Взлететь • 4 августа 2021

Как зарабатывать миллионы на детях и подростках — кейсы эдтех-лидеров

Как зарабатывать миллионы на детях и подростках — кейсы эдтех-лидеров

Текст: Джейхун Мамедов

Иллюстрация: Любовь Дронова


Пандемийный год, при всех его очевидных минусах, крайне благотворно повлиял на рынок образовательных технологий. По итогам 2020 года выручка топ-60 эдтех-компаний рейтинга Smart Ranking выросла более чем на 113% относительно предыдущего года и достигла почти 34 млрд руб. В противовес явным лидерам рынка, мы собрали кейсы не менее интересных, по мнению Inc., компаний в дошкольном и школьном сегменте, успевших за прошлый год кратно вырасти. О том, что повлияло на их рост, как быть успешным на высококонкурентном рынке и какими будут школы через 50 лет, — в обзоре Inc.

$26 млн для химических опытов и VR

До эдтеха основатели MEL Science занимались каждый своим бизнесом. У Василия Филиппова была сооснованная им IT-компании SPB Software, а Сергей Сафонов организовывал научные турниры и руководил кадровым агентством по подбору научного персонала. В 2014 году Филиппов предложил Сафонову сделать образовательный проект, который будет учить детей естественным наукам на практике с помощью новых технологий. Идея включала в себя две части: специальные наборы для экспериментов и софт для уроков в виртуальной реальности.

— Для детей эксперименты без объяснения — это просто фокусы, а теория без практики скучна. К сожалению, голую теорию часто преподают в школе. Мозг большинства детей отказывается принимать такой уровень абстракции. Нужно, чтобы они могли увидеть и пощупать своими руками явление, которое изучают, — объясняет Сафонов.

Начать решили с химии, назвав проект MEL Chemistry. В запуск Филиппов вложил около $1,5 млн, вырученных с продажи SPB Software «Яндексу». Партнеры сделали первые наборы для химических экспериментов для детей от 10 до 14 лет, наладили логистику и запустились в тестовом режиме сначала в России, а потом в США и Великобритании. За два года MEL Science собрали первую когорту пользователей, готовых оплачивать наборы длительный период. Большая их часть была из Америки, ныне основного рынка MEL Science, — на нем компания больше всего рекламировалась.


MEL Science в цифрах:

$1,5 млн — стартовые вложения.

150 сотрудников в команде.

>30 стран.

$25,7 млн — привлеченные инвестиции.

>3 млн подписчиков в соцсетях.

$26,2 — стоимость ежемесячной подписки в Америке.

Источники: данные компании, открытые



MEL Science в цифрах:

Источники: данные компании, открытые


$1,5 млн

стартовые вложения


150

сотрудников в команде


>30

стран


4

образовательных продукта


$25,7 млн

привлеченные инвестиции


>3 млн

подписчиков в соцсетях


65%

клиентов из США


$26,2

стоимость ежемесячной подписки в Америке

Посчитав LTV и ретеншн, партнеры пошли к инвесторам. Первые инвестиции проект привлек в конце 2016 года — $2,5 млн от Sistema VC для развития подписной модели и VR-контента. Спустя год тот же инвестор вложил еще $3,2 млн.

Три года стартап активно осваивал американский рынок. Главной задачей тогда было преодолеть проблему «бутылочного горла» в логистике и производстве, чтобы осиливать входящий объем заказов. Локализация и расширение производства, горизонтальная коммуникация, высокая свобода руководителей направлений решили ее.

В 2018 году компания начала продвижение в Великобритании и вышла еще в несколько десятков стран, запустив продажи кросс-бордер (со склада в Великобритании наборы отправлялись в другие страны). Выручка в тот год выросла в три раза, а количество подписчиков MEL Chemistry достигло 1 млн. «Цифровой маркетинг, эксперименты с платной рекламой стали основным драйвером роста в эти годы, вплоть до релиза следующего продукта», — признается Сафонов.

Спустя год MEL Science привлек еще $6 млн от TMT Investments, Digital Horizon, «Яндекса» и других инвесторов и выпустил новый продукт — MEL Kids. Это фанерный конструктор для обучения детей от 5 до 9 лет простым физическим законам. Последний раунд состоялся в конце 2020 года. На нем компания подняла $14 млн от Российско-китайского венчурного фонда, эмиратского государственного фонда Mubadala Investment Company, Channel 4 Ventures и др. Оценка компании, ее финансовые показатели и численность клиентов не раскрываются из-за NDA.

— В пандемию венчурные инвесторы стали активнее вкладываться в эдтех-проекты. Во многих направлениях уже идет консолидация, и крупные стратеги начинают делать оферы таким стартапам, собирая свои образовательные экосистемы. Инвесторы это видят и понимают, — объясняет Сафонов.

Что помогло MEL Science привлечь инвестиции

01

Наличие собственной технологии, которая защищает бизнес от быстрого копирования конкурентами.

02

Скорость роста выручки и размер рынка: в случае MEL Science это глобальный рынок, объем которого исчисляется в миллиардах.

03

Трекшн команды: у Филиппова за спиной успешный экзит из IT-компании, у Сафонова — опыт в образовательных проектах и собственном агентстве.

Во время локдауна компания наблюдала понятный сценарий использования: родители с детьми сидят дома, и детей нужно занять чем-то полезным. Наборы MEL Science как раз удовлетворяют эту потребность, поэтому с марта по апрель на них был «лавинообразный» спрос. Такого оборота компания не ожидала, и за два месяца все было распродано. Ситуацию спасли складские запасы на немецком и испанском языках, которые в итоге доставили британцам, отсылая их к инструкции в приложении. Пики спроса возникали вплоть до конца 2020 года.

— Обычно мы наблюдаем постепенное увеличение спроса к концу года и его пик под Рождество, когда родители покупают подарки своим детям. Тут за год как будто три рождественских месяца случилось, — объясняет Сафонов.

Пандемийный год способствовал массовизации эдтеха: в частности, для детей стало терпимо учиться по условному Zoom. В этот период MEL Science расширил свою линейку, запустив наборы для экспериментов по физике MEL Physics и бесплатные курсы по химии и физике MEL Academy. Однако количество стран чуть сократилось из-за ухудшения доставки в регионы вроде Латинской Америки. Чтобы не портить свой глобальный рейтинг на платформах, работу в нескольких странах пришлось свернуть.

Недавно компания преодолела в соцсетях отметку в 3 млн подписчиков. Их помог нарастить активный контент-маркетинг. «Мы сделали не просто страницу бренда, а полноценный научпоп-канал, адаптированный под Facebook и Instagram, — короткие 30-секундные видео с субтитрами», — говорит Сафонов.

MEL Science продолжит масштабировать свою бизнес-модель. Компания планирует выпускать по одному новому продукту в год для расширения базы подписчиков. «Хотим покрыть как разные специальности, так и разные возрасты», — говорит Сафонов. Кроме этого, компания смотрит в сторону китайского рынка и уже проводит эксперименты с ним. Сейчас примерно 65% клиентов приходится на США, 15% — на Великобританию. В планах также развитие B2B-направления — продажа лицензии на VR-софт школам и колледжам в США.

Тренды на эдтех-рынке

01

Компании будут расширять пул своих продуктов — в тематике, аудитории, географии — и стараться сопровождать человека в течение всей жизни. В этом суть непрерывного образования (lifelong learning). Самый яркий пример здесь — Skyeng, который начинал с курсов по английскому языку, а затем зашел в сегменты школьного и допобразования для взрослых. Фокус хорош на старте, но в один момент он начинает ограничивать рост компании.

02

Форматы становятся более простыми и вовлекающими. Образовательные курсы конкурируют с условными сериалами, поэтому в них появляются развлекательные и игровые элементы (эдьютейнмент).

03

Сам по себе онлайн перестает быть ценностью. Аудитории нужно что-то большее, чем просто удобство. Акцент переносится на качество учебных материалов и методологий.

04

В условиях высокой конкуренции маркетинг становится задачей №1. Проект со средним продуктом, но с хорошим маркетингом быстрее получит трекшн и инвестиции, чем проект, у которого все наоборот.

05

Одна из следующих технологий в эдтехе будет связана с нейронными сетями. Они могут помочь в персонализации обучения, в обработке текстов и живой речи на занятиях.

148 млн руб. на подготовке к ЕГЭ

Даниил Дарвин начал преподавать во время своего студенчества — работал репетитором по биологии. Его смущала излишняя серьезность процесса обучения, которая мешает вовлечению, и он на собственных занятиях пытался это преодолеть. В 2015 году Дарвин собрал вокруг себя преподавателей-единомышленников и создал онлайн-школу «Вебинариум». Это была, по его словам, «протоорганизация» — ассоциация, в которой каждый занимался своим предметом, и в ней не было общего, направленного движения. Поэтому два года назад она трансформировалась в полноценную эдтех-компанию «Вебиум», чтобы «нескучно и вдохновляюще» готовить школьников к ЕГЭ и ОГЭ.

— Обучение в обществе во многом идет от негативной мотивации. На самом деле, учиться нужно не для того, чтобы не стать дворником, а потому что это помогает вести более яркую жизнь. Но чтобы так учиться, обучение должно тебя вдохновлять, и это вдохновение в коде наших ценностей, — объясняет Дарвин идею «Вебиума».

Первый год зарабатывали только на курсах по биологии. Ученики приходили через наработанные связи преподавателей и через рекламу в соцсетях. Заработок вкладывали в новые предметы, и в 2020 году их количество выросло до 12. Вложения в это расширение составили 4–6 млн руб. Деньги в основном ушли на рекламу и почти сразу же окупились новым набором учеников.

В первый же год основатели «Вебиума» наняли разработчиков, продуктологов, маркетологов, UX-дизайнеров, чтобы развивать платформу, строить коммуникацию с аудиторией, выстраивать аналитику и улучшать продукт в долгосрочной перспективе. Правда, сильные специалисты в команде стали появляться только спустя год. «Все хотят работать в клёвой компании, которую ты потом можешь с гордостью указать в резюме», — объясняет Дарвин. Проблему решили, сформулировав ценности и видение проекта, которые стали доносить до людей на собеседованиях, — ради чего команда делает продукт, каким он будет через пять лет, во что она верит, как человек может реализоваться, присоединившись к «Вебиуму». Благотворно на развитие бренда также повлияли партнерство с лагерем «Камчатка», вылившееся в образовательный проект «ЕГЭ-Хаус», и попадание в эдтех-рейтинг. «Уровень специалистов, которые к нам приходили в прошлом году и в этом, кардинально различается», — отмечает Дарвин.


«Вебиум» в цифрах

700 сотрудников.

41,5 тыс. учеников в 2020 году.

x15 — рост с 2019 по 2020 год.

148 млн руб. — выручка в 2020 году.

118 млн руб. — выручка в I квартале 2021 года.

390 млн руб. — прогнозируемая выручка в 2021 году.

25% реинвестируется в развитие.

890 тыс. подписчиков в соцсетях.

Источники: данные компании



«Вебиум» в цифрах:

Источники: данные компании


70

сотрудников


41,5 тыс.

учеников в 2020 году


x15

рост с 2019 по 2020 год


148 млн руб.

выручка в 2020 году


118 млн руб.

выручка в I квартале 2021 года


390 млн руб.

прогнозируемая выручка в 2021 году


25%

реинвестируется в развитие


890 тыс.

подписчиков в соцсетях

Соосновательница «Вебиума» Роксана Боровик присоединилась к проекту, откликнувшись на вакансию директора по маркетингу. Активно участвуя в развитии компании, она поняла, что «Вебиум» для нее уже что-то большее, чем просто работа, — место ее максимальной реализации. Боровик предложила Даниилу Дарвину зайти в бизнес (без вложений). Тот воспринял это положительно. Примерно то же самое произошло с Ильей Гурским — бывшим учеником Дарвина, третьим сооснователем «Вебиума». Задачи найти партнеров не стояло, но Гурский и Боровик оказались близкими по духу людьми для Дарвина — все получилось само собой.

Больше всего сил и времени руководители вкладывают в команду. За последний год она выросла в два раза: это 700 сотрудников по всей России, 600 из которых — наставники. При таком масштабировании важно было удержать людей в одном направлении, говорит Боровик. Совместные встречи, различные сессии, тимлидинг, коучинг, работа с психотерапевтами — эти инструменты позволяли и позволяют сохранять бирюзовую атмосферу в компании.

Такое активное расширение команды обусловлено быстрыми темпами роста компании. Ее выручка с 2019 по 2020 год выросла в 15 раз — с 9 млн до 148 млн руб., что делает «Вебиум» одним из лидеров среди образовательных проектов по росту выручки. Быстрее за этот период росли только школа «Кодиум» (с 3 млн до 52 млн руб.) и Московская школа управления «Сколково» (с 2,25 млн до 558 млн руб.).

Причины взлета «Вебиума»

01

Появилось больше предметов. Каждый предмет — отдельная точка роста, и это позволило расти сразу в нескольких направлениях.

02

Расширилась команда, повысился ее профуровень. Пришли новые люди с видением рынка, была проведена работа над брендом, появился пиар — компания стала узнаваема среди школьников.

03

Попали в потребность аудитории — product-market fit. Исходя из отзывов учеников и их срока жизни на курсах, продукт оказался чрезвычайно полезен и ценен с точки зрения методологии.

04

Выстроили правильную коммуникацию с подростками. Она была направлена на них, а не на их родителей. К тому же предмет и его информационное поле живет в соцсетях, которые привычны подросткам. «Вебиум» присутствует во «ВКонтакте», Instagram, TikTok и YouTube, а коммуникацию ведут менеджеры, близкие по возрасту ученикам.

05

После первого цикла обучения сработало сарафанное радио. Выпускники активно советовали друзьям курсы «Вебиума».

06

Предложили доступную цену курсов. За последний год компания не повышала ее. Она придерживается идеи доступности образования, которое могут себе позволить школьники как в миллионниках, так и в небольших городах и селах. Стоимость курсов «Вебиума» — около 3 тыс. руб. за месяц занятий.

Конечно, на рост компании повлияла и пандемия. Но это условие универсальное для всех проектов. Для «Вебиума» оно выразилось в дополнительном платящем месяце из-за того, что сдвинулись сроки сдачи ЕГЭ. Кроме того, в 2020 году компания запустила, как и многие, несколько бесплатных продуктов — вебинары по конкретным темам и предметам ЕГЭ.

По итогу пандемического года в «Вебиуме» училось 41,5 тыс. учеников. Это 5,7% от общего числа сдающих ЕГЭ. «Если рассматривать тех, кто готовится (думаю, примерно половина), — это 10% от готовящихся», — предполагает Илья Гурский.

Общение с подростками на одном языке — основная «фишка» команды «Вебиума». Отсюда и главная задача — сделать материал понятным школьнику, использовав контекст, в котором он находится. Гурский приводит в пример открытый вебинар, на котором один из преподавателей «Вебиума» разбирает историю на песнях Моргенштерна. Он берет строчку исполнителя, которая по смыслу похожа на описание исторического события, и рассказывает про это событие. Например, через фразу «Слава, что ты сделал» преподаватель вспоминает визит Молотова в Германию с целью обсудить присоединение СССР к странам «Оси». Пускай притянуто за уши, но ученикам смешно, говорит Гурский. Эмоция позволяет преподавателю удерживать внимание, а ученикам — лучше запоминать материал.

Команда планирует максимально реализовать свой потенциал в нише подготовки школьников к экзаменам, а потом переходить на аудиторию младше. «Это следующий рынок для нас — онлайн-обучение по школьным предметам», — говорит Роксана Боровик.

Что нужно для успеха на эдтех-рынке

01

Найти задачу, которую плохо решает государство, и решить ее лучше. Например, задачу дополнительного образования государственная система не выполняет должным образом и этим пользуются компании. То же самое — низкая заинтересованность и увлеченность детей в средних школах.

02

Создать отличный от конкурентов продукт в контенте или технологиях. Основные ниши заняты: нельзя просто прийти и начать учить людей, например, английскому. Нужно предложить что-то принципиально новое, активно вкладываясь в R&D.

03

Заранее задуматься об инвестициях. Чем раньше эдтех-проект начнет налаживать взаимоотношения с потенциальными инвесторами, тем с большей вероятностью он выиграет. Как правило, это занимает время, и важно, чтобы в момент роста появился инвестор, готовый ускорить его деньгами. Инвестиции позволят конкурировать бюджетами на рекламном рынке и активнее развивать технологическую составляющую проекта.

04

Уметь своевременно реагировать на изменения. Особенность подобных «Вебиуму» проектов в том, что аудитория обновляется каждый год. В таком потоке важно трансформироваться и оставаться актуальным.

Пример реагирования «Вебиума»

В начале июля ФИПИ прислала на почту компании официальную апробацию ЕГЭ-2022. Вечером того же дня команда организовала спецпроект с «ВКонтакте» с разбором новых материалов, несмотря на то что половина преподавателей была в отпуске. «Чтобы быть первыми и актуальными, нужно было действовать супербыстро. И буквально за один день мы собрались и сделали разборы», — говорит Гурский.

05

Придумать свое ноу-хау — как продвигать свой продукт, дешево привлекать аудиторию и продавать лучше остальных. Сюда относится умение разговаривать со своей аудиторией и понимать ее, работа с разными каналами продвижения. Это зачастую определяет успех компании в условиях, когда многие ниши на рынке уже заняты. На высококонкурентном рынке скорее продукт прикладывается к маркетингу, а не наоборот.

$3,4 млн на играх для дошкольников

Михаил Котлов и Андрей Кондратюк вместе работали в «ВТБ Капитал». Котлов с интересом смотрел в сторону IT-стартапов и понял, что хочет сделать с нуля свой проект. В банке такой возможности не было. В 2013 году он ушел из банковской сферы и запустил мессенджер для американских подростков — хотелось сразу делать глобальный продукт, протестировать его в Америке и затем локализовать в других странах. Особенность мессенджера была в игровом формате общения, который мог бы заинтересовать потенциальную аудиторию. За инвестициями для проекта Котлов полетел в Сан-Франциско, но неудачно.

— Я провел там три месяца и сконтактировался с 60–70 инвесторами (в среднем, для поднятия сид-раунда нужно 150–200 контактов). В процессе понял, что поднимать деньги надо не в тот момент, когда они нужны, а заранее — где-то за год. В итоге проект закрылся, а я вернулся в Москву.

Вернувшись, Котлов встретился с Кондратюком, все еще работавшим в банковской сфере, — чтобы придумать новый бизнес. «Мы оба были заряжены вместе работать, доверяли друг другу и продолжаем доверять», — объясняет Кондратюк.

В «Кофемании» на Кутузовском они обсуждали всевозможные идеи и зацепились за детскую тематику, так как у обоих на тот момент уже были семьи с детьми. Исследования показывали, что дети все больше времени проводят за гаджетами; было полно развлекательных продуктов для них и совсем немного образовательных. Сначала партнеры думали сделать веб-портал наподобие «Айкьюши», но, проведя 50 качественных интервью с родителями, увидели, что мобильные приложения более востребованы. Итоговой идеей стало образовательное приложение для детей от трех до семи лет, которое в игровой форме будет готовить их к школе.


IntellectoKids в цифрах

$500 тыс. — стартовые вложения.

$4 млн — привлеченные инвестиции.

$3,36 млн — выручка в 2020 году.

2,6 млн скачиваний приложения.

40 человек в команде.

30 языков.

40 тыс. подписчиков.

400 тыс. активных пользователей.

Источники: данные компании



IntellectoKids в цифрах:

Источники: данные компании


$500 тыс.

стартовые вложения


$4 млн

привлеченные инвестиции


$3,36 млн

выручка в 2020 году


2,6 млн

скачиваний приложения


40

человек в команде


30

языков


40 тыс.

подписчиков


400 тыс.

активных пользователей

Партнеры собрали команду и начали разработку, зарегистрировавшись в Лондоне. Там, по словам Котлова, есть льготы для IT-компаний, например частичный возврат средств, потраченных на инновационную разработку.

В 2017 году в магазинах появилось первое платное приложение на английском под брендом IntellectoKids. Правда, бизнес-модель оказалась нерабочей: рынок смещался в сторону модели free-to-play. Легче было сделать одно большое приложение с несколькими играми, продавая на них подписки, чем предлагать их «поштучно» за условных $3. В итоге продукт перезапустили — «и все пошло неплохо».

Стартап IntellectoKids развивался на средства основателей до первых внешних инвестиций. К тому моменту Котлов и Кондратюк вложили в свой бизнес около $500 тыс. из своих сбережений. В декабре 2019 года стартап привлек $1 млн от венчурного фонда Genesis Investments. Как объясняет Котлов, представителям фонда понравились показатели приложения — выручка от подписок, количество продлений, ретеншн. К тому же они верили в направление детских мобильных приложений. «Для них это стратегически интересная ниша», — замечает Котлов.

После внешних вливаний стартап полетел: за год выручка IntellectoKids выросла в пять раз — с $867 тыс. в 2019 до $3,36 млн в 2020 году. Количество платных подписок увеличилось в три раза. Сейчас это 400 тыс. активных пользователей и 40 тыс. подписчиков.

Причины стремительного роста IntellectoKids

01

Привлекли инвестиции от профильного инвестора. Это позволило развивать маркетинговую часть проекта и активнее продвигать приложение.

02

Инвестор принес в проект экспертизу. Доработали приложение и стали эффективнее рекламироваться благодаря креативным решениям.

03

В начале пандемии появилось рекламное «окно». С марта по май 2020 года реклама подешевела, и это позволило привлечь дешевый трафик.

04

Тогда же возросла потребность в продукте. Родители сидели дома, а сады были закрыты, — детей надо было чем-то занимать. Согласно данным IntellectoKids, самый успешный период по продлению подписок в приложении приходится на первое полугодие 2020 года.

05

Набрались опыта — повзрослели как бизнес. Расставили приоритеты — поняли, на чем фокусироваться; лучше стали понимать рынок. Отчасти из-за этого не побоялись инвестировать много денег в маркетинг в период неопределенности.

Через год после сделки с Genesis стартап привлек еще $3 млн. Лид-инвестором стал фонд Allrise Capital. В раунде также приняли участие Vershina Capital, Quonota Investments и тот же Genesis Investments. На интерес инвесторов сильно повлияла пандемия.

— До ковида у многих инвесторов так или иначе были вопросы по масштабированию образовательных технологий, насколько успешно их можно монетизировать и какой будет экзит из таких проектов. Ковид все перевернул: эдтех стал нужен как никогда, и люди начали за него платить, — объясняет Котлов.

Привлеченные деньги идут на запуск нового направления — раздела Classroom c курсами по математике, фонетике английского языка, естественным наукам, искусству и логике в приложении Learning Games. Поводом послужила, опять же, пандемия. Котлова удивило, что его дочь могла заниматься с преподавателем в онлайне 50 минут и «от этого был даже толк». С новым продуктом IntellectoKids планирует выйти на B2B-рынок в качестве образовательной платформы и предлагать ее школам и детским садам для проведения дистанционных занятий.

В апреле 2021 года стартап также начал сотрудничать с крупнейшим в мире университетским издательством Oxford University Press. На базе детских книг партнера IntellectoKids разработал геймифицированные уроки и добавил их в свое приложение. «По результатам мая мы видим существенный рост выручки», — говорит Котлов.

С помощью этой мультипродуктовости стартап диверсифицирует бюджет. В 2021 году IntellectoKids планирует увеличить средний чек с пользователей и нарастать выручку в три раза, усилив свою маркетинговую модель. Также в ближайших планах — релиз в Китае.

Футуристическая заметка

Поскольку государство не может обеспечить высокий уровень среднего образования для всех учеников, персонализировать его и быстро адаптироваться к меняющимся условиям, в течение следующих 30–50 лет эту функцию отдадут частникам. Отбирать их будут по тендерам, сравнивая результаты экзаменов учеников. Таким образом, государство оперирует школами-зданиями, а обучением в них занимаются эдтех-компании. Каждая из них учит тому, что у нее лучше всего получается, а дети ходят не из кабинета 32 в кабинет 34, а из класса одной компании в класс другой.

Порог входа на эдтех-рынок

Сергей Сафонов

сооснователь MEL Science

Как такового порога нет. Свой курс может запустить любой инфлюенсер с аудиторией в несколько десятков тысяч человек, взяв себе лицензию на GetCourse. Если контент снят и найден способ привлекать первых пользователей, то бюджет не нужен. Он требуется, когда стоит задача сделать серьезный технологический продукт.

Даниил Дарвин

сооснователь «Вебиум»

Если запускать свои курсы без репутационного и информационного капитала, то в первую очередь будут нужны деньги на продвижение. Сумма будет зависеть от многих факторов, например от тематики курсов, образовательного контента. Зачастую это собственные ресурсы создателя.

Нужно быть готовым к тому, что на старте вы будете работать в минус, пока у аудитории не сложится мнение о вас и о качестве вашего образовательного продукта. Чтобы сейчас сделать качественный курс по биологии с охватом 80–100 учеников, необходимо не менее 1,5–2 млн руб.

Михаил Котлов

сооснователь IntellectoKids

Если разрабатывать приложение, то можно уложиться в $100 тыс., сделав хороший MVP. Дальше идет маркетинг, на который нужно от $500 тыс. до $1,5 млн — чтобы научиться продвигать свой продукт и отработать бизнес-модель. Для запуска уроков потребуется намного меньше, так как другой срок окупаемости. $100–200 тыс. с головой хватит, чтобы запустить образовательный проект и получить хороший трекшн.

В подготовке материала участвовала Анастасия Фролова