21 июня исполнилось 52 года Пьеру Омидьяру — основателю интернет-аукциона eBay. Inc. собрал высказывания легендарного предпринимателя, в которых он объясняет, как эксперимент в области теории рынков стал одной из крупнейших торговых площадок интернета, что заставило отказаться от управления собственной компанией на пике ее роста и почему важно доверять незнакомцам.
В 1991 году я стал сооснователем своего первого стартапа — Ink Development, — писавшего софт для одного из ранних планшетных компьютеров. Компанию, которую позднее переименовали в eShop, в 1996 году купила Microsoft. Это не было большим приобретением, но оно определенно пробудило во мне аппетит к риску.
Где-то летом 1995 года я начал размышлять над идеей создания маркетплейса в онлайне. Я всегда интересовался рынками — особенно теорией, что на финансовых рынках товары могут торговаться по справедливой цене, только если все участники процесса имеют равный доступ к одинаковой информации. Это была довольно крутая теория. Пропасть между ней и реальностью я ощутил в полной мере, когда накопил немного денег и решил инвестировать в IPO одной видеоигровой компании.
Та контора разместилась по цене $15 за акцию. Мой брокер позвонил мне и заявил: «В общем, ты взял по $24». Я был в недоумении: «Как так вышло?» На что он ответил: «Ну, $15 были идеальной ценой, а не той ценой, по которой могут купить люди вроде тебя». Я оказался в еще большем недоумении: «Что это значит — люди вроде меня?» Вывод состоял в том, что теория эффективных рынков действительно очень крута — но только в теории.
После того случая я начал размышлять об интернете. Мне показалось, что с его помощью я мог бы открыть обычным людям доступ ко всей мощи эффективных рынков. Но, конечно же, обычные люди не продают друг другу акции. Они продают свои вещи.
Уже давно была штука, называвшаяся Usenet. Там размещали объявления вроде: «Эй, у меня есть старый телевизор. Кто-нибудь хочет прийти и забрать его?» Или, например, «Я ищу такой-то объектив». Эта система существовала за годы до изобретения веба.
Тогда я сказал себе: «Хорошо, у меня есть веб. Я могу создать в нем приложение с механизмом аукциона, сделать его доступным людям и посмотреть, что из этого выйдет». По сути, я просто хотел сделать процесс покупки и продажи более эффективным, чем он был.
У меня не было этого видения — ну, вы знаете, — «О, это будет нечто фантастическое, оно захватит весь мир в одночасье». Нет, это не было наваждением. Я лишь рассудил: «Тут есть кое-что, что стоит попробовать сделать».
Это был всего лишь эксперимент. В смысле, я не собирался создавать компанию, ничего в таком духе. У меня была постоянная работа. Я лишь хотел поэкспериментировать с новой технологией. Я сел за свой компьютер и начал писать код на Perl, чтобы создать элементарный механизм аукциона. Это не заняло много времени — вся работа целиком была проделана за один уикенд.
Я очень быстро исчерпал лимит, который мой провайдер предоставлял за $30 в месяц. Сначала я стал платить $250, а затем и $500. Поэтому мне пришлось добавить монетизацию. Спустя 9 месяцев после запуска она приносила мне больше, чем моя основная работа. И тогда у меня в голове зажглась лампочка: «Тук-тук-тук! У тебя тут появился бизнес, сделай с этим что-нибудь». Так все и началось.
Почти год спустя, к августу 1996 года, я нашел кое-кого, кто помог мне создать компанию. Это был Джефф Сколл. Ради этого мы оба ушли с работы. Еще примерно через год мы познакомились с Benchmark Capital и взяли в правление Боба Кейгла — прекрасного венчурного капиталиста, который предоставил нам стратегическое видение, необходимое для развития бизнеса.
В сентябре 1997 года мы приняли от Benchmark инвестиции ($6,7 млн. — Inc.), положили их в банк и никогда к ним не прикасались. Мы не нуждались в деньгах, поскольку были прибыльны с самого первого дня, когда я начал взимать с пользователей плату. Первые 2 года мы росли на 20%-50% каждый месяц. А в некоторые — на 70%. Это был невероятно устойчивый рост. Я не думаю, что кто-то добивался такого когда-либо прежде.
Я никогда не был таким, как Билл Гейтс или Стив Джобс. Моими навыками были новаторство и творчество, но я понимал: чтобы бизнес процветал, потребуются настоящие менеджеры — люди, которые умеют строить большие организации. Это была моя собственная идея — пригласить Мэг Уитман на пост CEO в 1998 году.
Я считаю, мы показали достойный пример, как должна происходить передача управления в подобных ситуациях. Часто оказывается так, что основатель неохотно приглашает более опытного менеджера, а потом долго вертится вокруг, все еще пытаясь управлять компанией. Это был не наш случай. Я оставался в eBay около года, только чтобы оказать поддержку на время передачи своих функций, и с самого начала твердо сказал: «Я лишь даю Мэг советы из-за кулис. Шоу ведет она».
Иллюстрацией тому, что я не ошибся, послужил один показательный случай. Спустя год после моего ухода из eBay сайт упал на 22 часа. Это была катастрофа. Решение, которое приняла Мэг тогда, стало ключевым моментом в ее руководстве: компания обзвонила каждого из 10 тыс. крупнейших продавцов и принесла извинения. Таким образом Мэг добилась, что все как следует усвоили: наш бизнес служит реальным людям, и у наших ошибок есть последствия.
Мы разместились в 1998 году. Даже в самых диких фантазиях я не мог допустить, что IPO окажется настолько успешным. К открытию мы оценили акции в $18, а закрылся первый день на $47. Я получил больше денег, чем когда-либо мог потратить.
Тогда я понял: «Окей, теперь у меня есть все это богатство, я могу купить не просто какую-то одну дорогую машину, я могу купить их все». А как только ты осознаешь, что можешь купить их все, ни одна из них больше не кажется тебе ни интересной, ни хоть сколько-нибудь удовлетворяющей.
После этого я ощутил прямую ответственность. Я мог думать только о том, что я теперь распорядитель огромного состояния. Как я мог быть уверен, что оно получит достойное применение?
Когда я начинал карьеру разработчика, у меня были действительно высокие стандарты и часто я чувствовал, что другие люди не соответствуют им. Но со временем я понял, что даже если другие в команде не делают все так безупречно, как мне бы хотелось, — скажем, если они выполняют лишь 80%, — то это все равно здорово. Потому что их 5, а 5 раз по 80% — это значительно больше, чем мои 100%. Это научило меня по-настоящему опираться на других людей. Позволяйте другим полноценно вкладывать их навыки и таланты в общее дело.
Бизнес eBay заключается в том, чтобы предоставлять людям возможность строить собственные бизнесы друг с другом. Но для этого им необходимо обрести определенную степень доверия — либо друг к другу, либо к системе. И знаете, вообще-то далеко не все люди придурки. В первые же дни работы сайта у меня впервые сформировалось убеждение, что люди в основном хорошие. Если вы предоставите им презумпцию невиновности и дадите возможность делать правильные вещи, то вряд ли окажетесь разочарованы. Сумев преодолеть это первоначальное недоверие, которое люди испытывают к незнакомцам, можно делать по-настоящему замечательные вещи.
Если начинаешь бизнес исключительно из желания заработать, то, вероятно, потерпишь неудачу. Это неправильная причина для начала бизнеса: нужно действительно верить в то, что делаешь, и быть достаточно увлеченным, чтобы тратить кучу времени на тяжелую работу, необходимую для успеха. Я хочу, чтобы как можно больше людей становились предпринимателями исходя из правильных предпосылок — из желания изменить мир, привнести в него некую ценность, а не ради больших денег.
Даже если вам кажется, что люди, которых вы уважаете, знают, о чем говорят, — не позволяйте говорить вам, что то или иное невозможно. Скорее всего, они считают так просто потому, что им не хватило смелости попробовать это реализовать. Взять в пример хоть тот же eBay — в 1995 году интернет был для всех в новинку, кроме ученых, всерьез его никто не использовал. Тогда идея, что незнакомые друг с другом люди будут покупать и продавать с его помощью свои автомобили, казалась безумием.
Успех eBay — это сообщество, объединившиеся и сформировавшие рынок покупатели и продавцы. Это его настоящая ценность и сила. На чем я по-настоящему сосредоточен, так это на объединении людей вокруг общих интересов, поскольку именно так получаются самые крутые штуки. Организуя что-либо, важно помогать людям раскрывать свои персональные способности, но именно через эти связи друг с другом.
Потерпев неудачи в некоторых вещах, ты извлечешь уроки, которые пригодятся в последующем опыте. То, что ты почерпнешь из этих провалов, поможет преодолеть следующие и однажды приведет к успеху.
В предпринимательстве есть некая доля непочтительности к достижениям предыдущих поколений. Некоторых это раздражает, но на самом деле это один из ключевых элементов.
Очевидно, что инновации действительно важны. Критически важны. Но не всегда очевидно, как их получить. По моему мнению, для этого важна среда, в которой у людей есть возможность получать вдохновение и оказывать влияние на окружающий мир. Она должна быть неким пространством для экспериментов, в котором риск поощряется, а неудачи не ведут к наказанию. И я думаю, что вся наша социальная система должна слаженно работать над достижением этого состояния.
Если бы мне нужно было выбрать единственную идею, которую я мог бы донести до людей в будущем, то я бы сказал вот что: принимайте индивидуальность, расширяйте возможности личности. Людей необходимо воспринимать как личностей. Это может быть действительно сложно. Принимать индивидуальность каждого человека, не принуждать всех следовать единым канонам, не вписывать их в определенные рамки — это станет критическим вызовом для следующего поколения, поскольку современный мир постоянно сужается, становится все более тесным. Серьезно: принимайте индивидуальность!