Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России
Новости

Из-за программы «Моя улица» в Москве сменилась треть арендаторов

Credit: iStock

Программа благоустройства «Моя улица» изменила состав покупателей на московских улицах, что привело к смене части арендаторов и открыло для бизнеса новые форматы торговли. На основных торговых коридорах Москвы (Тверская улица, Новый Арбат, Кузнецкий Мост и Петровка) сменилось примерно 30% арендаторов, а часть свободных площадей до сих пор пустует. Об этом пишет газета «Ведомости».


Когда улицы ремонтировали, на них нельзя было припарковаться. При этом строительные ограждения мешали проходу к магазину, отмечает директор департамента торговой недвижимости S.A. Ricci Ольга Яруллина. Она отметила, что с Тверской улицы ушли Bosco Sports и магазин мужской одежды Henderson. На Садовом кольце ситуация сложнее: по информации Knight Frank, за первые шесть месяцев 2017 года объем свободных площадей для стрит-ретейла достиг 27 тысяч кв. м (20,3% от всех площадей торгового коридора). За три года показатель вырос втрое.

Однако в остальных торговых коридорах в центре города снижается количество пустующих помещений, а также резко изменяется состав арендаторов. В Knight Frank полагают, что ситуация в стрит-ретейле в центре улучшается, так как снижается процент свободных площадей на улицах внутри Садового, появляются магазины и точки новых международных операторов.


Наталья Озерная

замруководителя отдела стрит-ретейла JLL в Москве

«Тверскую улицу после запрета парковки покинули премиальные арендаторы, ведь она утратила свой основной трафик – автомобильный. Расширение тротуаров и создание комфортных прогулочных зон привлекло пешеходный трафик и новый спрос со стороны арендаторов, работающих на этом потоке. Здесь появились продуктовые магазины, демократичные кафе и марки российских дизайнеров, ювелирные магазины. В результате вакантность на Тверской за прошедший год снизилась вдвое – с 10,4% до 5%».

По словам руководителя направления стрит-ретейла Knight Frank Виктории Камлюк, пешеходный трафик на благоустроенных улицах увеличился, однако вместе с ним сократился бюджет покупки. Арендаторы смогли адаптироваться к такой ситуации, расширив ассортимент брендами, рассчитанными на молодых покупателей.

В JLL отмечают, что высокий спрос среди арендаторов фиксируется на Никольской улице, где доля вакантной недвижимости лишь за год сократилась в три раза — с 15% до 5%. Помещения привлекают как компании масс-маркета, так и люксовые компании, которые ориентируются на туристов и жителей города, гуляющих по Красной площади и другим достопримечательностям.


Ольга Яруллина

директор департамента торговой недвижимости S.A. Ricci

«Гуляют в основном люди с достатком выше среднего или ниже. Аудитория сменилась на менее платежеспособную. На Новом Арбате открылась бургерная Тимати Black Star Burger — проект стал успешным, поскольку значительную часть трафика теперь формирует молодежь. Площади в центре активно осваивают продуктовые магазины формата „у дома”: „Дикси”, „Перекресток”, „Виктория”. Успешны хозяйственные магазины – например, „Мосхозторг” представлен практически на всех центральных улицах, и еще несколько точек планируется открыть в ближайшее время».

За последние несколько лет, по информации Knight Frank, магазины продуктов увеличили площади своих помещений в центре столицы до 17 тысяч кв. м на 11 улицах, что можно сопоставить с площадью крупного супермаркета. По словам управляющего партнера Point Estate Ирины Калининой, Тверская, Петровка, а также Большая Дмитровка и Столешников переулок остаются самыми статусными, дорогими и востребованными с точки зрения стрит-ретейла. Она отметила, что нельзя говорить об уходе лакшери-арендаторов с центральных коридоров: одни магазины уходят, а другие появляются.

Основная проблема для высокобюджетного уличного ретейла Калинина называет отсутствие новых площадей. Даже если в центре города возводят новые элитные проекты, то они чаще всего находятся в глубине кварталов, где почти нет трафика. А перевести жилые помещения на первых этажах в нежилые уже нельзя, поэтому на рынке существует ротация арендаторов между существующими точками.

Эксперты, опрошенные изданием, указывают на увеличение числа рестораторов среди арендаторов. Заместитель главы Contact Real Estate Дмитрий Воронков рассказал, что ресторанный бизнес находится в списке активно развивающихся. Глава департамента торговой недвижимости ILM Егор Левченко отметил, что из дорогих кафе и ресторанов на московских улицах остаются лишь те, что предоставляют качественный сервис. Он отметил, что из-за конкуренции с рынка пропадают небольшие сети общепита. У рестораторов популярны помещения с большими витринами, которые открываются летом. Чаще всего запросы приходятся на площади от 50 до 150 кв. м, а средний бюджет подобных сделок составляет от 0,5 млн рублей до 1 млн рублей в месяц.


Дмитрий Воронков

заместитель гендиректора Contact Real Estate

«Рынок не может полностью удовлетворить спрос на объекты, готовые под общепит. Например, в жилом доме оборудовать помещение ресторанной технологической вытяжкой практически невозможно, поскольку это требует согласования с 70% жильцов дома».

Открытие ресторана или кафе на центральных улицах также зависит от того, можно ли припарковаться рядом с точкой. Из-за этого с Тверской ушли заведения, где средний чек превышал 2000 рублей. По этой же причине рестораторы ушли с Кутузовского проспекта. Рестораны и магазины люксового сегмента переехали в Столешников переулок, ЦУМ и ГУМ. А на Тверской доля операторов общепита увеличилась с 26% до 41%.

Ситуация сильно отличается вдали от центральных коридоров. По словам главы DNA Realty Антона Белых, арендаторы готовы платить лишь за трафик (в основном пешеходный). Это привело к тому, что площади около выходов из метро и в местах концентрации пешеходов сдают по докризисным ставкам и только в рублях. А точки, где нет потока людей, либо не сдаются, либо их отдают очень дешево. Основной спрос сейчас приходится на помещения прямоугольной формы и свободной планировки, в которых есть витринные окна и собственный вход.

В Консалтинговом бюро «Стрелка», которое вошло в программу благоустройства «Моя улица» в 2015 году в качестве оператора-консультанта со стороны правительства Москвы, разработали стандарты благоустройства московских улиц. О том, как устроен бизнес «Стрелки», читайте в материале Inc.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России