2018 год был сложным для технологического бизнеса — IT-гиганты оказывались участниками скандалов, сталкивались с протестами сотрудников и теряли деньги. И на это были причины. MIT Technology Review ежегодно публикует список худших примеров использования технологий — в итоги уходящего года попали эксперименты над младенцами, потакание никотиновой зависимости и заигрывание с китайской цензурой.
Генно-модифицированные дети
Заявление китайского исследователя Хе Цзинькуя о рождении первых в мире генно-модифицированных детей стало сенсацией. Цзинкуй сообщил, что с его помощью на свет появились девочки-близняшки, организмы которых в будущем якобы смогут противостоять заражению ВИЧ. Научное сообщество скептически отнеслось к результатам эксперимента: ученый не рассказал, как именно он проводился.
Во-первых, эксперимент прошел не слишком удачно, отмечает издание, и нет никаких гарантий того, что девочки не заболеют ВИЧ. Во-вторых, в редактировании генов не было необходимости — благодаря проверенным методам ВИЧ-положительные люди уже сегодня могут стать родителями здоровых детей. Цзинькуй, который рассчитывал получить Нобелевскую премию, сейчас находится под следствием в Китае.
Juul Labs и эпидемия никотиновой зависимости
Juul Labs, лидер американского рынка электронных сигарет, в середине декабря получил $12,8 млрд инвестиций при оценке в $38 млрд. В обмен на инвестиции Altria Group, производитель сигарет Marlboro, получила 35% компании. MIT Technology Review указывает, что общество может заплатить за успехи стартапа слишком большую цену: не стоит увлекаться мифом о безопасности электронных устройств для курения табака.
Да, для заядлых курильщиков электронные сигареты могут стать отличной альтернативой, но Juul Labs сделал их популярными среди молодых людей, которые никогда не курили. Стартап, на который приходится 75% рынка, позиционирует свой продукт как модный гаджет и рекламирует его в Instagram. По официальным данным, число американских подростков, «подсевших» на электронные сигареты, удвоилось за последний год. В ноябре Juul Labs сообщила, что уберет рекламу из соцсетей и ограничит число вкусов табака. Однако урон, который стартап нанес здоровью потребителей, заметен уже сейчас.
Провальное возвращение Google в Китай
Google ушел с китайского рынка в 2010 году из-за конфликта с местными властями. Восемь лет спустя американская корпорация захотела вернуться в Китай и запустила Dragonfly — проект поисковика с цензурой. Сопротивление, с которым столкнулась компания, было невероятно мощным: в августе сотрудники начали масштабную кампанию против проекта. Они выходили на улицы с плакатами «Не хочу быть еще одним кирпичом в китайском фаерволе» и писали в открытых обращениях, что Dragonfly «сделает Google соучастником угнетения».
В декабре The Intercept сообщила, что Google отказалась от разработки Dragonfly. По информации газеты, необходимость такого шага стала ударом для главы компании Судара Пичаи и других топ-менеджеров, поскольку возвращение в Китай было приоритетным для них.
Этнические чистки в Facebook
Российские политтехнологи, политики-обманщики, неонацисты — все, кто готов продать немного ненависти, уже выяснили, что это можно легко сделать в Facebook. Но есть вещи куда более серьезные и опасные, чем сомнительная политическая реклама.
В августе миссия ООН по сбору фактов о нарушениях прав человека в Мьянме выпустила доклад, в котором назвала преследования народа рохинджа геноцидом. В ООН указали, что Facebook широко распространен в Мьянме, а многие посты о рохинджа, опубликованные в соцсети, представляли собой «реальную дискриминацию» этого народа. При этом администрация Facebook ничего не делала для того, чтобы остановить разжигание ненависти.
Кажется, Facebook не учится ничему, пишет MIT Technology Review. Компания пытается отбиться от претензий регуляторов и пользователей, но пока ей удается лишь ухудшить свое положение.
Обещания «загрузки мозга» в облако от Nectome
Американский стартап Nectome предложил клиентам сохранить их мозг для оцифровки. Руководство компании предупредлило, что процедура заморозки мозга сейчас полностью фатальна, то есть оживить тело человека, прошедшего такую процедуру, пока не получится. При этом процедура заморозки мозга должна начаться до того, как человек умрет, то есть по факту это скорее эвтаназия.
MIT уже аннулировал сотрудничество с Nectome — методы стартапа показались ученым сомнительными. Однако некоторые люди уже заплатили $25 тыс., чтобы попасть в очередь на «оцифровку». В Nectome говорят, что команда продолжает вести научные разработки, однако будущее компании теперь выглядит зыбким.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews