Бизнес хотят освободить от уголовных наказаний за валютные нарушения
Минфин подготовил законопроект поправок, отменяющих две статьи УК РФ с наказаниями за валютные нарушения. Угроза ареста и лишения свободы для предпринимателей в таком случае должна уменьшиться.
Ведомство хочет убрать из УК РФ наказания за невозврат валютной выручки и переводы нерезидентам с использованием подложных документов (ст. 193 и 193.1 соответственно), сообщают «Ведомости», со ссылкой на источники.
Переводы нерезидентам предлагают лишить статуса отдельного преступления и сделать способом отмывания преступных доходов (ст. 174 УК РФ). Наказание за них хотят уменьшить с десяти до пяти лет. Уголовную ответственность за невозврат валютной выручки предлагают отменить полностью. Против этих изменений выступает Центробанк.
Эксперты, опрошенные «Ведомостями», считают, что, если поправки утвердят, то правоохранительным органам придется сначала устанавливать признаки легализации преступных доходов. Суд в таком случае чаще станет ограничиваться штрафом, а бизнесмена почти невозможно будет взять под стражу во время следствия.
В марте сразу четыре бизнес-ассоциации попросили правительство ослабить валютный контроль. Предприниматели объясняли, что валютные риски делают экспорт невыгодным, в то время как одной из целей нацпроектов является его наращивание: несырьевого с $135,1 млрд до $250 млрд к 2024 году, а промышленного — с $114 млрд до $205 млрд.
После обращения бизнесменов премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился рассмотреть возможность смягчения ответственности за невозврат валютной выручки. В начале октября глава Минфина Антон Силуанов поручил также проработать вопрос отмены наказания за переводы нерезедентам с подложными документами.
В конце июля Следственный комитет возбудил уголовное дело против основателя автодилерской компании «Рольф» Сергея Петрова. По версии следствия, Петров вступил в сговор с руководством «Рольфа», чтобы вывести из России деньги через счета кипрской компании Panabel, купив у нее акции компании «Рольф Эстейт» за 4 млрд руб. Следствие считает, что сумма сделки была многократно завышена, а реальная стоимость компании не превышает 200 млн руб. Петров свою вину отрицает и считает дело политически мотивированным. В 2007-2016 годах он был депутатом Госдумы от партии «Справедливая Россия».