Новое исследование, опубликованное в научном журнале PLOS One, показало, что контент на тему питания в TikTok может способствовать развитию проблем пищевого поведения у молодых пользователей. Ученые изучили видео под самыми популярными хэштегами, такими как #WhatIEatInADay и #WeightLoss.
Исследователи из Университета Вермонта в США проанализировали 1 тыс. видео в TikTok под наиболее популярными хэштегами, связанными с фигурой и питанием. Для этого они набирали в поиске «еда», «питание», «вес» и «образ тела». Исследование опубликовано в PLOS One.
В него были включены 10 хэштегов не менее чем с миллиардом просмотров. У #WhatIEatInADay и #WeightLoss на начало исследования было 3,2 млрд и почти 10 млрд просмотров соответственно.
Менее 3% видео TikTok, связанных с питанием, рассказывали о разном весе у людей. Подавляющее большинство контента было посвящено «нормальному» весу, который преподносился как основной детерминант здоровья. Почти 44% видео содержали материалы о похудении, а 20,4% демонстрировали трансформацию чьего-то тела.
Многие видео присваивали еде «хорошие» или «плохие» ярлыки. По словам ученых, это может привести к развитию нервной орторексии — расстройству пищевого поведения, характеризующегося навязчивым стремлением к «правильному» питанию, что приводит к значительным ограничениям в выборе продуктов питания.
Вредные последствия контента для похудения могут напрямую отразиться на уязвимой молодой аудитории TikTok. По данным авторов исследования, в 2020 году треть пользователей соцсети в США были моложе 14 лет.
Наиболее тревожным открытием в исследовании стало количество молодых женщин, которые взаимодействовали с контентом для похудения. Более 60% видео были созданы женщинами, а более половины — пользователями подросткового или студенческого возраста.
Исследование показало, что большинство советов по питанию для похудения были даны людьми, не являющимися экспертами. Только 1,4% видео с советами по питанию были сняты профессиональными диетологами.
Рекомендации в TikTok постоянно предлагают видео с контентом, с которым обычно взаимодействуют пользователи. Это означает, что «если кто-то сидит на диете или интересуется темой потери веса, эти видео будут продолжать появляться в его ленте», говорится в исследовании.
Узнайте больше
В 2019 году Instagram* (принадлежит признанной экстремистской в РФ Meta) пообещал запретить показывать пользователям младше 18 лет рекламные посты, посвященные товарам для похудения и пластическим операциям. Компания заявила, что хочет снизить психологическое давление на подростков из-за навязываемых стандартов красоты.
В 2021 году газета The Wall Street Journal опубликовала статью, основанную на внутренних документах Meta. Согласно им, компания в течение нескольких последних лет знает, какой вред наносит Instagram психике подростков, но скрывает эту информацию от общественности.
Вот лишь пара выводов, к которым пришли руководители компании:
- «Мы усугубляем проблемы, связанные с восприятием тела, у каждой третьей девочки-подростка»;
- «Среди подростков, сообщивших о суицидальных мыслях, 13% британских пользователей и 6% американских пользователей говорили о желании убить себя в Instagram».
В том же 2021 году TikTok обогнал Instagram по популярности среди подростков. В прошлом году 63% американцев в возрасте от 12 до 17 лет использовали TikTok еженедельно по сравнению с 57% для Instagram. В 2020 году Instagram лидировал в этой демографической группе с показателем в 61%, в то время как у TikTok было 50%.