Если вы хотите запилить стартап: самые актуальные технологии для нового бизнеса

Если вы хотите запилить стартап: самые актуальные технологии для нового бизнеса
Фото: NurPhoto / Contributor

В 2017 году на хайпе вокруг технологий массово запускались стартапы — билет в мир успешного бизнеса для многих. Но технология — всего лишь инструмент достижения глобальных целей компаний и корпораций. Нужно мыслить на несколько шагов вперед и не гнаться за информационным шумом. Боты, блокчейн и искусственный интеллект — самые перспективные новинки времени. Выбрав одну из них, ваш стартап почти наверняка привлечет инвестора. Вот как правильно использовать технологии, продумывая идеи.


Выбираем правильную технологию для своего стартапа


Некоторые «хайповые» технологии — machine learning и deep learning, VR, Интернет вещей и т. д. — уже через 2-5 лет выйдут на «плато продуктивности», сообщает Gartner. Рассмотрите их в первую очередь, если хотите делать бизнес прямо сейчас. Блокчейн, когнитивные вычисления, смешанная реальность популярны, но их потенциал пока не реализован. Со временем они нарастят функциональность, и с ними очень важно «поймать волну». Если вы хотите заработать, сейчас точно не стоит делать стартап на квантовых вычислениях: такие проекты пока носят исключительно исследовательский характер.


Боты


С этой технологией масса успешных историй: TalkBank (чат-бот банк), собравший недавно очередной раунд инвестиций, популярный в США Visabot, основатель которого недавно вошел в список самых перспективных предпринимателей до 30 лет по версии Forbes. Крупнейший провайдер международной компьютерной системы бронирования Sabre (работает, в частности, с «Аэрофлотом») создал чат-бота для туристов. Путешественники могут выбирать специальное питание, менять места и получать консультации от бота на естественном языке прямо в Facebook Messenger. Бот экономит сотрудникам время, решая рутинные задачи клиентов.

По данным Servion Global Solutions, к 2025 году до 95% всех услуг будет оказывать искусственный интеллект. Это значит, что в ближайшем будущем технологии будут сами активно развиваться, боты станут разумнее, а предпринимателям предстоит интегрировать их в свою бизнес-модель. Согласно отчету Technavio, внедрение чат-ботов наиболее актуально в сферах клиентского обслуживания, где важны качество и скорость работы сервиса. Разрабатывая решение в сфере услуг, используйте эту технологию.


Когнитивные сервисы


Эти сервисы часто бывают внедрены в боты. Бот-художник с помощью когнитивных модулей распознает текст из описания и генерирует на его основе изображения объектов. Такие сервисы действуют и отдельно, в виде инструментов для обработки данных и распознавания текста, речи, изображений и т.д.

Сферы применения: аутентификация (сканирование лица для авторизации на смартфоне), оценка состояния потребителя в торговых центрах, пропускные системы, паркинг (распознавание номеров) и многое другое. Из интересных примеров: биометрический стартап RecFaces установил авторизацию по отпечатку пальца в банкомат Сбербанка в рамках пилотного партнерского проекта, HeedBook сделал решение по оценке эффективности сотрудников и клиентского сервиса на базе технологий распознавания эмоций и речи (используется в «Почте России» и МФЦ Реутова).


Машинное обучение и нейросети


Нейросети (продвинутый вид машинного обучения) давно на пике популярности: вспомните MSQRD, Prizma, FaceApp. Нейросети способны не только обрабатывать фото, но и прогнозировать события, писать книги, музыку, монтировать видеоролики и т. д.

Сегодня данные представляют огромную ценность, и если вы умеете с их помощью оптимизировать процессы и знаете, как увеличить прибыль, то запустить пилотный проект/заключить сделку/совершить продажу будет куда проще. Удастся придумать продукт на основе самообучающихся алгоритмов, который «взорвет» интернет, – смело делайте, это все еще актуально.


Искусственный интеллект


Разработкой ИИ занимаются главные игроки ИТ-рынка (Microsoft, Google, OpenAI Илона Маска). На базе ИИ можно решить множество задач и проблем человечества: например, сложные ИИ-алгоритмы могут вслух описывать мир для слепых и слабовидящих людей.

Создать своего ИИ-робота и придумать для него бизнес-план — задача не из легких. Потребуется целый отряд высококвалифицированных разработчиков и годы работы над усовершенствованием алгоритмов. Один из самых ярких кейсов этого года – робот София в его физическом воплощении, поддерживающий сложные диалоги. Или персональные ассистенты: Cortana у Microsoft, Алиса у Яндекса, Siri у Apple. В случае с ИИ главное – понять коммерческую модель бизнеса (интеграция с коммерческими сервисами, B2B-услуги и т.п.), а спрос на искусственный интеллект в ближайшие годы будет только расти.


Блокчейн


В 2017 году появилось несколько любопытных проектов с применением этой технологии, например Rega Risk Sharing (страхование на смарт-контрактах), Airalab (децентрализованная система автономных интеллектуальных роботов). Российское сообщество разработчиков одно из сильнейших в мире: страна вошла в тройку лидеров по созданию решений на блокчейне. По оценкам Gartner, от стадии завышенных ожиданий технология уверенно движется к стабильной продуктивности. Блокчейн — одна из важнейших технологий настоящего и будущего — может успешно применяться в самых разных сферах. Конечно, на первом месте — финансовые решения, затем те, где необходима системность, учет. Это здравоохранение, ретейл, недвижимость, регистрация прав собственности (например в музыкальной сфере) и многое другое. Главное – помнить, что при использовании блокчейна технология распределенного реестра должна играть ключевую роль в вашем продукте. На блокчейн нужно смотреть как на инструмент со своим спектром функций и возможностей. Важна не технология сама по себе, а ваша с ним эффективность, и бизнес на блокчейне – такой же бизнес, как и любой другой.


VR/AR/MR


У российских проектов с виртуальной, дополненной и смешанной реальностью большой потенциал: мы научились применять эти технологии не только для развлечения, но и в бизнесе, – и зарабатывать на этом деньги. Можно выделить решения от Hologroup (проекты по смешанной реальности в образовании, проектировании, презентациях и экскурсиях для брендов), Vizerra (студия виртуальной реальности с решениями для выставок, музеев, шоурумов и др.), Skill Hub (VR-проект по обучающим программам для сотрудников компаний), которые делают ставку на разные «реальности».

Сферы применения самые разные: обучение, строительство, дизайн, развлекательная индустрия, производство. Некоторые гиганты бизнеса открывают у себя лаборатории виртуальной реальности, проводят конференции, встречи сообществ. Рынок живой, и эксперты видят в нем большой коммерческий потенциал. Есть мнение, что в VR будут создаваться собственные рынки, зеркальные настоящим. В виртуальных бутиках будет продаваться виртуальная одежда. Мы ожидаем «бума» этого рынка в момент формирования соответствующей инфраструктуры — тогда спрос на подобные решения вырастет еще больше. Не упустите момент: заранее прорабатывайте и готовьте идеи бизнеса в виртуальной реальности.