ресторан.
Блокчейн, где «все ходы записаны», ослабляет влияние человеческого фактора и помогает вернуть доверие к сервисной составляющей в онлайн-туризме. Существуют и конкретные ниши, где «правильно приготовленный» блокчейн даст измеримый рост бизнеса или устранит потери.
Как подсчитали в компании CyberSource, по всему миру потери авиакомпаний, связанные с мошенническими операциями при бронировании («отмена бронирования по подозрению в мошенничестве») колеблются в пределах от 1% до 1,5% от их выручки. Реализовать верификацию платежных данных через децентрализованную платформу — один из способов перестать терять эти деньги.
Точку приложения блокчейна к турбизнесу также можно найти, ориентируясь на целевую аудиторию. В особенности расположены к блокчейн-продуктам миллениалы. А они легки на подъем. Те, кому от 21 до 35 лет, в совокупности тратят на путешествия больше $200 млрд в год. И 34% молодых туристов в 2016 году планировали поездки с помощью агентских сервисов.
Сама технология — не панацея. Серебряной «блокчейн-пули» нет. Однако вероятность успеха бизнеса можно повысить, сплавив воедино несколько трендов, которые влияют на путешествующих миллениалов.
В первую очередь:
экономику совместного потребления;
p2p-коммуникации и транзакции;
продажу впечатлений (если верить отчету Harris Group, 72% представителей поколения Y предпочитают тратить деньги на впечатления, в противовес вещам).
Такой «микс» делает израильская компания Cool Cousin. Это социальная платформа, на которой путешественник может получить информацию о точке назначения, быте страны или города, лучших местах и маршрутах у местных жителей. Команда сервиса создала собственную криптовалюту — CUZ, очевидно с заделом на формирование целой экосистемы вокруг основного продукта. На ICO во II квартале 2018 года проект досрочно собрал необходимую его команде сумму — свыше $9,7 млн.
Коммерческий потенциал технологии в онлайн-туризме подтверждается тем, что блокчейн-решения получают поддержку от традиционных крупных игроков рынка. В 2017 году Lufthansa Group вступила в партнерские отношения со стартапом Winding Tree, чья b2b-платформа призвана децентрализовать транзакции в турбизнесе и устранить из него лишних посредников. Тем временем в России авиаперевозчик S7 в тандеме с Альфа-банком начал работать вместе с блокчейн-платформой Ethereum над автоматизацией своих бизнес-операций.
Искусственный интеллект
Машинное обучение может быть главной ценностью туристического сервиса или просто сделать его эффективнее, оставаясь за кулисами.
Свой путь поиска лучших предложений от авиакомпаний предлагает, к примеру, канадский стартап Hopper. Это приложение, которое уведомляет пользователя о том, когда ему будет выгоднее всего купить билет в заданную точку. Основатели проекта уверяют, что их алгоритмы предсказывают изменение цен на билеты с точностью 95%, если до дня вылета остается полгода или меньше. C 2010 года компания получила инвестиций на $83 млн.
Другая сфера применения AI — персонализация предложений по бронированию отелей, по покупке авиабилетов и туров, по туристическому контенту. Обрабатывая большие данные о предпочтениях пользователей и их поведении, система искусственного интеллекта способна предложить каждому то, что с высокой степенью вероятности нужно именно ему.
Гиганты индустрии путешествий не остались на обочине тренда. В их числе Booking.com с запущенным в 2016 году продуктом Booking Experiences, который предлагает пользователю посетить наиболее интересные ему места, анализируя его прежние маршруты с помощью машинного обучения.
Искусственный интеллект вывел на новый виток развития тренд на создание ботов для мессенджеров и соцсетей. Если за интерфейсом бота скрывается действительно мощный AI с высоким потенциалом к самообучению и анализу естественного языка, он может стать заметным конкурентным преимуществом, поскольку осязаемо улучшает пользовательский опыт.
Поисковик авиабилетов Skyscanner c 2016 года развивает направление «цифровых помощников»: он адаптировал свою поисковую систему под работу с голосовым интерфейсом Alexa, создал ботов под платформы Facebook Messenger и Skype Bots. В свою очередь, финансовая корпорация American Express в расчете на перспективу приобрела компанию, которая делает цифрового помощника Mezi: его задача — персонализированные рекомендации в путешествиях.
Ожидается, что к 2021 году количество виртуальных помощников превзойдет численность населения планеты. Интерес к этому направлению продолжит расти, что открывает новые возможности для проектов на стыке ИИ и туризма. The Washington Post, например, сообщает, что в том или ином виде AI-решения уже используют практически 85% крупных компаний в сфере туризма и отдыха и большинство из них планирует и дальше расширять «зоны ответственности» искусственного интеллекта в бизнесе.
В одной только России рынок чатботов с системой распознавания естественного языка, по оценке компании Just AI, к концу 2018 года увеличится по сравнению с 2017-м более чем в 2,2 раза — до 524 млн рублей. Качественный продукт такого рода способен заинтересовать инвесторов-стратегов — крупнейших онлайн-турагентов, платформы и компании, действующие в смежных сферах, например тот же American Express.
Виртуальная и дополненная реальность
Технологии виртуальной реальности не успели обрести широкое применение в быту. Конечному потребителю они до сих пор малодоступны. Однако индустрия путешествий как раз та область, где им найдется место. А учитывая взрывной рост, который эксперты сулят VR, сейчас самое время оседлать тренд. Согласно прогнозу исследовательского агентства Tractica, к 2025 году мировой рынок программных разработок и аппаратных средств для VR возьмет планку $12,6 млрд — при $1 млрд в 2018 году.
С форматами VR экспериментируют не только интернет-стартапы, но и известные традиционные турагентства, включая Kuoni и Tui. А железнодорожный перевозчик Eurostar предлагает пассажирам своих поездов погрузиться в подводный мир, сидя в вагоне, — с помощью шлема виртуальной реальности. Наконец, авиакомпания Lufthansa еще в 2015 году взяла на вооружение VR и видео с обзором на 360 градусов — как в маркетинговых целях, так и для тренировки технического персонала.
Как средство повышения конверсии VR также имеет перспективы. Виртуальная экскурсия в выбранную точку планеты — отличный способ убедить пользователя в том, что ему стоит там побывать. Едва ли какой-нибудь лендинг или email-рассылка продаст предложение настолько же убедительно. Запрос со стороны аудитории сформирован: 64% путешественников из выборки Booking.com сказали, что предпочли бы совершить VR-тур в пункт назначения перед оплатой поездки.
Технологии VR, ИИ и блокчейна уже меняют индустрию туризма. И у того, кто найдет новые точки их приложения к рынку, может получиться не только перекроить рынок по своим лекалам, но и вырастить нового «единорога».