Новости

Uber, Twitter и LeEco. Компании, которые погибнут в 2018 году

Издание Ars Technica опубликовало традиционный список компаний, которых, как считает редакция, ждет гибель в наступившем году. Авторы списка отмечают, что речь идет не только о фактическом закрытии бизнеса: иногда организации умирают годами, переживая перезагрузки, поглощения и бесполезные денежные вливания.


В список кандидатов на исчезновение Ars Technica включает компании, которые:


1

в течение долгого времени теряют долю на своем рынке;


2

испытывают серьезные финансовые проблемы;


3

испытывают проблемы с топ-менеджментом, которые вызывают вопросы об устойчивости бизнес-модели, долгосрочной стратегии и выборе линейки продуктов.


Чтобы попасть туда, компания должна испытывать хотя бы одну из названных проблем. В прошлом году редакция предсказала смерть компании Yahoo и Theranos, мессенджера Yik Yak, производителя игр Gearbox Software и  Blackberry.

Uber

Фото: iStock

Ars Technica отмечает, что еще год назад перспективы одного из самых успешных стартапов в мире «выглядели неплохо»: Uber доминировал в США и вытеснял игроков с рынка в других странах, купил стартап по разработке беспилотных автомобилей Otto и собирался разрабатывать летающие машины. Однако 2017 год едва не убил компанию.

За 12 месяцев Uber успел оказаться в центре нескольких громких скандалов. В начале года компания Waymo, принадлежащая Alphabet (материнская компания Google), подала иск против Uber в федеральный суд Сан-Франциско, обвинив его в воровстве интеллектуальной собственности.  Позднее New York Times сообщила, что в Uber разработали специальную программу, которая позволяет определить, что поездку заказывает государственный чиновник, и помешать ему сделать заказ. В компании признали использование приложения Greyball, выполнявшего эти функции. В отношении компании возбудили уголовное дело.

В феврале экс-сотрудница Uber Сьюзан Фаулер опубликовала пост, в котором рассказала о проблеме сексизма в компании. Это спровоцировало волну новых жалоб и внутреннее расследование.

В июне на фоне скандалов сооснователь и генеральный директор Uber Technologies Трэвис Каланик ушел в отставку под давлением инвесторов. Его пост занял Дара Хосровшахи, руководящий туристической онлайн-компанией Expedia. Как отмечает издание, новому гендиректору достались проблемы с репутацией и полностью деморализованные сотрудники.

Однако, пишет Ars Technica, все перечисленные выше проблемы перестают казаться важными, когда речь заходит об отчетности: Uber из года в год получает миллиардные убытки. В 2016 году компания потеряла $2,8 млрд, и в 2018 году, прогнозируют аналитики, показатель продолжит расти.  В середине прошлого года на счетах стартапа оставалось $6,6 млрд — издание полагает, что до конца 2018 года средства закончатся и инвестиции от Softbank не помогут компании.

Таким образом, заключает Ars Technica, в 2018 году Uber должен решить сразу две проблемы. Во-первых, компании необходимо снизить убытки и стать прибыльной. Во-вторых, стартапу лучше поторопиться с разработкой беспилотного такси, пока нишу не заняли конкуренты.

«Полностью автономная служба такси может быть значительно выгоднее, чем сервис с таксистами, поэтому Uber должен как можно быстрее представить собственные беспилотные автомобили. Однако топ-менеджмент разрушен, а разбирательство с Waymo не закончено, и это будет непросто», — заключает Ars Technica.

Twitter

Фото: iStock

Авторы списка отмечают, что в 2017 году сервис микроблогов стал идеальным кандидатом на выбывание. На это есть много причин: от президента США Дональда Трампа, который выбрал сервис для публикации гневных и абсурдных сообщений, до увеличения числа символов в одном твите.

В 2017 году компания потеряла меньше денег, чем в 2016, но ей по-прежнему нечем порадовать инвесторов, пишут журналисты: Twitter сжигает треть средств и не может выйти на прибыль. Кроме того, сервис зашел в тупик после скандала с российским влиянием на результаты выборов в США: как и Facebook, сейчас он тратит почти все ресурсы на борьбу с дезинформацией и восстановление репутации.

«Однако Facebook удается справляться с этим, а Twitter — нет. И увеличение числа символов в сообщении точно не решит проблему», — считает Ars Technica.

Faraday Future

Ситуацию, в которой оказалась Faraday Future, авторы списка называют «еще одним уроком об опасности высокомерия и излишеств».

В команду амбициозного проекта, который его основатели называли «убийцей Tesla», вошли руководитель по дизайну из BMW и руководитель команды Ferrari в «Формуле 1». Концепт автомобиля компания впервые представила на выставке CES в 2016 году, но революционным он никому не показался. За этим последовали анонсы, которые не имели отношения к автомобилю: например, о строительстве огромных заводов в Неваде и Сан-Франциско и сотрудничестве с гоночной командой, выступающей на соревнованиях «Формула Е».

Первый серийный автомобиль Faraday Future показала на CES 2017 года, но и он никого не впечатлил. Позднее появились слухи о том, что в компании назревают конфликты и финансовые проблемы, а руководство вкладывает деньги в сторонние проекты.

К концу 2017 года стало ясно, что планы по строительству заводов провалились, как и партнерство с «Формулой Е». Судя по всему, на CES 2018 Faraday Future не покажет ничего, а сотрудники бегут из компании. «Но не стоит ожидать, что она умрет спокойно, — недавно стало известно, что Цзя Юэтин смог привлечь $1 млрд», — предупреждают журналисты.

LeEco

LeEco — еще одна компания Цзя Юэтина и еще один «громкий провал». В 2017 году производитель электроники попытался выйти на американский рынок, но не слишком удачно. «Мы начинаем видеть в этом закономерность», — пишет Ars Technica.

Издание сравнивает китайскую компанию с холдингом Alphabet, в котором деньги от основного бизнеса направляются на другие проекты. В случае с LeEco речь идет о стриминговом сервисе Le.com — аналоге Netflix. В структуру также входят сервис LeTV, киностудия Le Vision Pictures, музыкальная компания LeMusic, инвестиционный фонд LeRan Investment Management, развивающий VR-технологии фонд LeVR, онлайн-магазин LeMall и другие подразделения. Подразделение LeEco занимается производством смартфонов, телевизоров и других устройств.

В 2016 году производитель электроники объявил о планах выйти на американский рынок: компания выкупила у Yahoo землю под штаб-квартиру, заплатив $250 млн, чтобы построить там EcoCity на 12 тыс. сотрудников. Осенью 2016 года LeEco на мероприятии в Сан-Франциско объявила о выходе на рынок и показала новые продукты: смартфоны, телевизоры, VR-очки, «умный велосипед» и многое другое.

Все начало рушиться спустя несколько дней после запуска: Цзя Юэтин разослал сотрудникам письмо, в котором признался, что ресурсы компании ограниченны и выполнить все обещания не получится. В итоге компания отказалась платить неустойку и оказалась в суде, отдала купленную для постройки штаб-квартиры землю и сократила 85% штата в США.

Вскоре американский сайт LeEco закрылся, а в офисе осталось лишь 60 сотрудников. Ars Technica не берется предсказывать судьбу всего холдинга, но с уверенностью пишет, что планы по покорению США провалились.

HTC

HTC — постоянный герой списка. В 2017 году компания неожиданно продала часть бизнеса Google, получив за это $1,1 млрд. По подсчетам журналистов, этих денег ей может хватить приблизительно на 3,5 года. Однако, пишет Ars Technica, теперь компания потеряла Google как клиента и 2 тыс. сотрудников, которые работали в проданном подразделении. При этом выручка компании который год продолжает падать.

Издание полагает, что инвесторы надеются на подразделение Vive, которое занимается развитием VR-технологий. В частности, HTC совместно с игровой компанией Valve разрабатывает шлемы виртуальной реальности, однако технологиями, очевидно, владеет не она. При этом Valve самостоятельно создает платформу SteamVR, которая делает ее менее зависимой от партнера.

Ранее Bloomberg сообщал, что HTC собирается продать Vive. Пока не ясно, актуальны ли эти слухи, но будущее компании в любом случае не кажется радужным, заключает Ars Technica: вряд ли деньги, полученные от сделки с Google, смогут спасти компанию.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!