Компании хотят обложить новым сбором за утилизацию. Бизнес сплотился и выступил против
Российские производители потребительских продуктов выступили против планов правительства увеличить нормативы утилизации на все виды упаковки и товаров до 100%, пишет «Коммерсант». Бизнес попросил повышать норматив постепенно, в то время как Минприроды хочет сделать это одномоментно.
Целый ряд организаций, среди которых Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН), Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), Ассоциация производителей фирменных торговых марок «Русбренд», «Роспродсоюз» и другие, направили письмо вице-премьеру Алексею Гордееву, в которым выразили свою обеспокоенность инициативой Минприроды. По словам представителя Гордеева, чиновник пока не получил обращение бизнеса.
Производители утверждают, что достичь одномоментной 100%-ной утилизации невозможно. Требование власти лишь повысит нагрузку на участников рынка и снизит конкурентоспособность товаров из России. Также это может повлиять на развитие систем сбора и утилизации мусора, а бизнес будет вынужден расторгнуть действующие контракты на переработку отходов. «Коммерсант» пишет, что если Минприроды и предприниматели не придут к компромиссу, то в результате введения нового правила возможна «шоковая инфляционная нагрузка на население». Вопрос о возможном увеличении нормативов будет принят до середины 2020 года, отмечает газета.
Минприроды при помощи своей новой идеи планирует увеличить экологический сбор с 2,2 млрд руб. до 136 млрд руб. в год. Один из источников издания в компании-производителе продуктов считает, что при повышении нормативов расходы компаний вырастут до 1–1,2 млрд руб., что приведет к подорожанию товаров приблизительно на 8–10%.
В Минприроды отметили, что никаких решений по этому вопросу еще не принято. Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов сказал, что в Минпромторге выступают за планомерное увеличение нормативов утилизации, но оно должно учитывать срок эксплуатации товаров и упаковки, а также быть экономически обоснованным и прогнозируемым на период не менее десяти лет.
Сегодня бизнес несет ответственность за переработку упаковки и товаров, которые он ввозит или производит на территории России. Эта ответственность затрагивает 54 группы продуктов. Для каждой из них установлен норматив утилизации, но в большинстве случаев он составляет 15%. Компании могут заниматься утилизацией как самостоятельно, так и перечислять государству экологический сбор. В 2018 г. было собрано 2,2 млрд руб., об утилизации отчитались почти 13 тыс. компаний.
Ранее Inc.рассказывал, что российский бизнес выступил против законопроекта, авторы которого предлагают ввести налог на утилизацию товаров и упаковки для компаний. Тогда против инициативы Минфина с обращениями выступили в РСПП, ТПП, «Деловой России», КСИИ и даже Совете федерации.