Несмотря на протесты представителей бизнеса и Минфина, проект реформы института расширенной ответственности производителей даже после доработки по-прежнему предлагает лишить компании права самостоятельно управлять отходами, сообщает «Коммерсант».
В доработанном документе также, помимо объединения экологического и утилизационного сборов в один платеж, появилось новое расширение утилизационного налога для бизнеса. Это учет при расчете налога инвестнадбавки и коэффициента «экологического следа», который учитывает экологичность упаковки.
Согласно документу, распорядителем поступлений от сбора нового налога должна стать специальная госкомпания — «Российский экологический оператор». Она будет распоряжаться полученными средствами через специальный фонд.
Кроме того, в проекте появилось понятие «вторичных материальных ресурсов». Реформа предусматривает льготы по НДС и НДФЛ для заготовителей и граждан, которые получают доходы от их сдачи. В документе также прописана обязанность потребителей раздельно собирать отходы товаров и упаковки и сдавать их на пункты приема.
Однако, несмотря на новшества, экспертное сообщество, представители бизнеса и Минфин все так же принципиально против нового проекта. «Публично-правовые компании не могут являться распорядителями бюджетных средств», — поясняет Минфин свою позицию.
Павел Рудась
исполнительный директор Ассоциации «РусПРО»
«Последние предложения по доработке РОПа предполагают лишить бизнес права самостоятельно управлять отходами. Введение моратория на самостоятельную реализацию РОП на практике сведет на нет усилия бизнеса, который уже вкладывается в инфраструктуру раздельного сбора отходов в России и наращивает объемы использования вторичного (переработанного) сырья в производстве упаковки. К примеру, у ряда производителей уже заключены договоры на закупку вторичного сырья (в том числе полимерного) для обеспечения производственного плана по выпуску упаковки из вторсырья на предстоящие 3-5 лет, а также осуществлены многомилионные инвестиции в оснащение производственных площадок поставщиков упаковки высокотехнологичным оборудованием для добавления вторсырья в состав упаковки».
Кроме того, Минфин считает, что экологический сбор уже является целевым и по закону направляется на региональные программы в области обращения с отходами. Минфин не считает региональные программы недостаточно эффективными и не видит необходимость отказа от них.
Однако, Минприроды не согласно с коллегами из финансового ведомства. По их мнению, эффективность существующей системы «неоправданно низкая». Так, по их словам, средний уровень переработки в РФ не превышает 5–9% по сравнению с 60% в ЕС.
Впрочем, в аппарате вице-премьера Алексея Гордеева, курирующего данную отрасль, отметили, что окончательного решения в отношении концепции еще не принято.
«Ведется активное обсуждение со всеми заинтересованными сторонами — министерствами, бизнес-сообществом, регионами, экспертами. Проект концепции будет рассматриваться на правительственной комиссии по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами», — заявил господин Гордеев.
Ранее Inc. сообщал, что юридическая компания Lecap пришла к выводу, что раздельный сбор мусора невыгоден таким предприятиям. Нынешняя система тарифов не стимулирует, а снижает заинтересованность компаний в участии в этом процессе, объясняют эксперты.