Издание Ars Technica опубликовало Death Watch — традиционный список компаний, которые, по мнению журналистов, могут умереть в наступившем году. Редакция подчеркивает, что смертью может быть не только закрытие бизнеса — некоторые компании умирают годами, теряя деньги и сотрудников.
Чтобы попасть в Death Watch, компания должна столкнуться хотя бы с одной из трех проблем: потеря доли на рынке, финансовые сложности и серьезные ошибки в управлении. В Ars Technica отмечают, что многие участники прошлогоднего списка сумели выжить в 2018 году, а некоторые из них даже улучшили свои результаты. Автомобильная Faraday Future, которая была близка к закрытию, нашла нового инвестора, Uber сменила руководство и взялась за улучшение репутации, а Twitter «каким-то образом» стал прибыльным.
В 2019 году «черную метку» получили пять компаний. Список открыла Facebook — весь прошлый год компания злила пользователей, инвесторов, журналистов и политиков.
В прошлом году компания не вошла в список, поскольку она «слишком огромна, чтобы обанкротиться». Прибыльность и почти полное отсутствие конкурентов не позволили включить соцсеть в Death Watch, но 2018 год многое изменил. Журналисты считают, что Facebook не умрет в 2019 году, но столкнется с новыми проблемами: вероятно, соцсеть ждет бунт акционеров или судебный иск со стороны властей. Следствием станет отставка основателя Facebook Марка Цукерберга.
Причиной кризиса в компании стали «по-настоящему плохие управленческие решения». Скандал с утечкой данных пользователей в Cambridge Analytica, проблемы с защитой конфиденциальности, фейковые новости, обвинения во вмешательстве в выборы — все это заставило Цукерберга выглядеть как «олень в свете фар». Его выступление на слушаниях в Конгрессе США вызвало много вопросов, а давать показания в других странах он отказался.
«Смерть» Facebook будет связана не с финансовыми показателями, а с политическими скандалами и неспособностью компании защитить данные пользователей, считают журналисты. Подготовка к выборам 2020 года только ухудшит положение Цукерберга.
Oath: «Франкенштейн» AOL Verizon и Yahoo
Yahoo попадала в Death Watch в 2016 и 2017 годах. В 2017 году ее купила Verizon, которая объединила AOL и Yahoo в компанию Oath. «Франкенштейн», ставший результатом слияния двух интернет-гигантов, провалился, считают авторы списка. В декабре 2018 года Verizon объявила, что списывает $4,6 млрд с баланса Oath при оценке стоимости компании в $4,8 млрд. Это практически обесценило бизнес: теперь компания и ее подразделения — Yahoo.com, AOL.com, Huffington Post, MSN и TechCrunch — оцениваются в $200 млн.
В Verizon такой шаг объяснили тем, что в 2018 году Oath испытывала давление со стороны рынка и конкурентов. Прогноз на 2019 год выглядит не лучше.
Verizon, объявившая о сокращении 10 тыс. сотрудников, стремилась стать локомотивом рынка онлайн-рекламы и медиа — об этом говорят последние приобретения компании. Однако рекламный рынок заняли Google и Facebook, а запуск видеосервиса оказался неудачным.
Snap
Дела Snap идут плохо не первый год. «Я просто не знаю, что сказать про Snap, настолько она плоха», — говорил фондовый эксперт CNBC Джим Крамер. Журналисты объясняют, что компания потеряла больше половины стоимости из-за плохого управления, странной бизнес-модели и финансовых проблем.
Компания перепробовала практически все: она запускала Bitmoji, Snap Stories, новые «маски» для снимков, но плохие идеи проваливались, а хорошие — были скопированы другими компаниями, которые смогли реализовать их лучше, чем Snap. «Если бы все родители ограничили использование смартфонов детьми 90 минутами в день, как это сделал соучредитель и гендиректор Snap Эван Шпигель, проблем у компании было бы еще больше», — считают журналисты.
В 2017 финансовом году Snap потеряла $3,45 млрд, за первые три квартала 2018 года — еще $1 млрд. В октябре прошлого года компания запустила собственный видеоконтент Snap Originals, но как это поможет ей спасти ситуацию, в Ars Technica не знают.
Essential
Essential — главный кандидат на гибель в 2019 году. Энди Рубином, создатель Android, покинул Google ради создания собственного стартапа по производству смартфонов. В 2015 году, когда Рубин объявил о запуске Essential, венчурные инвесторы буквально выстроились в очередь. Еще до презентации первого продукта компания оценивалась в $1,2 млрд.
Дальше дела шли все хуже, и теперь Essential может не дожить до конца 2019 года. Единственный продукт стартапа — смартфон Essential Phone. Это был действительно качественный гаджет из титана и керамики со странной модульной системой аксессуаров, но он оказался слишком дорогим и неконкурентоспособным. Essential Phone стоил $700 — это сравнимо со стоимостью других флагманских устройств. Однако у него не было защиты от влаги, а камера делала недостаточно качественные снимки. Покупатели не захотели покупать смартфон у компании, которая была известна разве что основателем.
Essential не удалось впечатлить рынок и потребителей. Спустя два месяца после презентации цену смартфона снизили до $500, а в ноябре 2017 — до $399. В итоге Essential Phone подешевел до $224 из-за плохих продаж.
Дела компании пошли еще хуже, когда она объявила, что не будет разрабатывать Essential Phone второго поколения. Стартап заявил, что сфокусируется на разработке собственной операционной системы и устройств для «умного» дома. В октябре 2018 года концепция снова поменялась: Essential сократил 30% персонала и решил снова разрабатывать смартфоны. По информации Bloomberg, новым продуктом станет «телефоном с искусственным интеллектом, который отправляет владельцу текстовые сообщения».
Goop
В Ars Technica считают, что Goop заслуживает включения в Death Watch, но на самом деле компания актрисы Гвинет Пэлтроу процветает. У стартапа сомнительная репутация: Goop предлагает клиентам необычные методы лечения и продукты питания. Среди продуктов компании — нефритовые яйца для женщин и кофейная клизма для очищения организма. Пэлтроу лично одобрила способ лечения укусом пчелы, из-за которого в начале 2018 года умерла 55-летняя американка.
Несмотря на претензии клиентов и научного сообщества, Пэлтроу отрицает ненаучность предлагаемых ею методов. З 2017-2018 год выручка Goop утроилась, а оценка компании выросла до $250 млн. Goop также открывает магазины, и, возможно, ведет переговоры с Netflix о запуске сериала Goopy.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews